Роль сюжетно-ролевой игры в развитии
социально-коммуникативной сферы дошкольников
Иордик Светлана Владимировна,
воспитатель ГБДОУ
Дошкольный мир-мир игры. Ребенок дошкольник в свободной деятельности играет почти все время. Играет, когда рисует ,играет ,когда строит замок или крепость.Даже находясь в одиночестве,ребенок создает какой-то сюжет.воспитатель ГБДОУ
Сюжетно-ролевая игра –это вид игровой деятельности,в которой ребенок воспроизводит то,что наблюдает в своем окружении.В игре «Семья» мы можем наблюдать отражение мира семьи ребенка,взаимоотношения родителей,других чденов семьи,В игре «Магазин» мы видим отражение взаимодействие покупателя и продавца так,как видит их ребенок и так далее.
Предпосылки к формированию игровых навыков наблюдаются у детей уже в раннем дошкольном возрасте,но осной пик развития игровых способностей приходится на средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.
Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной. Игровой процесс создает условия для ориентирования в том, как строятся отношения в социуме, как представлена деятельность человека в реальности. Соответственно, цель ролевой игры – включить ребенка в реальные общественные отношения.
Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего, дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций. Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.
Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:
- Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
- Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
- Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
- Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
- Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.
Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку реализовывать свои творческие замыслы, развивает фантазию, воображение .Но так же сюжетно-ролевая игра-это ключ к общению. Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.
Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру надо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование художественного слова (песенки, потешки, загадки); сюрпризных моментов (чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.).
Сюжетно-ролевые игры позволяют решать многие задачи касающиеся формирования у детей навыков совместной деятельности со сверстниками. Они также являются неисчерпаемым источником для развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Детская сюжетно-ролевая игра имеет ряд особенностей:
- Игра представляет собой отражение детьми окружающего мира действий, деятельности взрослых, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и океаном, и лесом, и необитаемым островом, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.
- Игра имеет самодеятельный ,творческий характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.
- В игре ребенок сочетает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а сама ее суть. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает «за игрушку», ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д. слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются моделями поведения, переживаниями, уточняют смысл ,сюжет и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет основу игровой деятельности, служит средством отображения действительности.
- Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы взаимосвязаны.
Основными задачами по развитию навыков общения у детей являются:
- формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
- развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
- освоение моделей социального поведения в сюжетно - ролевой игре.