Играйте вместе с детьми
Бердникова Ирина Леонидовна
воспитатель ГБДОУ № 112 Санкт-Петербурга
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.воспитатель ГБДОУ № 112 Санкт-Петербурга
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства,учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие куклы и машины. Это может быть кукла «из бабушкиного сундука»…
Родители знают,что дети любят играть,поощряют их самостоятельные игры,покупают игрушки. Но не все при этом задумываются,каково воспитательное значение детских игр.Они считают,что игра служит для забавы,для развлечения ребенка. Другие видят в ней однр из средств отвлечения малыша от шалостей,капризов,заполнение его свободного времени.
Те же родители,которые постоянно играют с детьми,наблюдают за игрой,ценят ее,как одно из важных средств воспитания.Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью,в которой проходит его психическое развитие,формируется личность в целом.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогощают детей,удовлетворяют потребность в общении,укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери,все знающих и умеющих,растет в глазах детей,а с ним растет любовь и преданность к близким..Хорошо,если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру,подобрать нужный игровой материал,построить мысленно план игры,договариваться с партнерами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнить задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимания и серьезного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью,отцом,бабушкой,старшим братом,сестрой.По ходу игры спросить,уточнить,получить одобрение своих поступков,действий,утверждаясь,таким образом,в формах поведения.
Младшие дети 2-4 лет не только не умеют играть вместе,они не умеют играть самостоятельно.Малыш,обычно,возит машинку взад-вперед,не находя ей большего применения,он ее быстро бросает,требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно,в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми,с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того,как организована жизнь ребенка в игре. Ждать,пока он сам начнет играть самостоятельно-значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребенка,является правильный подбор игрушек. Для малыша игрушка-центр игры,материальная опора.Она ,вызывает желание действовать с ней,натадкивает его на тему игры,рождает новые связи.,обогащает чувственный опыт. Часто ,простая коробка из-под обуви, ценнее любой заводской игрушки..Ребенок складывает в нее кубики,солдатиков,кирпичики,использует ее,как прицеп для автомобиля или устроит в коробке кроватку для куклы..
Старшие дошкольники ценят игрушки,сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками-кусочки меха,ткани,картона,проволоки,дерева.Из них дети мастерят недостающие игрушки,перестраивают,дополняют и т.п.,что,несомненно,расширяет игровые особенности детей,фантазию,формирует трудовые навыки. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей,животных,предметы труда,быта,транспорт и др.),двигательные-(различные каталки,коляски,мячи,скакалки,спортивные игрушки), строительные наборы,дидактические-(разнообразные башенки,матрешки,настольные игры)
Приобретая игрушку,важно обращать внимание не только на новизну,привлекательность,стоимость,но и на педагогическую целесообразность.Прежде,чем сделать очередную покупку,неплохо поговорить с ребенком о том,какая игрушка ему нужна и для какой игры…Часто девочки играют только с куклами,поэтому они ,бывают,лишены радости играть в такие игры,в которых формируется смекалка,находчивость,творческие способности. Девочки играют с куклами или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми.Мальчики играют с машинками и детским оружием.Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше,когда взрослые,не будут делить игрушки на «девчоночьи» и «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой,ему можно приобрести мишку,куклу,в образе мальчика,Буратино,Чебурашки. И т.п.Важно,чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-нибудь.Мягкие игрушки,изображающие людей и животных,радуют детей своим привлекательным видом,вызывают положительные эмоции,желание играть с ними,особенно,если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки,сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев,то игрушки,фактически,являются его партнёрами по играм,с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы,пространства,цвета,воображения,конструктивные способности.Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку,вместе подумать,какие детали нужны,какого цвета,как закрепить или дополнить недостающие конструкции,как использовать постройку в игре.
Игры: лото,домино,парные картинки,открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры,развивать память,внимание,наблюдательность,глазомер,мелкие мышцы рук,дети учатся выдержке,терпению.Такие игры организуют,поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры всей семьёй,чтобы все партнеры были равными в правилах игры. Маленькие дети также привыкают к тому,что ему надо играть,соблюдая правила,постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками.Они привлекательны своим внешним видом,яркостью,умением «разговаривать». Изготовление всей семьей плоских фигур из картона,других материалов,дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения,придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребенку только что купили игрушку,и он знает,как ей играть,лучше предоставить емувозможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребенка истощается. Игрушка становится не интересной.. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие,показать их,предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребенком,родителям важно следить за своим планом.Ровный,спокойный,доброжелательный тон, равного по игре партнера,вселяет ребенку уверенность в том,что его понимают,с ним хотят играть.
Если у дошкольника,особенно в раннем возрасте,есть свой игровой уголок,то время от времени ,ему следует разрешать играть в комнате,где собирается вся семья,в кухне,в комнате бабушки,где новая обстановка,где всё интересно.Новая обстановка рождает новые сюжеты,новые игровые действия.
Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей,тем лучше взаимоотношения,больше общих интересов,любви между ними.
Ребёнку нужны такие игрушки,на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны. При покупке игрушек воспользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать,а не собирать.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в магазины с дорогими игрушками. Сколько слёз и страданий видели на прилавках новомодные куклы и машины. Водите ребёнка в эти магазины, если сами готовы им там покупать дорогие игрушки. Дарите своим детям подарки не только на Дни и рождения и Новый год, а просто так, для хорошего настроения.