Особенности организации работы с детьми в ДОУ на летний оздоровительный период
Физическое развитие детей - одна из основных задач, которая стоит перед педагогическим коллективом детского сада. Для ее выполнения широко применяется разработанная система мероприятий воздействия на детский организм, способствующая воспитанию здорового, физически развитого ребенка. Особое значение приобретает работа по физическому воспитанию детей летом. Этот сезон справедливо рассматривается как наиболее благоприятный для укрепления здоровья детей. В летние дни дети подвижны, жизнерадостны и основное время проводят на свежем воздухе.
Утренняя зарядка, подвижные игры, спортивные развлечения- это важнейшие средства физического воспитания, которые используются во всех возрастных группах. Интерес к утренний гимнастике и ее эффективность значительно повышаются если использовать в упражнениях разнообразное оборудование- палки, обручи, мячи, флажки. В прохладные дни занятия проходят в более быстром темпе. В жаркие дни физиологическая нагрузка несколько ниже и проводятся в медленном темпе. Ежедневно, на участке детского сада проводятся игры по правилам, в которые вовлекаются вся группа детей или ее часть. Игры могут быть знакомые и новые, которые по своему содержанию соответствуют особенностями летнего сезона. Количество игр не должно быть большим, но придумывая различные варианты можно осуществлять другие воспитательные задачи. К лету у детей имеется уже известный запас игр. При проведении прогулки на участке должно быть достаточно спортивного оборудования и атрибуты различных игровых ситуаций.
Игры с мячом разнообразны и способствуют всестороннему развитию организма ребенка. Дети могут играть с мячом по одному, вдвоем или целой группой. Перебрасывание мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния, бросание мяча о пол, стену, вверх, ловля обеими руками, и одной рукой, с хлопком, меняя положение рук, перебрасывание мяча через сетку, попадание в определенную цель и другие интересные упражнения развивают у детей легкость и красоту движений, укрепляют и развивают мышцы. Игра «Школа мяча» увлекательна, интересна и способствует коммуникативному общению. Один из играющих-учитель, остальные-ученики. Ученики должны правильно выполнять упражнения с мячом, показанные учителем. Упражнения постепенно усложняются. Выполнившие определенные задания переходят в следующий класс. Учителем может стать сначала воспитатель, затем после освоения правил передать роль ребенку.
Интересны и увлекательны игры в кегли, городки в том случае, если воспитатель научит детей правилам.
Самостоятельные игры детей с движениями требуют со стороны педагога внимательного наблюдения. Нужно поддерживать инициативу детей, вовремя приходить им на помощь в организации коллектива, распределении ролей, следить за выполнением правил и движений. В случае необходимости показать правильные приемы определенного движения.
Спортивные развлечения должны широко использоваться в летний период. В содержание их включаются двигательные упражнения, подвижные игры, игры с элементами соревнований. Дети упражняются в ловкости, быстроте, в умении далеко или высоко прыгать, метко попасть в цель. В младших группах спортивные развлечения проводятся в игровой форме. Несколько игр можно объединить в один сюжет: малышам предлагается путешествие на поезде по различным станциям, где нужно выполнять определенные двигательные задания и на смекалку. Со старшими дошкольниками успешно проводятся игры-соревнования.
Любят дети летом и игры-аттракционы, например «Правильно и быстро подбери предмет». На столе лежат предметы, необходимы для различных профессий. Дети строятся по колоннам и выполняют задания.
Проведение в летний период литературных и музыкальных концертов приобщают детей к творчеству детских писателей, поэтов, композиторов, народному фольклору. Такая форма развлечений обогащает детей новыми эмоциями и впечатлениями. Концерты проводятся для детей старшего дошкольного возраста. Тематика подбирается с календарными событиями, юбилейной датой любимых писателей или может быть составлена из произведений русского народного фольклора.
Кроме перечисленных мероприятий, которые проводятся в летний период, каждый вечер ребят должны ожидать интересные беседы, встречи с любимыми игрушками, сказки, слушание любимых музыкальных произведений.
Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как: «Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»; «Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»; «Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»; «Кристаллическая текстура»; «Кляксография»; «Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю». Чтобы дети могли плодотворно заниматься творчеством и освоением новых и нетрадиционных техник изобразительного творчества, педагогу нужно заблаговременно запланировать тему занятия и подготовить необходимый материал. Большое внимание нужно уделить созданию коллективных работ по рисованию, лепке, аппликации. Готовые работы используются в оформлении помещений детского сада или служат декорациями для театрализованной постановки.
На участке детского сада можно организовать настенную доску для рисования мелом. Она прикрепляется на такой высоте, чтобы ребенку было удобно доставать мелом по всей поверхности. Рисование на доске развивает свободу движений, позволяет создавать крупные рисунки и совершенствовать форму изображений, так как на доске легко исправить неточности и ошибки. При рисовании на доске воспитатель направляет внимание детей на решение определенной темы, а в старших группах и на продумывание общей композиции. Темы подбираются в зависимости от возможностей и интересов детей. Доска в воображении ребенка может превратится в поле, небо, по которому летят самолеты, или реку, по которой плывут корабли. Определив тему, дети в течении 1-2 дней могут рисовать на доске. Иногда тема дает возможность коллективного создание картины по задуманной детьми например: «Сказочный сад», «Космодром», «В гостях у Лунтика», «Гараж». Использование переносного материала для рисования на участке детского сада повышает интерес ребенка к ближайшему окружению, развивает наблюдательность к разнообразию красок в природе.
Большое внимание летом уделяется рисованию с натуры. В течении учебного года дети учились рассматривать предмет в определенной последовательности, передавать не только общее строение, форму предмета, но и характерные особенности. Летом педагог может предложить для рисования более сложную натуру: цветы, ягоды, деревья. При рассматривании натуры подчеркиваются интересные детали, которые помогут сделать рисунок более выразительным: у одуванчика стебель гладкий, плотный, бледно-зеленый, с красноватым оттенком, а листья продолговатые, зубчатые, темно-зеленые. Для рисования с натуры растение нужно подбирать такое, на котором немного листьев, ягод, но хорошо видны их форма, расположение. В процессе наблюдений внимание детей обращается на разнообразное строение деревьев: яблоня-приземистая, с широко раскинутыми ветвями, береза-стройная, ствол высокий, белый с различными оттенками в зависимости от освещения. В процессе создания рисунка с натуры воспитатель продолжает учить детей постоянно наблюдать за ней, рисовать то, что они видят. Интерес к рисованию с натуры усиливается по мере того, как дети овладели умением хорошо видеть предмет и более правильно передавать на бумаге его особенности. В сюжетном рисовании педагог помогает детям не только видеть красоту и великолепие родной природы, но и передавать ее в рисунке.