Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Речевые игры как средство развития связной речи у дошкольников

Спирина Мария Кабдрахимовна,
ГБДОУ детский сад № 39
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Потребность государства и школы в качестве услуг дошкольного образования находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», где одним из основных условий дошкольного воспитания является обеспечение достижения воспитанниками готовности к школьному обучению.
Анализируя результаты ежегодно проводимой диагностики, я обратила внимание на ряд проблем:
  • отмечается тенденция ухудшения речевого развития дошкольников:
  • детям сложно грамматически правильно построить предложение;
  • высказывания воспитанников состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
  • родители не уделяют должного внимания общению с детьми, читают книги от случая к случаю, не компетентны в вопросах развития связной речи у детей дошкольного возраста.
В сложившейся ситуации развитие речи остается актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи – это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием коммуникативных качеств дошкольников.
На данный момент актуализируется необходимость поиска эффективных технологий оптимизации речевого развития дошкольников, а так же привлечения родителей.
Изучение передового опыта работы педагогов позволяет утверждать, что значительный опыт речевой деятельности у детей накапливается в игре. Исходя из этого, наиболее оптимальным средством речевого развития дошкольников является технология оречевления, основа которой - сочетание речи и действия. 
Такая система комплексных упражнений была разработана в конце  40-х годов ХХ столетия венгерским ученым А.Пето. Он писал: «Использовать любые игровые ситуации и их моделировать по желанию ведущего. Игры могут быть разнообразны. Все зависит от опыта и фантазии педагога».
Данная технология обладает широким спектром возможностей:
  • повышают положительный эмоциональный фон;
  • активизируют двигательную, сенсорную, речевую, познавательную, творческую сферы ребёнка;
  • обеспечивают постоянное координирование движений общей, мелкой, челюстно-лицевой, дыхательной мускулатуры, что позволяет совершенствовать психические процессы;
  • способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию культуры речевого общения, культуры словесных обращений, активизации и обогащению словаря, развитию монологической и диалогической форм речи.
Для внедрения технологии в образовательный процесс была разработана система развивающих речевых игр «Говорим-играем», основная цель которой, является оптимизация развития связной речи детей посредством технологии оречевления.
Основными  задачами речевых игр является:
  • создание  условий для реализации системы речевых игр «Говорим – играем»;
  • использование  речевых игр в совместной и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  • повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей посредством технологии оречевления;
  • стимулирование развитие связной речи воспитанников;
  • проанализировать эффективность проделанной работы.
 
Суть речевых игр: через игровые действия ставить детей в обстоятельства, которые требуют от детей нужного высказывания. А повторность среди участников позволяло ребенку посмотреть и оценить происходящее со стороны, в то же время находясь в центре событий. В процессе речевой игры говорящий меняет информационное поле, что позволяет приподнять свой речевой уровень.
Основополаганием речевых игр является предметно - пространственная среда с необходимым оборудованием: шкатулочки, пуговицы, бусины, листочки, камушки, веточки, ленточки, снежинки, клубок ниток и т.д., а так же наглядный материал по различным темам.
Оречевление действий посредством слова – это как биоэнергетический катализатор физиологических процессов, происходящих в организме ребёнка. Идёт комплексное воздействие на разные сферы: двигательную, сенсорную, речевую, познавательную, творческую, эмоциональную и т.д.
Преимущества речевых игр:
  • Повышение положительного эмоционального фона деятельности по физическому воспитанию, по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, и другим образовательным областям.
  • Активизация двигательной, сенсорной, речевой , познавательной, творческой сферы ребенка.
  • Обеспечение постоянной координации движений общей, мелкой, челюстно-лицевой, дыхательной мускулатуры, что позволяет совершенствовать психические процессы: произвольное и непроизвольное внимание, восприятие, память (эмоционально-образную, моторную, тактильную, речеслуховую, зрительную, рефлекторную), пространственный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию.
  • Речевые игры способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию культуры речевого общения, культуры словесных обращений, активизацией и обогащением словаря, развитием монологической и диалогической форм речи, развитию самосознания, расширению кругозора, формированию мировоззрения и основ нравственных позиций.
Речевые игры направлены на лексико-грамматические категории:
1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе
2. Изменения прилагательных с существительными по падежам
3. Практическое усвоение предлогов, изменение глаголов с помощью приставок
4. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.
5. Составление сложных, распространённых предложений с союзами.
6. Подбор родственных слов
7. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации)
Конечным этапом речевых игр является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений и свободное оперирование ею.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»