Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Логоритмика, как средство развития музыкальных способностей
и творческого начала детей дошкольного возраста

Семенова Ольга Николаевна
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И  ребенка можно этому научить.
А.И. Буренина.
Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма. На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания.
Современной наукой также доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования профессора Миры Михайловны Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. Они утверждали, что логоритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
 Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Именно Г. А. Волкова путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения (выразительность, ритмичность, четкость, координацию, плавность, слитность).
Актуальность. Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они возникли в условиях новой социально-культурной ситуации: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей, дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы.  Анализируя процесс музыкального образования в детском саду замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, психологов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Исходя из этого, было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, дополнив тем самым её содержание.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться не сформированность речевого аппарата. В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. Музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом.
 Планирование непосредственно - образовательной деятельности по логоритмике осуществлятся на основе педагогических принципов. Последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отработка ритмической структуры слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Для работы с детьми была определена следующая цель: Преодоление речевого нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.         Для достижения цели определен целый комплекс задач.
Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому всю непосредственно - образовательную деятельность логоритмикой необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра.
Также в логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты и разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать и на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т. п.
Для достижения положительных результатов налажена тесная связь в работе педагогов детского сада и родителей. Воспитатели, педагог – психолог, инструктор по физической культуре при общении с детьми активно используют наглядные, словесные и практические методы.
 Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста – это - дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж лица, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика, а этот фактор так важен в рамках внедрения современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
      В логоритмическом воспитании можно выделить два блока.
За основу  я взяла методическое пособие М. Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на лексические темы, где многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала, который специально не заучивается. Построение в форме сюжетных игр создает доброжелательную, эмоциональную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в этом увлекательном процессе. Также активно использую методику Е. Железновой «Веселая логоритмика»«Музыка с мамой».
Использование данных методик, способствует развитию красивой, звучной и выразительной речи у детей. Поэтому я отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, я разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме.
Структура непосредственно - образовательной деятельности по логоритмике содержит лого и речедвигательные игры для развития всех видов моторики у детей. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика помогают снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую моторику. Игрогимнастика развивает координацию движений и ориентировку в пространстве. Пение - включает упражнения и логопедические распевки для речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного, Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Музыкально-ритмические движения - предполагают упражнения и игры с предметами. Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.
Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций и пальчикового театра.
Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку- релаксацию. Эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.
К проведению непосредственно- образовательной деятельности по логоритмике, как и к любой другой, предъявляются определенные требования.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
 Занимаясь логоритмикой я использую технические средства и нетрадиционные формы работы. Использование компьютерных технологий: просмотр презентаций, слайдов. Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и птиц. Использование «каракоке» – пение в микрофон под аудиозапись и «минусовки». Просмотр мультфильмов, видеозаписей с фрагментами выступления других детей и собственных. Использование элементов нетрадиционной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Вывод: Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, как имеющим незначительные речевые проблемы, так и детям с правильной речью. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»