Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Крупнина Мария Владимировна 
Поступление ребенка в дошкольное учреждение зачастую связано с неблагоприятными эмоционально-психологическими изменения личности ребенка.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. Детский сад является для ребенка новым, еще неизвестным пространством, с новыми людьми и отношениями.
Научные исследования показали, что по характеру адаптации ребенка в детском саду можно определить динамику состояния здоровья малыша при его привыкании не только к детскому саду, но и к школе в дальнейшем. Соответственно, одна из главных задач психологов и воспитателей заключается в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые помогут создать ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи. Достигается это через систему социально-педагогического сопровождения всех участников процесса, включающую прогнозирование вероятной степени адаптации ребенка, а также консультирование родителей и педагогов.
Существуют внешние и внутренние группы факторов адаптации, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ. При поступлении в дошкольное учреждение у малыша ломаются определенные стереотипы: из привычной для него домашней обстановки он попадает в новую среду с непривычным распорядком дня, с новыми требованиями, с постоянным контактом со сверстниками, с другим стилем общения. Все это приводит к стрессовым ситуациям, психическому напряжению, нарушению физиологических процессов (ребенок может отказываться от еды, плохо спать). На сегодняшний день, количество детей, имеющих определенные отклонения в поведении (агрессивность, тревожность,  гиперактивность, синдром дефицита внимания)  продолжает расти. Таким малышам труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Их поведение в период адаптации сопровождается невротическими реакциями, которые не проходят даже при возвращении ребенка домой: малыш плохо ест, спит, боится остаться без внимания родителей, боится, что его могут оставить одного. При этом от родителей и педагогов требуется ориентация на более ласковое отношение к ребенку.
  Течение адаптации напрямую зависит от возраста ребенка.
  С психолого-педагогической точки зрения возраст малыша от одного года до трех лет является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется непосредственной  связью с тремя фундаментальными приобретениями в жизни малыша: прямохождением, речевыми навыками и предметной деятельностью. Приобретение навыка прямохождения дает ребенку возможность расширения границ изучаемого пространства, что обеспечивает постоянный приток необходимой для его развития информации. Речевые навыки позволяют малышу усваивать знания, формировать необходимые умения, быстрее приобщаться к человеческой культуре. И наконец, предметная деятельность, которая является ведущим видом деятельности детей младшего дошкольного возраста. К данному возрастному периоду применима схема «ребенок – предмет – взрослый», то есть меняется социальная ситуация, возникает совместная деятельность, что дает не только развитие моторики, но и развитие взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Существуют три фазы развития предметной деятельности: 1) с предметом могут выполняться любые действия; 2) предметы употребляются только по назначению; 3) свободное употребление предмета возможно только в случае, когда известно его истинное назначение.
Развитие предметной деятельности происходит по нескольким направлениям. Во-первых, это развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться использовать предметы по назначению: правильно есть ложкой, пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и пр. Приобретение этих навыков требует преодоление спонтанной, импульсивной активности, присущей младенческому возрасту, то есть овладение собой и своим поведением.
Задача родителей состоит в том, чтобы начиная с первого года приучать детей к самообслуживанию, показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать правильно ложку и другие предметы. Делать это необходимо в игровой форме, проговаривая все действия желательно в стихах, поговорках, потешках, чтобы развить у ребенка интерес к совершаемым действиям.
Второй линией развития предметной деятельности является формирование наглядно-действенного мышления. Ребенок раннего дошкольного возраста мыслит через действия руками, соотнося форму и размер предметов, учитывая их свойства, обобщая их.
Третьей важнейшей линией развития предметной деятельности является становление познавательной активности, которая проявляется в любознательности и самостоятельности ребенка. Малыш начинает решать самые настоящие мыслительные задачи. В этом случае важны игры с песком и водой, с предметами, одинаковыми по цвету и форме, но разными по размеру и т.д.
В данном периоде взрослым необходимо дать определенную свободу для экспериментирования с различными предметами и веществами, направляя мысли ребенка в нужном направлении, но не гася его инициативу.
Четвертым важнейшим направлением предметной деятельности является формирование целенаправленных, настойчивых действий у ребенка. Если до 2-х лет деятельность ребенка имеет процессуальный характер, т.е. ребенок получает удовольствие от самого процесса деятельности, то к 3-м годам малыш должен увидеть и почувствовать результат своих действий. И в данном периоде помощь и поддержка взрослого необходима малышу.
В итоге к 3-м годам целостная предметная деятельность включает 3 важнейших компонента: 1) планирование действий, результата, 2)выбор способа действий для получения желаемого результата, 3) сопоставление полученного результата с задуманным.
У детей от 2-х до 3-х лет постепенно должны складываться все три компонента. Происходит это при условии правильного ситуативно-делового общения взрослого и ребенка.
К 3-м годам ребенок начинает овладевать теми умениями, которые в дальнейшем будут влиять на его поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Обобщая все три фундаментальные приобретения: прямохождение, речь, предметную деятельность можно сказать, что в данный возрастной период ребенок открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название, значение и смысл.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что оптимальный возраст для такого серьезного шага, как адаптация ребенка в новой среде не ранее 2 лет, когда у малыша нет выраженного страха перед новыми людьми, когда ему знакомы многие предметы и он понимает, что с ними можно делать.
Не рекомендуется  отдавать ребенка в детское учреждение в кризисные моменты. В эти периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства, изменения поведения ребенка, что может усугубить процесс адаптации.
По уровню развития общения можно выделить три группы детей:
1 группа – это дети, у которых преобладает общение только с близкими людьми (родителями, бабушками, дедушками и др.). У этих детей ярко выражена потребность в повышенном внимании со стороны родственников. Они очень тяжело переносят расставание с близкими и не готовы вступать в контакт с посторонними людьми. Как правило, у таких малышей довольно долго сохраняются плаксивость и беспокойство.
2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении с людьми, не являющимися членами их семьи. Такие малыши чувствуют себя относительно комфортно, пока рядом находится воспитатель, но с опасением относятся к другим детям, не желая вступать с ними в активный контакт, избегая общения с ними. Таким детям присущи перепады в эмоциональном состоянии. Они неуравновешенны. Плаксивость сменяется хорошим настроением. Длительность адаптации в данном случае очень зависит от профессионализма воспитателя.
3 группа – это дети, испытывающие потребность в общении со сверстниками и со взрослыми. Они достаточно активны, самостоятельны, быстро включаются в предметную самостоятельную деятельность. Такие малыши эмоционально уравновешенны, склонны к самостоятельной игре. О периоде адаптации таких детей можно сказать, что он протекает достаточно мягко и быстро.
При психолого-педагогической диагностике можно определить, к какой группе относится ребенок и спрогнозировать период и сложность протекания адаптации.
Относительной нормой уровня социализации ребенка конца первого года жизни является положительное эмоциональное общение со всеми окружающими его близкими людьми. На втором году жизни нормой является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с другими взрослыми. На третьем году жизни у детей постепенно формируется умение общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
Следует внимательно отнестись к психологическому состоянию ребенка. При диагностике можно выявить, насколько эмоционально уравновешен малыш. Если у ребенка процессы возбуждения и торможения в относительном равновесии, то он отличается спокойным поведением, положительно воспринимает режимные моменты, участвует как в спокойных, так и в подвижных играх. Для таких малышей характерно быстрое и легкое привыкание к новой среде.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, достаточно быстро переходят из одного состояния к другому, бурно реагируют на происходящее. Такие малыши могут легко перевозбуждаться в первые дни адаптации, они постоянно передвигаются по группе, не останавливая своего внимания на какой-то одной игрушке.
Дети, отличающиеся спокойным, инертным поведением, достаточно медлительны. Они неактивно выражают свои чувства и может возникнуть впечатление благополучной адаптации. Но на самом деле такие дети часто отстают от сверстников в освоении окружающего пространства, в овладении умениями и навыками. Для воспитателя важно обратить особое внимание на таких малышей, запастись терпением и выдержкой, не привлекая их настойчиво к общению со сверстниками, дать возможность осмотреться, так как таким детям требуется больше времени для осознания нового пространства. В противном случае могут возникнуть сложности в адаптации.
С особым вниманием следует отнестись к детям с ослабленной нервной системой. Такие малыши очень бурно реагируют даже на незначительные на первый взгляд перемены. Все новое их пугает и дается с большим трудом. Для таких детей особенно важна предподготовка к поступлению в детский сад. Важно еще до прихода ребенка в ДОУ перевезти его на режим, близкий к режиму детского сада. Приготовленная мамой еда должна быть очень похожа на еду, которую в дальнейшем малыш будет есть в детском садике. Все это делается для того, чтобы по возможности исключить лишние стрессовые ситуации, которых для такого ребенка будет достаточно в период адаптации. От воспитателя требуется очень внимательное отношение к таким детям. Следует постоянно поощрять и подбадривать таких малышей даже за незначительные казалось бы достижения.
Существует ряд показателей, характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.
На физиологическом уровне основными показателями привыкания к детскому саду являются состояние здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне – эмоции, поведение, социальные контакты.
В адаптационный период часто наблюдаются отрицательные эмоции: подавленность и безучастность ко всему сменяются плачем, стремлением вырваться из группы. Ребенок напоминает « белку в клетке», вырываясь из рук воспитателя, мчится к выходу и вдруг бессильно замолкает. Плач – от хныканья до постоянного – это также часто наблюдаемая эмоция в этот период. Часто наблюдается также плач «за компанию», когда уже адаптированный к детскому саду ребенок начинает плакать вместе с вновь пришедшим. Страх – это эмоция, характеризующаяся тем, что ребенок во всем видит угрозу: в воспитателе, в детях, в отсутствии мамы, которая «может не прийти за ним и не забрать домой». Родительские переживания усиливают чувство страха и еще больше его усугубляют. Еще один вид отрицательных эмоций – это гнев и рождаемая им агрессия. Эти эмоции можно также наблюдать у ребенка, который буквально взрывается как «пороховая бочка».
  Однако часто можно наблюдать и положительные эмоции, особенно выраженные в те моменты, когда ребенок буквально заворожен «прелестью новизны». Преобладание таких эмоций говорит о том, что адаптационный период подходит к концу. Радость, улыбка и веселый смех начинают оттеснять отрицательные эмоции. Если проявить терпение и такт, то эти эмоции можно будет увидеть у ребенка достаточно скоро.
  Одним из показателей, характеризующих состояние ребенка, являются социальные контакты: на смену «гордой безконтактности» приходит «компромиссная контактность», которая является выходом из сложившегося для малыша положения. Она не направлена на улучшение взаимоотношений со сверстниками. В этом случае следует немного подождать и со временем малыш сам найдет повод для контакта.
Еще один показатель – это познавательная деятельность, которая может угасать на фоне стресса. Малыш ничем не интересуется, не проявляет интереса ни к игрушкам, ни к занятиям, ни к другим детям. В дальнейшем он «оттает» и превратится в обычного «почемучку», увлеченно играющего с новыми игрушками и участвующего в занятиях.
Социальные навыки: ребенок может на какой-то период «растерять» уже усвоенные им в домашних условиях навыки самообслуживания. Это происходит под влиянием стрессовой ситуации и является временным явлением. По окончании адаптационного периода к ребенку «возвращаются» приобретенные ранее навыки и вместе с этим малыш легко усвоит новые.
Особенности речи: в период адаптации ребенок может не отвечать на вопросы, затруднено активное для его возраста пополнение словарного запаса. На фоне сильного стресса активный словарь ребенка скудеет и зачастую произносимые слова сводятся только к глаголам. Это признаки тяжелой адаптации.
В двигательной активности в адаптационный период может наблюдаться заторможенность или гиперактивность, не присущие ребенку в его обычном состоянии.
В период адаптации часто наблюдается нарушение сна, изменяется аппетит. Если то и другое постепенно пришло в норму, то это является положительным знаком в прохождении адаптационного периода, а в скором времени и другие показатели должны прийти в норму.
  Существуют три фазы периода адаптации: острая фаза – сопровождается колебаниями в соматическом состоянии малыша и его психическом статусе, что приводит к снижению веса, нарушению сна, аппетита, регрессу речевых навыков, респираторным заболеваниям (длительность в среднем около 1 месяца); подострая фаза – характеризуется адекватным поведением малыша, все сдвиги приходят в норму, за исключением отдельных параметров (длительность 3-5 месяцев); фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, что приводит к компенсации в задержке, наблюдаемой ранее (к окончанию первого года посещения ДОУ).
По степени тяжести острая фаза адаптационного периода делится на: легкую адаптацию – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, малыш соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца; адаптацию средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, есть признаки психологического стресса, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней; тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, при этом ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
  В связи с вышеизложенным в процессе адаптации детей в ДОУ необходимо использовать такие формы и способы адаптации, как:
А) релаксационные игры, направленные на снятие напряжения, расслабление, отдых, такие, как игры с песком и водой;
Б) сказкотерапия, которая способствует более спокойному восприятию новой обстановки. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок успокаивается, чувствует защищенность, так как сказки всегда заканчиваются хорошо;
В) элементы телесной терапии, включающие в себя комплекс упражнений, направленных на оздоровление организма и заканчивающийся элементами релаксации;
Г) исполнение перед сном колыбельных песен, обладающих определенным ритмом, благотворно влияющим на психологическое состояние малыша;
Д) музыкальные занятия с использованием различных музыкальных инструментов, вызывающие у ребенка особый интерес и сводящие к возможному минимуму возникновение стрессовых ситуаций;
Е) игровые методы взаимодействия с ребенком, направленные на формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю, в процессе которых ребенок чувствует поддержку со стороны взрослого, уверенность в своих силах и возможностях.
Программа занятий в группе должна быть составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад и тем самым способствовать успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.
Должны проводиться консультации с родителями, направленные на снижение уровня заболеваемости в период адаптации. Очень важно, чтобы родители относились к ребенку с особым вниманием и теплотой, ведь в этот сложный жизненный момент малышу необходима их поддержка.
Необходима профессиональная психологическая поддержка, которая должна осуществляться психологом  ДОУ. На основании его наблюдений можно вовремя отреагировать на появившиеся отклонения у ребенка и по возможности предотвратить негативные для детского организма последствия.
Особенно важна в этот период работа медицинского персонала. Медсестра участвует в ведении адаптационных карт и при необходимости направляет ребенка к специалистам (педиатру, невропатологу и др.).
Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями, для которой характерны: невротические симптомы слабой степени, потеря веса до 150 грамм, потеря гемоглобина до 115 г/л, 1-2 простудных заболеваний в легкой форме. Продолжительность адаптационного периода не более 75 дней для детей раннего возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.
Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости и другими специалистами.
Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению их здоровья, социализации и возможно только благодаря совместной работе всех участников процесса.
  Для наиболее мягкого протекания и сокращения времени адаптации необходимо создание благоприятной атмосферы в группе. Очень важно сформировать у малыша положительную установку на пребывание в детском саду. Это зависит в первую очередь от умения и профессиональных навыков воспитателей, от их человеческих качеств, способности окружить малыша теплотой и вниманием. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, то и страхи могут отступить, что способствует более спокойному и плавному привыканию его к новой среде.
  Необходимо всячески удовлетворять наиболее острую в период адаптации потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение, теплое прикосновение дают малышу чувство защищенности. Маленькие дети еще очень привязаны к маме. Им хочется, чтобы мама всегда была рядом. Поэтому можно иметь в группе фотоальбом, где будут находиться фотографии всех малышей и их близких. Рассматривая эти фото, ребенок будет ощущать близость родителей и других родных людей. Это даст ему возможность не так сильно тосковать по дому.
Целесообразно рекомендовать родителям в первое время приводить детей на 2-3 часа. Возможно, это будет только прогулка.
Важно при работе с родителями успокоить самих взрослых, пригласить их осмотреть помещения группы, показать шкафчик, кроватку ребенка, игрушки, познакомить с режимом дня, вместе обсудить особенности малыша. Сделать это нужно заранее, чтобы родители смогли внести коррективы в сформировавшийся домашний режим. Возможно, приобрести даже 1-2 игрушки, такие же, как в детском саду.
Формирование у ребенка чувства уверенности – важнейшая задача. Опираясь на наблюдения и исследования периода адаптаци  выработаны определенные правила, которым желательно следовать: Правило 1. Добровольное участие ребенка в игре (необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в игре). Для этого существуют игровые ситуации, сюрпризные моменты, привлекающие малыша своей новизной и неожиданностью. Возможно, ребенок будет со стороны наблюдать за процессом игры, но не останется к нему равнодушным. И уже следующим этапом будет его желание поучаствовать в игре лично. Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры, центром притяжения, что особенно важно при знакомстве с новой игрой. Правило 3. Многократное повторение игр. Это является необходимым вследствие того, что дети по-разному усваивают правила игры и повторение дает возможность каждому ребенку понять ее содержание. Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, карточки, пособия) надо беречь и не превращать их в обычный, всегда доступный. Это создает атмосферу новизны при занятиях с этим материалом. Правило 5. Взрослый не должен подводить действия ребенка под оценку. Слова типа «неверно», «неправильно», «а это правильно» не должны использоваться. Необходимо дать ребенку возможность проявить себя, выразить свое отношение к определенным вещам, не «убивать» инициативу и желание экспериментировать. Ребенок по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, нужно помочь ему выразить все это.
  Так же очень важно, чтобы общение между воспитателем и семьей не сводилось к только деловым контактам. Важно наполнить это общение особым содержанием, чтобы родители прониклись доверием к воспитателю как к человеку, которому они могут доверить самое дорогое.
Первая встреча воспитателя с родителями должна произойти за определенное время до поступления ребенка в сад. Это даст возможность родителям своевременно получить от воспитателя информацию, необходимую для предподготовки ребенка к детскому саду, внести определенные изменения в режим дня и  рацион питания. Очень важно, чтобы общение родителей и воспитателя было открытым, добродушным.


Важным этапом общения между родителями и воспитателем является посещение воспитателем семьи малыша. Посещение семьи осуществляется одним или двумя воспитателями вместе с социальным педагогом. От воспитателей и социального педагога требуются определенный профессионализм и деликатность. Время посещения семьи определяют родители. Находясь в семье ребенка, общаясь с ним и родителями в домашней обстановке, воспитатель должен получить необходимую информацию о составе семьи, профессии и образовательном уровне родителей, но главное, об общей семейной атмосфере, особенностях взаимоотношений между членами семьи ( ровные, дружелюбные, изменчивые, противоречивые, своеобразная автономность каждого в семье), о роли родителей в воспитании ребенка (что родители считают важным в воспитании, какие качества ставят на первый план, на что направлены основные заботы родителей: здоровье, умственное развитие, нравственное воспитание и др.). Важной для воспитателя является информация о развивающей среде, в которой растет ребенок (игрушки, пособия, игры и др.).
Полученная информация необходима для определения тех трудностей, с которыми ребенок может столкнуться в период адаптации к детскому саду. Она анализируется воспитателем, социальным педагогом и медицинским работником.
Тесное, доверительное общение между родителями, воспитателем и ребенком, переходящее в согласованное сотрудничество, помогает в решении очень важной проблемы адаптации ребенка к детскому саду.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»