Роль сказки в жизни ребёнка дошкольного возраста
Захарова Любовь Павловна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению традиции и обычаи, моральные нормы, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребёнка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Но для того, чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребёнку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребёнка, особенностей его характера. И самое главное, к восприятию сказки нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных.
Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло. К сожалению, с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше. Ребёнок чаще сидит у телевизора или за компьютером, чем с книгой. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок.
Актуальность темы становиться очевидна, ведь дошкольный возраст важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, честности.
Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребёнка со сверстниками [4].
К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребёнком литературный жанр.
Бруно Беттельхейм пишет: «Сказки в разнообразных формах сообщают ребёнку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования, но если человек не оробеет, а стойко встретит неожиданные и неизбежные трудности, то преодолеет все препятствия и, в конце концов, окажется победителем» [2].
Дорис Бретт считает, что рассказы, сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. «Взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребёнка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми» [2].
Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем. Через сказку ребёнок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объёма, числами и пр.), новыми понятиями [5].
Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий.
Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологический мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый вид восприятия – эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Потому так важна серьёзная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребёнка к литературе [1].
Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия. Это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Об этом говорят многие авторы, например, Л.П. Стрелкова отмечает, что только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать, понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем, что позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Согласно А.В. Запорожцу, сочувствие, сопереживание, содействие героям сказки представляет собой формообразующий фактор в развитии ребёнка [3]. С этой точки зрения также согласны многие другие авторы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, В. Оклиндер, Д. Бретт и др.).
Следует отметить, что недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать их поступки, представить себя на их месте. Только тогда запоминание будет осознанное.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
3. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева - М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
5. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
Сказки - это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло. К сожалению, с развитием массового телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше. Ребёнок чаще сидит у телевизора или за компьютером, чем с книгой. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок.
Актуальность темы становиться очевидна, ведь дошкольный возраст важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, честности.
Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребёнка со сверстниками [4].
К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребёнком литературный жанр.
Бруно Беттельхейм пишет: «Сказки в разнообразных формах сообщают ребёнку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования, но если человек не оробеет, а стойко встретит неожиданные и неизбежные трудности, то преодолеет все препятствия и, в конце концов, окажется победителем» [2].
Дорис Бретт считает, что рассказы, сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. «Взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребёнка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми» [2].
Язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем. Через сказку ребёнок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объёма, числами и пр.), новыми понятиями [5].
Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий.
Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологический мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый вид восприятия – эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Потому так важна серьёзная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребёнка к литературе [1].
Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия. Это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребёнка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Об этом говорят многие авторы, например, Л.П. Стрелкова отмечает, что только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать, понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем, что позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Согласно А.В. Запорожцу, сочувствие, сопереживание, содействие героям сказки представляет собой формообразующий фактор в развитии ребёнка [3]. С этой точки зрения также согласны многие другие авторы (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, В. Оклиндер, Д. Бретт и др.).
Следует отметить, что недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил, нужно помочь ему понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать их поступки, представить себя на их месте. Только тогда запоминание будет осознанное.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 400 с.
2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
3. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева - М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. – 608 с.
5. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. - 208 с.