Особенности развития речи детей, страдающих ранним детским аутизмом
Алексеева Надежда Николаевна
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. Характерной особенностью развития аутичных детей является нарушение формирования социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что связано с недоразвитием потребности в целенаправленном, эмоциональном контакте и формированием у них аутистического барьера, защищающего от болезненных «соприкосновений» с людьми. При этом нарушаются все стороны психики ребёнка – восприятие, моторная, эмоциональная, интеллектуальная и, конечно, речевая.Для детей с ранним детским аутизмом (РДА) характерной особенностью является отклонение в речевом развитии. Нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка.
Современный этап развития теории и практики специальной психологии, коррекционной педагогики, нейропсихологии и общей психологии характеризуется усилением внимания к углубленному изучению различных особенностей речевого развития детей с ранним детским аутизмом, что имеет важное научно-практическое значение. Возрастает число детей с аутизмом.
Это вызывает необходимость изучения речевой деятельности детей не только до, но и в процессе их обучения и воспитания, определение микропрограмм логопедического воздействия для каждого отдельного случая.
Нарушения речевого развития при раннем детском аутизме многообразны и специфичны. Они отмечаются уже в первые 2 года жизни ребёнка. Характерным для конца первого — начала второю полугодия жизни является слабость или даже отсутствие реакции на речь взрослого. У большинства детей с данным нарушением гуление появляется вовремя, но нередко произносимые звуки лишены интонирования. Характерно также ослабление или отсутствие лепетной реакции на обращение взрослого. Таким образом, уже начальные проявления речи нередко указывают на неблагополучие ее коммуникативной функции.
Первые слова могут появиться своевременно, с опозданием или опережая возраст. Но часто вместо ожидаемого «мама» можно услышать слова, оторванные от потребностей ребенка. Эти первые слова часто сложны по слоговой структуре, произносятся с утрированной интонацией, все звуки при этом выговариваются четко. Речь детей с аутизмом может быть настолько правильной, что кажется безжизненной - ей недостает тех особенностей, которые придают стилю, строю речи неповторимо индивидуальную окраску.
Многим свойственно позднее формирование понятия «Я» и задержка адекватного пользования им. Дети в свободной речи себя никак не обозначают и даже глаголы используют в безличной форме («дать», «сделать»). В их речи не встречаются и такие местоимения, как «твое», «мое», что связано с задержкой формирования понятий, обозначающих окружающих людей.
У детей с ранним детским аутизмом нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с ранним детским аутизмом характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; мутизм (отсутствие речи), склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; типичными являются нарушения лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения, темп и плавность речи тоже могут быть изменены, чаще встречается его замедление, чем ускорение, иногда отмечается заикание.
Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно «Я»). Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
Выражена стереотипность, шаблонность речи, недостаточная связь с ситуацией. Речь аутичного ребенка автономна, эгоцентрична, не передает его переживаний, эмоций.
Работа по развитию речи детей с аутизмом должна быть индивидуальной, начинаться с раннего возраста и проводится с учетом состояния речевого развития детей с ранним детским аутизмом.
Речевую активность детей стимулируют восклицания в виде междометий, звукоподражательных слов. Выразительные жест, артикуляция взрослого облегчают восприятие слова ребенком. Хотя игра таких детей сводится к простому манипулированию, она тоже должна быть использована для развития речи.
Речевое воспитание включает и формирование диалогической речи, но у этих детей диалогическая речь самостоятельно не развивается. Они не отвечают на вопросы и сами никогда их не задают. Если ребенок научился читать, то подобранный в русле его интересов и влечений текст облегчает развитие внимания к слову и дает возможность ответа на вопрос.
Очень часто у детей с аутизмом встречаются нарушения звукопроизношения. Важно выяснить, с чем они связаны: с малой речевой практикой и недостаточной психической активностью, с недоразвитием фонематического слуха или другой неврологической патологией. Однако торопиться с исправлением дефектов звукопроизношения в любом случае не следует, так как сосредоточение не на смысловой, а технической стороне речи может затормозить развитие и коммуникативной функции. Следует заметить, что, несмотря на интенсивную работу по развитию звуковой речи, формируется такая речь не у всех детей. В этом случае письменная речь становится единственной формой контактов с окружающим миром и его познания.
Подготовка к обучению в школе, привитие навыков чтения и письма в значительной мере помогает и в развитии речи. Но проводится она должна также в игровой ситуации.
Важнейшими задачами логопедической работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, является адаптация в домашних условиях, формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа.
Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.