Путешествие в зимний лес
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цели: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов.
Програмное содержание:
Учить детей называть свойства предмета; упражнять детей в умении обследовать предметы (на примере игрушки лисы), выделяя цвет, величину; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме.
Развивать тактильные ощущения.
Воспитывать заботливое отношение к птицам и животным зимой, способствовать обогащению непосредственного чувственного опыта.
Материалы и оборудование: макет дерева, картинки с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, ворона), кормушка, пшено, лиса, заяц (игрушки), волк (картина или игрушка).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: Хочу вас обрадовать: сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А поедем мы на поезде и будем останавливаться на разных станциях. Я буду паровозом, а вы - вагончиками. Итак, вагончики, скорее цепляйтесь друг за друга, наш поезд отправляется.
Дети «едут» на поезде под слова песни:
«Вот поезд наш едет,
Вагоны стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят. Чух-чух, чух-чух, чух-чух.»
Воспитатель ставит детей полукругом
Воспитатель: А вот и наша остановка. Мы с вами приехали в лес. Посмотрите, нас кто-то встречает.
Воспитатель демонстрирует детям картинки, на которых нарисованы птицы.
Воспитатель Кто это? (Птицы.) Сколько прилетело птиц? (Много.) (Воспитатель показывает и называет птиц). Это ворона. Она большая, черная и кричит: «Кар-кар». Кто это? (Ворона.) Какая ворона? (Большая, черная.) Как кричит ворона? («Кар-кар!») А это снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Как зовут эту птичку? (Снегирь.) Какая грудка у снегиря? (Красная.) А кто это маленький серенький? (Воробей.) Как чирикает воробей? («Чик-чирик!») Какая красивая птичка прилетела. Это синичка. У нее желтая грудка. Кто это к нам прилетел? (Синичка.) Какая грудка у синички? (Желтая.)
Давайте рассмотрим птичку. (Берет картинку с изображением птицы.) Что это у птички? Это крылья (показ), лапки (показ), глаза (показ), клюв (показ), хвост (показ.) Что это? (Дети называют и показывают крылья, лапки, глаза, клюв, хвост.) Какие это птицы, которые с нами зимуют или которые улетают осенью на юг? (С нами зимуют)
Зимой птичкам холодно, чтобы они согрелись, давайте с ними поиграем
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети имитируют движения птиц.
А теперь давайте покормим птиц. (в кормушку насыпают пшено)
Воспитатель: Поиграли, покормили, попрощаемся и теперь поедем на следующую станцию.
Дети «едут на поезде» и останавливаются около дерева.
Воспитатель: Кто здесь живет, догадайтесь пожалуйста, отгадав загадку.
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую… (лису.)
Воспитатель (берет в руки мягкую игрушку лису). Лиса красивая, яркая, рыжая. Шерсть у нее мягкая. Хвост у лисы пушистый. (Дает детям пощупать мягкую игрушку, погладить ее.) Какая у лисы шерсть? (Мягкая.) А какой хвост у лисы? (Пушистый.) Лиса рыжая. Какого цвета лиса? (Рыжая.) Покажите у лисы шерсть. (Дети показывают.) Где у лисы хвост? (Дети показывают.) Лиса большая. Хвост у нее длинный. Какая лиса? (Большая.) Какой хвост у лисы? (Длинный.) Какая красивая у нас лиса!
Несколько детей по просьбе воспитателя показывают голову, лапы, хвост, шерсть у лисы, при этом употребляют слова: рыжая, пушистый, мягкая, красивая, длинный, большая.
Воспитатель: Кто мне покажет, как ходит лиса? (Дети показывают) А как лиса разговаривает? (Тяф-тяф). Молодцы.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с лисой и поедем дальше
Дети за воспитателем «едут на поезде» и останавливаются.
Воспитатель: Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался, скок-скок-скок,
Белый маленький зверек.
Воспитатель. Кто этот маленький зверек? (Зайчик.) У зайца белая шубка, длинные уши, короткий хвост. Какой зайчик? Какая у него шубка? (Белая.) Где у зайчика ушки? (Дети показывают.) Какие у зайчика ушки? (Длинные.) Где у зайчика хвост? (Дети показывают.) Какой у зайчика хвост? (Короткий.) А как зайчик прыгает? Скок-скок-скок. (Дети показывают, как зайчик прыгает.) Холодно зимой зайчику в лесу. Кому зимой холодно? (Зайчику.) Заяц – трусишка. Всех он боится. Волка боится, лису боится. Прячется от них. Кого боится зайчик? (Волка, лису.)
Воспитатель Давайте поиграем с зайчиком.
Дети встают в круг, взрослый – в центре:
Воспитатель: Ну вот, зайца испугал волк. А волк тоже в лесу живет? (Да) Воспитатель (берет картинку с волком или игрушку волка). Кто зимой холодной бродит по лесу голодный? (Волк.) Кто боится волка? (Зайчик.) Волк большой, страшный, злой. Волк какой? (Большой, страшный, злой.) А какой он еще бродит зимой по лесу? (Голодный.) Все боятся волка. У него большие зубы. Почему все боятся волка? (У волка большие зубы.) У него серая шерсть. Какая шерсть у волка? (Серая.) Где у него хвост? (Дети показывают.) Какой хвост у волка? (Большой.) У зайца уши длинные, большие, а у волка какие уши? (Маленькие.)
Воспитатель: Ой, ребята, путешествовать хорошо, но ведь нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с лесными жителями. Хотите сюда еще вернуться? (Да) Хорошо, тогда мы продолжим наше знакомство с лесными животными в дальнейшем. Скажем «До следующего свидания!» Скорее, вагончики, цепляйтесь друг за друга и мы поедем.
Дети «едут на поезде» под слова песни:
«Паровоз, паровоз, новенький, блестящий,
Он вагончики повез, будто настоящий.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту».
Воспитатель: Вот мы и приехали в группу. Детки, а где мы с вами побывали? Кто нас встречал в лесу? Какие они? Кто вам понравился больше всех? Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, все запомнили. Пока мы с вами путешествовали, игрушки совсем заскучали. Идите, поиграйте с игрушками.