Играя, обучаемся
Недева Мария Васильевна,
учитель-дефектолог муниципального
автономного образовательного учреждения
учитель-дефектолог муниципального
автономного образовательного учреждения
«Детский сад» с. Песь
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно нам, педагогам позаботиться о своевременном и полноценном консультировании родителей.
Своевременное и полноценное формирование речи у детей – это основное условие успешного обучения в школе, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы ребёнок рос существом социальным?
Дети любят играть в слова. Общеизвестна цепочка слов, когда последняя буква одного слова становится начальной другого: яйцо – окно – обман – наряд – дом… Основное правило: называются только имена существительные единственного числа.
Дидактические богатства этой немудрёной игры огромны. Она развивает фонематический слух, облегчая формирование грамотного письма, способствует запоминанию орфографии словарных слов и расширяет лексический запас. Достоинство этой игры и в том, что она учит упорядочивать умственную деятельность – слова берём не наобум, а из соответствующего предметного окружения (улица, кухня, одежда, мебель, посуда и т.п.). Немаловажно и то, что в этой игре взрослый всегда может создать ребёнку ситуацию успеха – дать одержать победу.
Неплохо играть и в антонимы, синонимы, содействуя обогащению словаря ребёнка, развитию языкового чутья, многокрасочности видения мира и выражения чувств. В антонимы – слова, противоположные по значению, «играют» прилагательные (светлый – тёмный, холодный – горячий, злой – добрый, первый – последний, твёрдый – мягкий и т.п.).
Ведущим в этой игре поначалу выступает взрослый, задавая начальное слово пары, а в следующий раз передавайте инициативу ребёнку. Будучи ведомым в игре, расширяйте кругозор детей. Ведя игру, намеренно повторяйте два – три раза одно и то же слово, с тем, чтобы ребёнок постигал синонимическое богатство речи. В слове таится не только смысл, но и потенциальная эмоция – особенно в прилагательных, обозначающих признак предмета.
Игра в антонимы подготовит ребёнка к более сложной игре – в синонимы. Здесь необходим подбор слов и выражений, близких по смыслу. «Играют» существительные, глаголы, прилагательные. Берём слово и к нему находим близкие по смыслу слова и выражения. Можно поиграть в синонимы с автором удивительной книжки о словотворчестве для детей и родителей «Сорок слов из простокваши» А. Смирновым. Вот слово «дурачиться». Дурачиться можно по – разному: и шутить, и дурить, и забавляться, а также ломаться, паясничать, скоморошничать, озорничать, проказничать, чудить, ребячиться, выкаблучиваться, отчебучивать.
Можно играть устно: называем попеременно, кто первый запнётся, тот проиграл. Ещё лучше – с бумагой и карандашом: взрослый записывает основное слово, а к нему в столбик синонимический ряд. Листочки не выбрасывать! Так вырастает собственный домашний словарь синонимов – надёжное подспорье ребёнка при написании любого рода сочинений в школе.
Напомню ещё одну игру в слова. Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два.
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
В эти новые слова играют с удовольствием все от мала до велика. Для будущего первоклассника это может быть игра с разрезной азбукой. Когда ребёнок начинает читать и тут можно поиграть. Попробуйте изменить только одну букву и всё изменится. Сначала этот «фокус» делают взрослые: «Вот идёт по полю ВОЛ, заменили одну букву, и мы уже на стадионе, кричим: «ГОЛ!» А из ГОЛа можно сделать берёзовый КОЛ, а из него – чистый ПОЛ».
Можно пробовать подставлять разные буквы, пока не получится слово. Начните с односложных слов. Например, меняем первую букву и получаем ряд: сук – лук – бук – тук – жук. А теперь попробуйте изменить не первую, а последнюю букву: сук – суп – суд; бок – бог – бор – бом; рот – рок – рог – ром – род – ров. Все эти превращения слов можно обставить таинственными заклинаниями или сопровождать волшебным звоном, свистом. Тогда получится настоящая игра. И ребёнок сам захочет поколдовать. Значение непонятных слов надо объяснять, не дожидаясь вопросов. Запомните: ребёнок не любит чувствовать себя «незнайкой».
Затем перейдите к изменению гласных в середине: бак – бук – бык – бок; сор – сыр; сон – сын; сок – сук; пир – пар и т.д.
Развитие пассивной речи (речепонимание).
- Учим подробно объяснять значение слов. Игры: «Кто это?», «Что это?»
- Объясняем значение выражений, крылатых фраз:
- Брать быка за рога (начинать работу, дело с самого главного);
- Вешать нос (огорчаться, унывать);
-Выносить сор из избы (рассказывать всем о ссорах ) и т.д.
3. Объясняем смысл пословиц и поговорок:
- Назвался груздем – полезай в кузов;
- Ученье – свет, а не ученье – тьма;
- Сытый голодного не разумеет;
- Готовь сани летом, а телегу зимой;
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда и т.д.
4. Учим отгадывать загадки.
Загадки – это игра для ума. Соревнуются люди в смекалке, находчивости.
Отгадывание загадок способствует развитию речи и её совершенствованию.
Загадки в раздевалке, коридоре:
-Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь)
- Сижу верхом, не ведаю на ком. (Шапка)
Загадки на улице:
- Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Тает снежок, ожил лужок. День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
-Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает.
Когда это бывает?
-Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят. (Осень)
-Без крыльев летят, без ног бегут,
без паруса плывут. (Облака)
-Меня часто зовут, дожидаются.
А приду, от меня укрываются. (Дождь)
Загадки в помещении:
- На носу сидели, на мир глядели,
за уши держалися. (Очки)
- Я под мышкой посижу и что делать укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу гулять. (Градусник)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами. (Сон)
- Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
- Я с ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу. (Стул)
-На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)
Развитие активной речи (речеговорение).
Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература, но не только это. Посильные трудовые поручения, сопровождаемые пояснениями, помогают ребёнку узнать новое слово, прочувствовать его: обжигающая вода, тяжёлый песок, пенистое мыло и т.д., но ничто не может заменить целенаправленных игр – упражнений. Играть нужно с ребёнком при малейшей возможности, играть живо, заинтересованно, с победителями и побеждёнными, а, возможно, с наградами.
Чтобы играть, нужно знать правила и ребёнку их рассказать, так как дети очень чувствительны к несправедливости. Первый вопрос: кто начинает игру? В этом помогут считалки. Самые лучшие считалки те, которые знают и любят взрослые.
Считалки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять.
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.
Кто ты такой? Говори поскорей, не задерживай добрых людей!
Завтра с неба прилетит
Синий – синий – синий кит.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи.
Играем в слова.
Взрослые детям задают вопросы или просят рассказать что-то занимательное.
-Как называют предметы мебели на кухне?
-Назвать посуду, которая есть на кухне.
-Какие продукты лежат дома в холодильнике?
-Что изготовлено из дерева?
-Что сделано из металла?
-Что сделано из стекла?
-Что из пластмассы?
-Что делает мама на кухне? – подбирают глаголы: варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает… «Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?»
- Как мама всё делает на кухне? – быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, уныло, сосредоточенно…
-Какое блюдо мама подаёт к столу? – вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, солёное, не солёное, жареное, варёное, пареное, тушёное, сладкое, кислое, горькое…
-Из чего можно пить?
-Назвать столовую посуду.
-Назвать кухонную посуду.
-Назвать чайную посуду.
-Назвать кофейную посуду.
Играем в слова на улице.
-Какая погода?
-Растительный мир твоей улицы.
-Название каких деревьев ты знаешь?
-Название каких кустарников ты знаешь?
-Какие листья бывают?
-Каких птиц можно встретить?
-Что мы видим в витринах магазина?
-Какие машины мы видим на улице?
-Из каких частей состоит машина?
-Какие бывают дороги?
-Какие вещи носят женщины?
-Какие вещи носят мужчины?
Играем в слова везде.
Есть ряд игр в слова, в которые можно играть везде: дома и на улице, в автобусе и магазине.
- Игра «Скажи наоборот» - очень важная игра, которая формирует логическое мышление.
- Игра «Кто летает – что летает?»
- Игра «Кто ползает – кто ходит?»
- Существительные мужского, женского, среднего рода.
- Кому что нужно для работы?
- Каждой вещи своё место:
бельё – в шкафу;
посуда – в серванте;
ручки, карандаши – в пенале;
документы – в папке;
хлеб – в хлебнице;
сахар – в сахарнице;
деньги – в кошельке;
духи – во флаконе и т.д.
-Кто что умеет делать?
- Игра «Моя половина, твоя половина» - начало слова говорит один, продолжает другой: вело – сипед, паро – воз, чемо – дан и т.д. Затем игра усложняется – взрослый называет только первый слог в слове, а ребёнок продолжает недосказанное слово: у – лица, во – рота, во – робей, лу – на и т.д.
Развитие связной речи.
- Описательные рассказы.
- «В волшебном царстве посуды»;
- «Я – милиционер» - найти в игрушечном царстве, кто потерялся;
- «Отгадай, на что я смотрю»;
- «Найди сходство, найди отличия».
2. Рассказы о жизни – о будущем, о прошедшем дне, о планах на будущее.
3. Придумывание рассказов на любую тему.
4. Закончить рассказ.
Развитие элементарных математических представлений:
-Учим количественному счёту – считать и отвечать на вопрос: сколько всего? Считаем везде - в ванной комнате, в раздевалке, в коридоре, в комнате, в подъезде, на улице.
Счёт на слух:
-Я постучу, а ты скажи, сколько раз;
- Я постучу, а ты постучи столько же раз;
- Я скажу сколько раз надо постучать;
- Считай только сильные, слабые удары.
Порядковый счёт: считаем на кухне, на улице – деревья, машины, дома.
Соотношение предметов.
Столько же, сколько…
- Положи столько же салфеток, сколько гостей;
- Положи на стол столько же, сколько тарелок;
- Положи на стол столько мелких тарелок, сколько глубоких, и ещё одну;
- Положи на стол столько чайных ложек, сколько гостей;
- Посчитай, хватит ли всем конфет, если все съедят по 3 конфеты;
- Нарисуй столько же кружочков, сколько лап у собаки, кошки, воробья;
- Нарисуй столько же палочек, сколько колёс у твоего велосипеда, окон в твоей квартире, карандашей в стакане и т. д.
Цифры.
Находим знакомые цифры – игра »Цифры, мы вас знаем»:
Номера домов, квартир, машин, этажей, страниц в книге.
Числа в календаре, на циферблате часов, на пульте телевизора, на весах, монеты.
Счёт прямой, счёт обратный, счёт от заданного до заданного числа, назвать соседей заданного числа, кто живёт между, перед, после названного числа.
Когда ребёнок выучит все цифры, на стене прикрепить числовую прямую (числовой ряд), глядя на которую он будет производить действия сложения и вычитания.
Деление.
Игры на деление помогают ребёнку лучше понять число, состав числа.
Реши задачи:
- Разделить поровну фрукты, конфеты, шары, карандаши – разделить между собой, сколько шаров понесёт каждый.
Придумать задачи.
Дети с помощью наглядности учатся придумывать задачи. А организатором игры вначале будет взрослый. Когда ребёнок сможет сам составить задачу, ведущим пусть будет ребёнок.
Со всеми детьми необходима длительная систематическая работа, чтобы подготовить детей к обучению в школе, выполнению трудовых заданий. И никто не получит ожидаемых положительных результатов, если в развитии ребёнка будут участвовать только педагоги. Поэтому нужно всегда привлекать родителей к воспитанию их детей. Это должно выглядеть непринуждённо, приветливо, доброжелательно. Родители должны знать, что любые дидактические, речевые и математические игры способствуют полноценному развитию детей и в дальнейшем успешному обучению в школе.