Детские капризы, как с этим справляться на базе детского сада и дома
Белова Татьяна Николаевна
Цели:
1. Правильно реагировать на капризы детей в условиях детского учреждения.
2. Давать правильные рекомендации по возникшей теме родителем.
3. Обсуждать с коллегами вопросы на данную тему. (совещания, круглые столы, пятиминутки)
4. Помогать детям справляться со своими сию минутными желаниями.
5. Выступать на родительских собраниях на волнующие темы, связанные с поведением детей.
Мнения:
1. Потакать капризам детей.
2. Отвлекать детей от капризов.
3. Объяснять и беседовать с ребенком на данную тему.
4. Стараться не обращать на это внимание, тем самым равнодушно относиться к капризам, не заостряя на них внимание.
5. Стараться переложить ответственность либо на родителей, либо на воспитателя по решению данной проблемы.
Пути решения:
1. Тесная работа с родителями.
2. Работа с методической литературой на данную тему.
3. Советы коллег и администрации образовательного учреждения.
4. Внимательное отношение к детям, использование различных подходов для решения данной проблемы.
Список методической литературы:
1. СанПин и СанМин для дошкольных образовательных учреждений.
2. Программы образовательного учреждения и методические разработки, используемые при составления программ.
3. Анкетирование взрослых и детей по данным вопросам.
4. Изучение литературы на интернет ресурсах.
5. В. Сухомлинский. «Мудрость родительской любви», Москва, 1988.
6. «365 дней и ночей из жизни ребенка», Москва, 1995.
7. Пенелопа Лич. «Младенец и ребенок от рождения до 5 лет», Спб, 1993.
8. «Мудрость воспитания», Москва, 1989.
9. «Здоровья ребенка советы опытного педиатра», Ростов-на-Дону, 2003.
10. «Здоровья ребенка – основа его гармоничного развития», Москва, 1897.
11. В. Цвыртарный. «Играем пальчиками и развиваем речь», СПб, 1997.
«Любовь к людям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня.» В. Сухамлинский.
«Добро воспитывается добром, а зло – злом.»
«Двух летний ребенок – это уже личность.»
Народная мудрость. Мать всплакнет: год три месяца, а уж гляди как зол! А я скажу: «путь бесятся! Знать в бабушку пошел!»
«Дети должны воспитывать своих родителей» Карл Маркс.
Пословица: дружная семья гору сдвинет.
«Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.»
«Капризный в детстве уродлив в старости» Демокрит.
«Когда в товарищах согласия нет, то выйдет из него лишь мука.»
«Человек по своей природе есть существо общественное.»
«Не обманывается тот, кто советуется.»
«Не далеко от дерева яблочко падает.»
Многие особенности развития поведения ребенка зависят от ожидания взрослых. В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки, конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми является любовь, теплота и искренняя забота. Только они могут определить строгать и дисциплину воспитанию детей. Наказание, таким образом, неотъемлемая часть в устранении детских капризах. Только правильный подход родителей, где сначала устанавливается граница, а затем требуется соблюдение чего-либо. На вызывающее поведение родителем не обходимо отвечать уверено и решительно. Стараться находить границу между своеволием и детской безответственностью, черты которой только формируется. Родители не должны требовать не возможного. Лишь когда конфликт исчерпан, необходима, утешаться и объяснить ребенку, в чем проблема. Любить ребенка таким, какой он есть.
Капризы – действия лишенные смысла, дети свою слабость прикрывают капризами, неумение играть проявлять себя, не умеют, все силы растрачивают в капризах, в бессмысленных прихотях. Дети заласканные, изнеженные, в семье им во всем потворствуют. В своих капризах вымещают озлобление, черствое несправедливое отношение в последствие перерастающее в грубость, хулиганства, бегство из дома. Капризный ребенок очень часть нервный, слабый. Закаливание сделает его более сильным, спортивные прогулки, игры, упражнения, правильное питание. Ограничение в просмотре телепередач и компьютерных игр, так же помогут ребенку закалить свой характер. Если ребенка будоражит, беспокоит, что либо окружающее, обратить на это внимание, и лучше не использовать данное в окружающей деятельности ребенка. Капризному ребенку нужен в этом мире помощник партнер, взрослый должен уметь играть с ребенком: 1. Оказывать помощь; 2. Предлагать себя в партнеры; 3. Не зацикливаться: малыш учиться благодаря постоянному повторению; 4. Наводить ребенка на новые идеи и варианты игр, как бы между прочим; 5. Помогать сосредоточиться на занятии; 6. Помогать ребенку, общаться с другими детьми, подталкивать к общению.
В. Сухамлинский писал «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
Хорошая игра, интересная, полезная, привычная – профилактика нервных взрывов. Помимо игры, рядом стоящие взрослые должны открывать для ребенка потребность в книге, в труде. Огромное значение имеет семья, в которой все требования взрослых одинаковы, если мама строгая, бабушка добрая, а папа воскресный – ребенок растеряется и начнет хитрить в проявление в отношение с взрослыми. Так как факторами воспитания являются подражания, внушение и убеждения. Стремление к одной цели: ежедневная работа для всей семьи. Режим в семье, дома обязательно должен касаться частности: точное время подъема и время отхода ко сну, правило соблюдения чистоты: смена белья, мытье, порядок на рабочем месте, пользование туалетом, ванной, умывальником. Приучать следить за электрическим светом вкл/выкл, следить за правильным поведением за столом. Зная распорядок ребенку легче ориентироваться в окружающем, знать, что когда делать и как себя вести, а не проявлять капризы которые часто встречаются из-за разлада требования в семье. Девиз: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждения». Что вредит: отрицание, непризнание, подавление, приукрашивание. Не только заласканный ребенок но и испытывающий на себе строгое отношение взрослых может быть капризным. От постоянного стенания страдают сердечно-сосудистая система, центрально-нервная: сон, отдых, ослабевает иммунитет, обмен веществ.
«Нам кажется не достаточным оставить тело и душу детей в таком состоянии, в котором они даны природой, - мы заботимся об их воспитание и обучении, что бы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим». Лукиан.
Часто проводя анкетирование мы сталкиваемся с тем что родители, неся бремя забот о здоровье и приобретая все не обходимое для жизни деятельности не уделяют должного внимание игре, трудовой деятельности, чтению книг и просто бесед с ребенком.
За детским садом, следует школа, затем институт, затем работа и все это без умений вести себя в коллективе или отсутствием какого либо звена может дать обществу человека ограниченного, черствого, эгоистичного, равнодушного и к своей семье и к обществу в целом.