Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования действий с предметами
и дидактическими игрушками

Шпакова Валерия Викторовна,
ГБДОУ детский сад № 30
Кировского района Санкт-Петербурга
На третьем году жизни ребенка продолжается интенсивное ознакомление с окружающим миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками. Расширяется ориентировка в окружающем, возникает способность отразить в игре более широкий круг явлений. Быстро развивается наглядно-образное мышление ребенка: малыши третьего года жизни уже могут действовать в плане образа, им доступно выполнение заданий по представлению. Детям легче выделять в предметах существенные признаки: возрастает способность к обобщению, сравнению. Усложнение психической жизни ребенка позволяет предъявить ему и большие требования. В умственном развитии ребенка занятия с дидактическими игрушками по-прежнему занимают важное место. Дети уже имеют навыки «работы» с этими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в более сложных вариантах. При этом обращается внимание на выполнение мелких и точных действий, например не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках и других расписных игрушках. Развившаяся способность к анализу явления и поиску закономерностей в нем, а также умение сравнивать предметы позволяют детям третьего решать более сложные задачи на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на 2 свойства одновременно. Они выполняют эти задания сравнительно легко, меньше прибегают к практическим сопоставлениям, меньше опираются на наглядность, решая уже часть действий в умственном плане. Также, как и на втором году жизни, в образовательной и самостоятельной деятельности детей, используются 5 видов дидактических игрушек: для нанизывания (пирамидки и т.п.), объемные геометрические, вкладыши (полые, различной формы: конусы, кубы, цилиндры), сборно-разборные трехместные (матрешки и т.д.), а также предметы и игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку. От 2,5 до 3 лет дети уже умеют собирать пирамиды путем чередования деталей по цвету, форме или величине, т.е. действуют по определенной системе, целенаправленно – вначале по показу взрослого, а затем по его инструкции, удерживая цель в памяти. После 2,5 лет ребенок уже хорошо понимает указания взрослого, его можно побуждать действовать только по словесной инструкции, развивая умение мысленно предвидеть результати способы его достижения. Занятия с дидактическими игрушками рассчитаны на развитие умственной активности ребенка, его воображения, они побуждают к самостоятельному поиску способов и средств решения поставленной перед ними задачи. Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы, ребенок не задумывается над техникой их выполнения. Поэтому главная задача действий с предметами на третьем году жизни связана уже не со способом практического их выполнения, а с более сложными умственными действиями. При систематических упражнениях ребенок учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому изображению: по рисунку составить несложную пирамидку. На третьем году занятия с объемными геометрическими фигурами усложняются за счет выполнения действий, требующих более тонкой зрительной дифференцировки. Дети в возрасте 2-2,5 лет уже вкладывают в коробку предметы, одинаковые по форме, в трех соотношениях: большой, средний, маленький. От 2,5 до 3 лет они обучаются проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме. К 3 годам ребенок учится чередовать детали согласно словесной инструкции взрослого, т.е. по несложной программе в определенной системе. Усложняются занятия с геометрическими фигурами-вкладышами. В 2-2,5 года дети могут составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей. Детям с наиболее развитым наглядно-образным мышлением доступно несложное чередование деталей согласно рисунку. Расширяется использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек. Дети уже способны выполнять выбор предметов на ощупь («Чудесный мешочек» и т.п.), т.е. без зрительного контроля узнавать предмет по форме или величине, а также находить различные предметы, игрушки по предъявленной картине, т.е. соотносить реальный предмет и его изображение. Это говорит о высоком уровне умственных действий (по представлению, в плане образа). Различные виды занятий с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка третьего года жизни: воспитывают умственно, физически и эстетически, повышают работоспособность, формируют умение учиться, тренируют морально-волевую сферу, предоставляют возможность действовать в коллективе сверстников и т.п. В системе обучения детей третьего года жизни имеются изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и методов обучения. Если на втором году применялись в основном наглядные методы, рассчитанные на понимание процесса действий и активное подражание, то на третьем году жизни дети учатся действовать по словесной инструкции и в отдельных случаях по представлению.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»