Индивидуальная работа с детьми ясельной группы
Белова Таньяна Николаевна
«Разве не тогда я приобрел все то, чем я живу теперь, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка о меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.»
Л.Н. Толстой
Уже в первом полугодии жизни закладываются основы будущей речи. Когда мы говорим об организации ухода за малышом в этот период, надо помнить о том, что надо с ним разговаривать, когда его перепеленываете, кормите, купаете, укладываете спать. Создается не только радостный и ласковый тон общения, малыш улавливает его и хочет ответить на него.
На этом этапе важно подхватить лепет малыша. Получается перекличка. «Игра-перекличка» полезна для развития подражания, речевого слуха, звукопроизношения. Малыш должен видеть ваше лицо. Он не только слушает, но и смотрит на рот, следит за движением губ. Лепет сам в речь превратиться не может. Обучая малыша речи, мы возвращаем ему взятые из его гуления и лепета звуки и звукосочетания.
Возвращаюсь к проговариванию: когда мы кормим ребенка, одеваем, играем с ним, мы говорим с ребенком, называем действия и предметы: «Встань», «Дай руку.», «Наденем шапочку», «А теперь завяжем платочек», «Вот мячик», Возьми мячик».
Мало разговаривать с малышом - плохо, но не лучше, если на него обрушивается слишком много слов, теряется что-то одно и самое главное: игрушка, действие и т. д.
Нужно научить ребенка выражать просьбу словами, опираясь на приобретенные и понимаемые слова-действия («разожми кулачок», «дай», «положи», «отпусти»). Надо учить детей движениям, которые выполняют руки: «здравствуй» - протягивать ручку, «до свидания» - махать.
Основные достижения малыша в развитии речи приходятся на второй год его жизни.
Движения благотворно влияют на развитие организма, мышечной системы и повышают тонус коры головного мозга. Необходимо всемерно способствовать развитию движений и действий малыша. Но стремиться форсировать события тоже не надо (ставить не научившегося вставать, сажать не умеющего сидеть).
Чрезмерная активность тоже нежелательна, лучше взрослым уметь переключить ребенка на другое занятие с меньшим количеством двигательной активности.
Впечатления: пробежала собака, зашумело под ветром дерево, захлопал крыльями голубь, чирикают воробьи - все это малышу надо показать, развить, постараться вызвать подражание голосам животных, шуму деревьев...
одно из условий воспитания — уважение к занятиям ребенка. То, с чем способен справиться сам, взрослый не должен за него делать.
На грани первого и второго года жизни существует «кризис первого года» в явной или скрытой форме. Но слово «нельзя» - упрямство здесь путь отвлечения на другое занятие. На втором и третьем году в жизни малыша игра начинает занимать заметное место, здесь берут начало рисование, лепка, конструирование.
«Всестороннее обследование» окружающего мира невозможно без ходьбы, ходьба позволяет ребенку освоить не только ближнее, но и дальнее пространство. Расширяется мир — расширяется опыт. К игре присоединяется предметная деятельность. Осваивая ложку, чашку, совочек, лопатку, карандаш, ребенок учится перестраивать движения своей руки. Ребенок усваивает сам принцип употребления орудий. Действия с предметами-орудиями оказывает влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
Родители должны уделять все сторонам жизни малыша надлежащее внимание: будь то ролевые игры (подражание взрослым) или продуктивные (рисование, лепка, конструирование). Ролевые игры, те которые они наблюдали сами (он «ест» из пустой чашки, «читает», «пишет», «моет, кормит куклу» и т. д.).
Интерес к карандашам, глине, кубикам. Карандашное творчество: каракули, и мало дать ребенку бумагу, карандаши, краски, надо научить его как держать карандаш, краски, надо научить его как проводить линию, научить различать формы, цвета, размеры, обращать внимание как складываются графические образы предметов, помогать накапливать опыт. Перед тем как малыши начнут лепить, пусть хорошенько осмотрят то, что они собираются изобразить, учите малыша лепить»блин» (для шляпки), палочку (для ножки) — изделие. Гриб. При конструировании: башня 3-4 кубика, дорожка, с помощью взрослы он построит дом, машину, гараж для нее, стол, стулья, диван, кровать, ворота. То, что упущено от года до трех, восполняется потом с трудом, а то и не восполняется вовсе.
Важно, чтобы родители воспитали в ребенке потребность по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.
Особое значение имеет речь для освоения правил поведения (появляется слово «можно, кроме «нельзя», «надо»).
Полезны игры-шутки. На вопрос «Что это?» - ответ: это стол, это кроватка, это стул. Получая правильный ответ, ребенок удовлетворяется.
До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно: от 30-40 до 100 слов и употребляет их редко. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а концу трех лет - до 1200-1500 слов.
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!»
К. Д. Ушинский.
С малышом надо говорить не спеша, четко произнося звуки, размеренно, новые слова и выражения ребенок должен понимать.
Речь малыша на первых порах может иметь и «автономные» слова, слова, выдуманные малышом: молоко - «моко», голова - «гова». Здесь взрослые должны поправлять малыша и автономная речь быстро исчезает.
Внимательно наблюдать за малышом надо еще и для того, что ребенок может заговорить и позже (либо плохо слышит — родителям надо выявить, либо задержка в речи -. от родителей — мало речи или много речи).
Главное событие в развитии речи (к концу второго года жизни) это предложения в 3-4 слова, имеющие грамматическую форму: «девочка сидит», «лопатку баба дела» (сделала).
Повторять за детьми неправильную речь не стоит. Важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью, ясностью своей речи, за ее темпом (так как в обыденной речи итак происходят искажения: выпадание звуков, стирание, ослабление при небрежном произношении).
Полезны маленькие рассказы: дети к этом возрасту должны уметь слушать. Взрослый может рассказать, прочитать сказку, произнести потешку, чистоговорку, скороговорку и предлагает ребенку повторить их.
Тише мыши!
Кот на крыше!
Не найду я ушки
у нашей лягушки.
Петушок, петушок, золотой гребешок... и т. д.
Далее предлагаем ряд упражнений, которые помимо совершенствования речи речи и общей моторики, помогут в пополнении знаний и сведений, развития памяти, внимания и воображения.
Имениннице Иринке
Подарили бутерброд,
Встать, руки в стороны, к груди
А она друзьям икринки
С бутерброда раздаёт:
Присесть, движения руками
от груди вперёд
Икринку зайчишке, Икринку лисёнку, Икринку мартышке,
Две штучки — слонёнку,
Наклон вперёд, попеременные
движения руками от груди в стороны
Ну, а что останется —
Ей самой достанется.
Встать, руки в стороны, к груди
ВОПРОС И ЗАДАНИЕ:
• Как можно назвать девочку Иринку, которая так заботится о своих маленьких друзьях?
• Придумай свою историю о мальчике, который угощает игрушечных зверюшек.
Маленький мальчик в маленьком море
На маленькой лодке плывёт,
Присесть, выполнить руками движения пловца
Маленький ветер по маленьким волнам
Лодочку гонит вперёд.
Встать, наклоны вправо-влево, наклон вперёд
К маленькой пристани в маленький город
Мальчик приплыл, наконец,
Присесть, движения пловца,
руки перед грудью, ладони вместе
Маленький парус спущен на мачте,
И маленькой сказке конец.
Наклон вперёд, присесть
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
• Расскажи: каким ты представляешь мальчика- путешественника?
• Придумай сказку о школьнике, который на своей лодочке попал в страну маленьких жителей Гномляндию.
Есть в шкафу у куклы Кати
Кофты, сарафаны, платья.
Встать, движения руками сверху
вниз вдоль туловища
Есть пальтишко, брюк две пары,
Для прогулок шаровары,
Наклон вперёд, движения ладонями
вдоль ног сверху вниз
Много блузок ровно, в ряд
В Катином шкафу висят
Встать, руки вперёд,
попеременные движения вверх-вниз
Эти вещи одевают
И одеждой называют
Присесть, развести руки в стороны
ВОПРОС И ЗАДАНИЕ:
• Когда одежду можно назвать «раздежда», «гладежда», «висежда»?
• Придумай историю о том, как одежда спряталась от хозяина-грязнули.
Утром я посуду мою
Очень тёплою водою,
Встать, круговые движения
правой рукой перед грудью
Губкой вымою тарелки я
И глубокие, и мелкие,
Круговые движения
обеими руками перед грудью
Ототру все вилки, ложки
Блюдца, чашки, поварёшки,
Движения согнутыми в локтях руками
вправо-влево («дворники» на машине)
Все кастрюли, все стаканы...
Долго мою? Что ж, не странно.
Присесть,
руки развести в стороны
Подождите все, покуда
Будет вы-мы-та посуда.
Встать, наклон вперёд,
руки в стороны
ВОПРОС И ЗАДАНИЕ:
• Какая посуда, упав с подноса, не разобьётся?
• Сочини разговор между недомытыми Тарелками и Чашками.
Большущий стол и стульев шесть,
Диван, два кресла в зале есть,
Присесть, указать
на воображаемую мебель
И восемь книжных полок в ряд
Над телевизором висят
Встать, плавные движения
руками сверху вниз и справа налево
Без мебели, мои друзья,
В квартире жить никак нельзя!
Встать,
руки развести в стороны
ВОПРОС И ЗАДАНИЕ:
• Под какую мебель мячик сможет закатиться, а под какую — нет?
• Представь и расскажи об удобной, надёжной мебели для дачного участка.
Литература:
1. Мир детства: Дошкольник/ Под ред. А. Г. Хрипковой. Москва. 1987 г.
2. Цитаты Л. Н. Толстова, К. Д. Ушинского: о детях до 5 лет.
3. Т. Я. Ткаченко «Речь и моторика». Москва. 2007.
4. «Воспитание внуков.» Автор-составитель А. Мельникова. Москва. 2000 г.