Дидактическое пособие «Ёжики» для развития детей раннего возраста
Кузнецова Светлана Владимировна
Актуальность в соответствии с ФГОС ДОобусловлена организацией игровой деятельности, соответствующей возрасту.
Цель: развитие сенсорных способностей у детей 3-го года жизни.
Задачи: формирование умения самостоятельно прикреплять прищепки; закрепление знание об основных цветах, развитие внимания, мелкой моторики пальцев рук; воспитание интереса к игровой деятельности.
Предварительная работа
Чтение стихотворения «Хитрый ёжик», пальчиковая гимнастика, рассказ о ежах, рассматривание сюжетных картинок. Знакомство с прищепками.
Пальчиковая игра «Хитрый ёжик»
Хитрый ёжик, хитрый ёж, Дети показывают
кулачки, вытянув руки и
На клубочек он похож. вращая кистями
(клубочки)
На спине иголки резко распрямляют
(выбрасывают) пальцы рук и
Очень, очень колки. снова собирают в кулачки.
Хоть и ростом ёжик мал Вытянув руки,
работают попеременно пальцами,
Нам колючки показал. шевелят ими.
А колючки тоже Руки согнуты в
локтях и подняты, дети
На ежа похожи. поворачивают кисти рук (фонарики).
На ежа мы поглядим, Дети соединяют
ладони рук «черпачком».
Молочка ему дадим,
Но не тронем колкие
На спине иголки мы. Грозят пальчиком.
Дидактическая игра
«Помоги ёжику одеться»
Воспитатель показывает детям ёжиков без колючек.
- Вам не кажется, что нашим ёжикам чего-то не хватает?
Дети отвечают: (колючек)
- Конечно же, колючек! А вот и они!
Воспитатель показывает прищепки.
- Сейчас мы наденем на ёжиков колючие шубки!
Берём прищепку-колючку, нажимаем на неё и прикрепляем к ёжику.
Дети помогают воспитателю прикреплять прищепки(колючки) к ёжикам.
- Вот теперь у ёжиков есть шубка!
Дети любуются ёжиками.
Со временем задачи можно усложнить:
- Кто быстрее оденет ёжика?
- Надеть колючки (прищепки) другого цвета.
- Надеть колючки разного цвета.
Технология изготовления пособия
Материалы:
ткань, наполнитель,3 ленты разной длины , выкройка, сантиметр, мел, нитки, иголка, ножницы, пуговицы, прищепки.
- Разложите на ткани и наполнителе выкройку, обведите её мелом и вырежете.
- На одну из двух деталей туловища пришейте ленточки в 3 ряда со складочками для прищепок (колючек).
- Соедините две части туловища вместе с наполнителем лицевой стороной во внутрь и прошейте по краю, оставив отверстие для ног.
- Выверните, вставьте ноги и зашейте отверстие.
- Глаза и нос можно сделать из пуговиц.
Использование прищепок в сенсорном воспитании детей раннего возраста.
В процессе сенсорного воспитания у детей формируются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь, воображение, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания.
Игры с прищепками способствуют развитию мелкой моторики рук. Ребёнок должен научиться нажимать на прищепку, чтобы она открылась, используя силу пальчиков. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребёнка. С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу (рыбки проголодались, украшаем новогоднюю ёлку, «бусы» из прищепок…)
С помощью прищепок можно научить счёту и другим математическим представлениям (один, много, мало, внизу, вверху, рядом, посередине). Разноцветные прищепки помогают малышу закрепить знание об основных цветах. Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе игры развивается эмоционально-волевая сфера детей.
Данные игры помогают активизировать речь, обогатить её новыми словами.
Игры с прищепками можно использовать с самого раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.
Список литературы:
- Гусева Л. «Колокольчик» №9, СПб, 1998 г.
- «Волшебные прищепки», Unknown
- Н. Е. Веракса, «От рождения до школы», М., «Мозаика-синтез», 2015 г.
- Н. В. Нищева, «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста», СПб, «Детство-Пресс», 2011 г.