Детский фитнес 6 - 7 лет
Середа Ольга Анатольевна
АКТУАЛЬНОСТЬМногочисленные исследования, проводимые последние десятилетия, свидетельствуют о устойчивом падении уровня здоровья и увеличение смертности населения Российской Федерации.
Особую тревогу вызывает физическое и психическое состояние подрастающего поколения.
Данные официальной статистики, проводимой в период с конца 1990-х и начало 2000-х годов, свидетельствуют о том, что около 90% школьников имеют различные отклонения в состоянии здоровья, из них более половины - со стороны опорно-двигательного аппарата (Потапчук А.А., Дидур М.Д., 2001; Баранов А.А., Щеплягина Л.А. и др., 2007, 2008 и др.).
Важным компонентом состояния здоровья является уровень развития основных физических способностей, который у 20-40% детей младшего школьного возраста характеризуется как низкий (Виленская Т.Е., 2007).
В то же время, как утверждают многие исследователи, традиционные подходы к проведению занятий по физической культуре существенно снижают интерес подрастающего поколения к физкультурным занятиям.
Поэтому задача педагога уже в дошкольном учреждении состоит не только в развитии физических способностей и двигательных навыков, но и в формировании интереса к физической культуре, в стремлении выработать у дошкольника потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом в его дальнейшей жизни.
В связи с этим, вопрос о поисках новых форм реализации задач физического воспитания, учитывающих низкий уровень здоровья детей и острую необходимость в формировании у ребенка устойчивого стремления к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности, является особо актуальным.
Особой популярностью, на современном этапе, стали пользоваться различные направления детского фитнеса.
Особенно увлекателен для детей детский фитнес, в частности такие его виды как ритмическая гимнастика, игровой стретчинг, фитбол-аэробика и другие. Дети очень интересуются данными направлениями, так как для них это что-то новое, необычное, отличающееся от обыденного.
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был крепким, сильным, а главное, здоровым. Укрепление здоровья дошкольника зависит от разных факторов, в том числе и от повышения уровня двигательной активности детей. Поэтому актуальность программы заключается в оптимизации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством занятий фитнесом для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования ценностей здорового образа жизни. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предлагаемые в программе игры и упражнения оптимизируют процесс формирования правильной осанки и укрепление сводов стопы, развитие двигательных способностей, достижение определенного уровня морфофункциональной зрелости, физической работоспособности, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Занятия фитнесом закладывают фундамент для будущего физического и психологического здоровья. Занятия фитнесом компенсируют недостаток двигательной активности, укрепляют опорно-двигательный аппарат, мышечный корсет. Фитнес может дать очень многое: в первую очередь, здоровье, силу, ловкость. Занятия фитнесом укрепляют иммунитет, помогают в профилактике заболеваний сердечно - сосудистой, дыхательной систем, плоскостопия; способствуют: развитию моторных навыков, координации движений и чувства баланса тела; приобретению правильной осанки; улучшению гибкости.
«Детский фитнес» - это система общеукрепляющих, оздоровительных занятий, посредством которых у детей вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные физические навыки и умения, расширяются двигательные возможности и компенсируется дефицит двигательной активности. Именно так закладываются: и правильная походка, и красивая осанка, и ровный подчерк, и чёткая речь.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ФИТНЕСА
Цель: воспитание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, оздоровление организма, увеличение функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развитие силы и общей выносливости, совершенствование гибкости, координации движений.
Цель решается с помощью следующих задач:
- Образовательные задачи:
- Формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков для обеспечения жизнедеятельности.
- Изучение и освоение техники движений (базовые и альтернативные шаги, движения рук, перемещения в разных направлениях).
- Развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости.
- Формирование навыков выразительности, пластичности и грациозности движений.
- Развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, согласованности движений и музыки.
2. Воспитательные задачи:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие образного мышления, познавательной активности, умения эмоционального самовыражения.
- Формирование коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, чувства такта, взаимовыручки).
- Воспитания трудолюбия и стремления к достижению намеченной цели.
- Формирование интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом, а так же потребности в физическом самосовершенствовании.
- Воспитание ответственности и культуры поведения во время групповых занятий.
3. Оздоровительные задачи:
- Развитие опорно-двигательного аппарата (ОДА) и оптимизации роста.
- Формирование и закрепление навыка правильной осанки.
- Профилактика плоскостопия, заболеваний ОДА, коррекция массы тела.
- Улучшение функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
- Улучшение обменных процессов, повышение защитных сил организма (закаливание).
- Развитие психомоторных способностей и улучшение физической подготовленности.
- Улучшение эмоционального фона и снижение нервно-психического напряжения.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ
Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется.
Развитие психических процессов
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания – 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти - наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Развитие личности
Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста.
Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.
Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЙ 6-7 ЛЕТ
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук - более чем в 2,5 раза, а длинна ног - более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6-7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
К 6-7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
ЦНС:
Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками и особенно дошкольниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущение усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.
При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут. (М.Н.Сапин, В.И.Сивоглазов, 1997).
Опорно-двигательный аппарат:
В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Легкая растяжимость мышечно-связачного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. В результате возможны деформации скелета, развитие ассиметричности тела и конечностей, возникновение плоскостопия. Это требует особого внимания к организации позы детей и использования физических нагрузок.
Мышечная система:
Мышечные волокна ребенка тонкие и слабые, они гораздо менее возбудимы, чем у взрослых. С интенсивным ростом мышечных волокон происходит относительное уменьшение ядерной массы на единицу площади скелетных мышц - по сравнению с новорожденными их масса снижается к возрасту 6 лет в 4-5 раз.
Происходит перестройка иннервационного аппарата мышц. В дошкольном и младшем школьном возрасте увеличиваются размеры и дифференциация элементов мышечных, суставных и сухожильных рецепторов, достигая достаточного совершенства к 6 годам. На протяжении данного возрастного периода происходит перераспределение положения мышечных веретен в скелетных мышцах - от равномерного их расположения в мышце у новорожденных к сосредоточиванию веретен в концевых областях мышц, где они подвергаются большему растяжению и, соответственно, точнее информируют мозг о движении мышц. Мышечная масса детей невелика. Она составляет в 7-8 лет - 27%.
Мышцы конечностей (особенно мелкие мышцы кости) относительно слабее, чем мышцы туловища. Недостаточное развитие мышечно-связачного аппарата брюшного пресса может вызвать образование отвисшего живота и появление грыжи при поднятии тяжестей. Сила мышц мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте равна силе мышц девочек.
Сердечно-сосудистая система:
По мере взросления детей в их крови повышается количество эритроцитов и гемоглобина, а количество лейкоцитов снижается. У дошкольников в составе лейкоцитов сравнительно больше лимфоцитов, но меньше нейтрофилов. Соответственно, у них снижена фагоцитарная функция, и наблюдается высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Затем количество нейтрофилов повышается, а лимфоцитов снижается до взрослого уровня к моменту полового созревания. Количество тромбоцитов с возрастом практически не изменяется.
Минутный объем крови у 4-11-летних детей примерно в 2 раза меньше, чем у взрослых. Небольшие размеры сердца и слабость сердечной мышцы определяют малый систолический (ударный) объем крови (20-30 мл), а в сочетании с высокой эластичностью и широким просветом сосудов - низкий уровень артериального давления.
Дыхательная система:
По мере роста и развития ребенка совершенствуется его дыхательный аппарат. Дыхание у детей частое и поверхностное. Легочная ткань мало растяжима. Бронхиальное древо недостаточно сформировано. Грудная клетка сохраняет еще конусовидную форму и имеет малую экскурсию, а дыхательные мышцы слабы. Все это затрудняет внешнее дыхание, повышает энерготраты на выполнение вдоха и уменьшает глубину дыхания. Дыхательный объем дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека. Он постепенно увеличивается в младшем школьном возрасте, но еще заметно отстает от взрослого уровня. Из-за неглубокого дыхания и сравнительно большого объема «мертвого пространства» эффективность дыхания у детей невысока. Из альвеолярного воздуха в кровь переходит меньше кислорода и много кислорода оказывается в выдыхаемом воздухе. Кислородная емкость крови в результате мала - 13-15 об.% (у взрослых - 19-20 об.%)
Частота дыхания у детей повышена. Она постепенно снижается с возрастом. В силу высокой возбудимости детей частота дыхания чрезвычайно легко нарастает при умственных и физических нагрузкам, эмоциональных вспышках, повышении температуры и других воздействиях. Дыхание часто оказывается неритмичным, появляются задержки дыхания. Вплоть до 11-летнего возраста отмечается недостаточность произвольной регуляции дыхания. Особенно это отражается на речевой функции дошкольников.
СОСТАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА
Существуют особые правила при составлении тренировочного комплекса. Необходимо придерживаться четкой структуры урока и учитывать следующие факторы.
- Учитывать возрастные особенности
- Физическую подготовку
- Состояние здоровья
- От простого к сложному (подводящие упражнения)
- Упражнения на все группы мышц
- Работа с музыкой (рекомендуемый темп музыки для данного возраста)
- Положительный настрой
Структура занятия
Занятие должно иметь четкую структуру, последовательность действий, вне зависимости от возраста детей и физической подготовленности. Занятие включает в себя вводную часть, разминку, основную часть и заминку. В конце занятия также важны подведения итогов.
Вводная часть: является важным элементом занятия, задает необходимый настрой на тренировку. Обязательно озвучить технику безопасности, рассказать краткое содержание занятия и с чем будут заниматься дети. Занимает 1-2 мин.
Разминка: разминка подготавливает организм к более интенсивным физическим нагрузкам. Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме, усилить кровоток мышечных волокон. Выполнение разминки может предохранять спортсмена от травм и является важной частью тренировки. Разминка начинается с настроя, со вдоха и выдоха. Разминка бывает:
- суставная в движении (проводится сверху вниз)
- суставная с предметом
- аэробная разминка разогревает и подготавливает всё тело
- на степе
Необходимо использовать упражнения на все группы мышц. Постепенно повышать нагрузку от простого к сложному. Использовать плавный переход из одного положения в другое. Учитывать возраст, физическую подготовку и состояние здоровья ребенка.
Продолжительность разминки составляет 5-10% от всего времени занятия.
Основная часть: сюда входит комплекс упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата, гибкость костно-суставного аппарата, эластичность мышц, на профилактику плоскостопия и осанки. Разновидность занятий:
- аэробная (базовые шаги аэробики), связки
- силовая (упражнения с собственным весом тела) с использованием чередования нагрузки растяжки, дыхания.
- танцевальная ( разучивание танцевальных движений и их сложение)
- тематическая (с использованием предмета: гимнастическая палка, скакалка, гантели, фитбол, кирпичик и т.д.)
- соревновательный (представляет соревновательный процесс с победителем и награждением)
- кросс-тренинг (упражнения на выносливость, силу, может нести соревновательный характер)
- контрольно-учетное, мониторинг (учет способностей и подготовки детей, для понятия прогресса или регресса физической подготовке)
Необходимо правильно дозировать нагрузку, не превышать ЧСС частоту сердечных сокращений. Основная часть составляет 75-80% всего времени занятия. ЧСС достигает зоны 65-75% от максимальной, максимум определяется по формуле: ЧСС max = 220-возраст (в годах). Допустимая нагрузка в пределах ЧСС не более 60% от максимума.
Необходимо учитывать физическое состояние каждого ребенка:
- небольшое покраснение лица, учащенное и ровное дыхание, небольшая испарина, движения не нарушены, нормальная речь и нет жалоб, то это обычная степень утомляемости
- большая потливость спины, головы, значительное покраснение лица, дыхание учащенное, отдышка, сердцебиение, неуверенные движения, усталость, то это средняя степень утомляемости
- сильное и резкое покраснение, сильная потливость, отдышка и учащенное дыхание, замедленная реакция, нарушение координации, тошнота, тремор и сильная усталость, то это переутомление
Заключительная часть: продолжительность 5-10% всего времени занятия. Заключительная часть занятия предназначена для устранения психомоторной и общей напряженности. Сюда входит стретчинг, который решает следующие задачи:
- восстанавливает до исходного состояния длину мышечных волокон, так как во время силовых упражнений мышцы имеют тенденцию к укорачиванию
- развитие гибкости возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой, которые выполняются обычно в положении лежа или сидя на полу
- эмоциональная разрядка после интенсивной физической нагрузки
Не следует забывать и об упражнениях на расслабление. При применении упражнений на расслабление используют плавные, медленные хореографические движения, элементы йоги, дыхательную гимнастику, аудио тренинг.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С учетом физиологических особенностей, возрастных возможностей детей дошкольного возраста не все упражнения допустимы к использованию. Запрещенными и ограниченными к применению являются следующие упражнения:
- Круговые вращения головой. Выполнение этого упражнения в высоком темпе ведет к смещению межпозвонковых дисков в шейном отделе.
- Наклоны головы назад.
- Стойка на голове. Нестабильность шейного отдела позвоночника, не сформированы мышцы шеи.
- Наклоны туловища в стороны без упора
- Наклоны туловища назад из любых положений.
- Поднимание прямых ног из положения лежа на спине.
- Присед, ходьба в приседе («гусиный шаг») и т.п. При избыточном сгибании коленного сустава создается предельное напряжение в связках. Не сформирован коленный сустав.
- Наклоны назад из положения стоя. При выполнении этого упражнения также создается повышенная нагрузка на поясничные диски.
- Стойка на лопатках («березка»). В этом положении создается повышенная нагрузка на шейные позвонки.
- Махи прямыми ногами. Происходят растяжение связочного и мышечного аппарата, резкое непроизвольное сокращение мышц.
- Кувырок вперед, нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи.
- Прогиб в поясничном отделе из положения лежа на животе с упором на выпрямленные руки. Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков.
- Висы более 5 сек. Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппарата.
- Прыжки босиком по жесткому покрытию. Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны
- Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы. Несформированность костей плюсны.
- Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками. Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча.
- Круговые движения ног в коленном суставе. При избыточном сгибании коленного сустава создается предельное напряжение в связках. Не сформирован коленный сустав.
- Чрезмерное разгибание суставов. Такие упражнения создают повышенную нагрузку на связочный аппарат.
- Скручивания из положения стоя.
Музыка на занятиях детского фитнеса является основным вспомогательным моментов, с помощью которого значительно упрощается организационный процесс, улучшается эмоциональное состояние занимающихся, появляется интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспособность в течение всего занятия.
Во время занятий фитнесом музыкальное сопровождение выполнят ряд функций. С ее помощью очень удобно считать повторения. Строение композиции желательно должно быть «квадратным», то есть иметь комбинации на 32 счета. Такая музыка имеет четыре такта по восемь счетов. Важным также является темп композиции. Его выбор зависит от направления тренировки, то есть, чем темп выше, тем быстрее повышается нагрузка, и тем выше утомляемость. С этим нужно быть особенно внимательным.
Треки, которые будут сопровождать во время занятия, должны соответствовать его типу, ритмичности, упражнениям и ходу самой тренировки.
В основной части занятия хорошо использовать танцевальные динамичные композиции с квадратным рисунком. Он поможет не сбиваться в выполнении упражнений и избавит от необходимости считать темп, количество повторений и подходов.
Для стретчинга подойдут спокойные и мелодичные композиции. Так как само занятие предполагает расслабление, такая музыка настраивает на правильный лад, поможет сосредоточиться на выполнении упражнений.
Ритмичный рисунок музыкального произведения состоит из размерных ударов, одинаковых по длительности, которые можно сравнить с тиканьем часов. Эти размерные удары также называют долями, битами. Удары, в свою очередь, делятся на сильные и слабые. Сильные и слабые постоянно чередуются. Как правило, новое движение начинается на сильную долю.
Последовательность из 32 долей: 16 сильных и 16 слабых, образует музыкальный квадрат, который всегда начинается с сильной доли. Музыкальный квадрат – это структурная единица музыкального произведения. Темп – это музыкальный термин, определяющий скорость воспроизведения композиции.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС
Длительность занятия 45 минут. Вводная часть занимает 5% времени от всего занятия. Разминка занимает 5-10%, от всего времени занятия. Основная часть 75-85%. Заключительная часть 5-10%.
Вводная часть:
- Приветствие
- Тема, описание занятия
- Техника безопасности
- Положительный настрой
- Встать на метки
- Потянуться на верх, встать на носки вдох, опуститься на полную стопу руки вниз выдох – повторить 2 раза, на 8 счетов. (20 сек)
- Наклон головы к правому и левому плечу – 4 счета, повторить 2 раза (10 сек)
- Круговые движения плечами вперед - 8 счетов (5 сек)
- Круговые движения руками назад - 8 счетов (5 сек)
- Ходьба по кругу в одну и другую сторону по хлопку на 8 счетов повторить 2 раза.(10 сек)
- Найти свои метки, встать возле них.
- Ноги на ширине бедер, руки в стороны, круговые движения прямыми руками вперед и назад по - 8 в каждую сторону повторить 2 раза. (10 сек)
- Руки к плечам, воробышки - 16 счетов в умеренном темпе,16 счетов в быстром. (20 сек)
- Руки опустить вниз, поднимать плечи вверх вниз, незнайка – 8 в обычном темпе, 8- в более быстром темпе. (20 сек)
- Руки на пояс, ходьба по кругу в одну сторону и по хлопку в другую сторону по 8 счетов в каждую сторону повторить 2 раза. (20 сек)
- Руки в сторону, поднимать на каждый шаг ноги вперед в согнутом положении, цапля на 16 счетов (20 сек)
- Найти свою метку продолжать выполнять упражнение цапля на месте, на 16 счетов. (20 сек)
- Ноги на ширине плеч, руки на пояс, наклон вперед руки развести в стороны, вернуться в и.п.- 8 счетов, повторить 4 раза (30 сек)
- Собрать ножки гармошкой, развести ножки в стороны гармошкой, собрать ножки гармошкой, встать в основную стойку. (5 сек)
- Поставить ножку на носочек, ковырялочка на правую и левую ногу, на каждую ногу – 8 повторить 2 раза (25 сек)
- Встать на носки, руки на поясе – 16 счетов (20 сек)
- Основная стойка, ногу вперед на носок, приставить ногу в и.п, меняя ноги поочередно – 32 счета (15 сек)
- Основная стойка, ногу вперед на пятку, приставить ногу в и.п, меняя ноги поочередно – 32 счета (15 сек)
- Соединить движение вместе, ногу вперед на носок правая, левая нога, ногу вперед на пятку правая, левая нога – 16 (20 сек)
- Ноги на ширине таза, руки на бедрах, спина прямая, округлить спину (Кошка) вернуться в исходное положение – 8 счетов (10 сек)
- Ноги на ширине таза, волна туловищем наверх и вниз – 4 счета, по 2 раза (15 сек)
- Мягкой волной выпрямиться на 4 счета
- Мягкие круговые движения плечами, руки слегка согнуты на бедрах – 4 счета вперед и 4 счета назад (10 сек)
Основная часть:
1-ый блок
- Марш– 32 счета (20 сек)
- Basic Step (базовый шаг), 1-шаг П вперед, 2-Л приставить, 3-шаг П назад, 4-Л приставить, 8 раз (20 сек)
- 4-ре шага + связка (4 сек)
- Straddle (ходьба ноги врозь – ноги вместе), 1-шаг П в сторону, 2-шаг Л в сторону, 3-шаг П в и.п., 4-шаг левой в и.п., 8 раз (20 сек).
- 4-ре шага + связка (4 сек)
- Open Step (открытый шаг), 1-шаг П в сторону, 2-Л на носок, 3-шаг Л в сторону, 4-П на носок, 8 раз. Небольшой разворот плеча в сторону опорной ноги. Точку делать не отрывая носка от пола, руки чуть согнуты. (15 сек)
- Step Touch (приставной шаг), 1-шаг П в сторону, 2-Л приставить, 3-шаг Л в сторону, 4-П приставить. Ногу приставлять на носок. 8 счетов (8 сек)
- V-step (ви-степ), 1-шаг П вперед в сторону по диагонали, 2-шаг Л вперед в сторону по диагонали, 3-шаг П назад, 4-Л приставить, 8 раз (20 сек)
- Step Touch (приставной шаг), 1-шаг Л в сторону, 2-П приставить, 3-шаг П в сторону, 4-Л приставить. Ногу приставлять на носок. 8 счетов (8 сек)
- A-step (а-степ), 1-шаг Л назад в сторону по диагонали, 2-шаг П назад в сторону по диагонали, 3-шаг Л вперед, 4-П приставить, 8 раз. (20 сек)
Игра «Прыжки через скакалку». Материал скакалка. Ход игры: дети становятся в круг, водящий в кругу по середине со скакалкой. Скакалку держать за один конец. Водящий крутит скакалку, дети подпрыгивают, чтоб не задеть ее. Кто задел, меняется с водящим. (4 мин)
- Step Touch (приставной шаг), 1-шаг П в сторону, 2-Л приставить, 3-шаг Л в сторону, 4-П приставить. Ногу приставлять на носок. 8 счетов (8 сек)
- Mambo (мамбо), 1-шаг П вперед руки вверх, 2-шаг Л на месте руки вверху, 3-шаг П назад руки вниз, 4-шаг Л на месте руки внизу, 8 раз. Шаг вперед с пятки на всю стопу, шаг назад на носок. Центр тяжести остается на левой ноге. Левая нога делает шаг отрывается только пятка (20 сек)
- Step Touch (приставной шаг), 1-шаг Л в сторону, 2-П приставить, 3-шаг П в сторону, 4-Л приставить. Ногу приставлять на носок. 8 счетов (8 сек)
- Mambo (мамбо), 1-шаг Л вперед руки вверх, 2-шаг П на месте руки вверху, 3-шаг Л назад руки вниз, 4-шаг П на месте руки внизу, 8 раз. Шаг вперед с пятки на всю стопу, шаг назад на носок. Центр тяжести остается на правой ноге. Правая нога делает шаг отрывается только пятка (20 сек)
- Step Touch (приставной шаг), 1-шаг П в сторону, 2-Л приставить, 3-шаг Л в сторону, 4-П приставить. Ногу приставлять на носок. 8 счетов (8 сек)
- Lunge Back (выпад назад), 1-выпад П назад руки вверх, 2-шаг П в и.п. руки опустить вниз, 3-выпад Л назад руки вверх, 4-шаг Л в и.п. руки опустить вниз, 8 раз. При выпаде небольшой наклон корпуса вперед, спину держать прямо, не прогибать. (20 сек)
- Step Touch (приставной шаг), 1-шаг Л в сторону, 2-П приставить, 3-шаг П в сторону, 4-Л приставить. Ногу приставлять на носок. 8 счетов (8 сек)
- Lunge Back (выпад назад), 1-выпад Л назад руки вверх, 2-шаг П в и.п. руки опустить вниз, 3-выпад П назад руки вверх, 4-шаг П в и.п. руки опустить вниз, 8 раз. При выпаде небольшой наклон корпуса вперед, спину держать прямо, не прогибать (20 сек)
Игра «Сделай фигуру». Ход игры: из числа играющих выбирается ведущий. Дети прыгают с ножки на ножку по залу. По сигналу преподавателя все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит и выбирает ту фигуру, которая ему понравилась. Этот ребенок становится водящим. (4 мин)
- Jumping jack (прыжок ноги врозь, ноги вместе), 1-прыжок ноги врозь руки в стороны, 2-прыжок ноги вместе руки опустить вниз, 8 раз (15 сек)
- Basic step + Lift back (шаг + подъем ноги), 1-шаг П вперед, 2-подъем Л назад руки прямые вперед, 3-поставить Л опустить руки, 4-приставить П, 8 раз. Подъем ноги назад выше 45, руки прямые, спину держать прямо (35 сек)
- Leg Curl (захлест голени назад), 1-шаг П в сторону, 2-захлест голени Л назад, 3-шаг Л в сторону, 4-захлест голени П назад, 8 раз. Колено смотрит в пол, пятка тянется к ягодице. Небольшой туловища вперед, руки согнуты (15 сек)
- Kick (мах), 1-шаг П в сторону, 2-подъем Л вперед на 45 «удар», 3-шаг Л в сторону, 4- подъем П вперед на 45 «удар», 8 раз. Удар делается от колена, носок оттянут. Таз при махе фиксирован. Наклон туловища вперед или назад отсутствует (20 сек)
- Knee up (подъем колена), 1-шаг П в сторону руки в стороны, 2-подъем колена Л, правая рука сгибается к колену, 3- шаг Л в сторону руки в стороны, 4- подъем колена П, Левая рука сгибается к колену, 8 раз. Бедро параллельно полу, носок направлен в пол. Корпус разворачивается в сторону поднятой ноги. Отсутствует движение туловища назад (20 сек)
- Отжимание с ладонно-коленного положения. Руки стоят чуть шире плеч.