Роль взрослого в активизации познавательной деятельности малышей
Стаценко Ольга Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Предметная среда, окружающая ребенка, организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает ее понятной и доступной для малыша.
На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования процесса общения ребенка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду с удовлетворением жизненно необходимых потребностей ребенка возникает общение,направленное на достижение практически важного для него результата.
Потребность в общении со взрослым впервые проявляется в установлении контакта по поводу физиологического комфорта (потребность в тепле, пище и т.п.). Если она в достаточной мере удовлетворяется, то вскоре теряет главное значение, уступая место потребностям ребенка в получении впечатлений, в движениях, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности малыша-общение со взрослыми. Сначала оно носит непосредственно-эмоциональный характер. Систематически словесно-эмоциональные воздействия обогащают детей первого полугодия первого года жизни и значительно благоприятствуют их познавательному развитию на чувственно-ориентировочной основе. Вскоре малыш и сам начинает проявлять инициативу, как бы налаживать контакты, стремясь показать взрослому весь несложный «репертуар» своих умений: в зависимости от настроения и отношения взрослого, он по-оазному реагирует на прикосновение его рук и эмоциональные проявления, старается подражать ему. Следовательно, отношение взрослого, проявляющееся в процессе ухода за малышом, на занятиях с ним, в повседневном общении, является причиной первых радостей и огорчений ребенка.
Во втором полугодии функция общения существенно меняется. Только ласки и внимания, которых хватало ребенку до 6 месяцев, очень скоро становится недостаточно. Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными и некоторыми речевыми элементами, его бодрствование следует организовать на основе выполнения посильных упражнений, игр, в которых взрослый выступает не только как организатор, но и как активный партнер, знающий, чего он должен добиться от ребенка, чему его научить. После 6 месяцев между ребенком и взрослым устанавливается "деловое" общение.
На протяжении первого и второго года жизни оно усложняется, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Непосредственный эмоциональный контакт взрослого с ребенком заменяется общением по поводу тех или иных предметов, интересных для малыша; оно принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Совместная деятельность-основной метод воздействия на младенца первого года жизни в процессе его развития.
С ростом жизненного опыта и возможностей малыша ярче проявляется его стремление к самостоятельности. Это условие в воспитании детей начало второго года жизни следует учитывать особо, так как при недостатке двигательной активности, если взрослые не учитывают возрастающую потребность в освоении близлежащего пространства, наступает, как утверждают психологи, "кризис одного года". Ребенка уже не устраивает прежнее положение, когда все для него делал взрослый: умывал, одевал, кормил. Не владея еще рядом фундаментальных навыков и умений, он тем не менее стремится к самостоятельности.
Познание окружающего малыша начинает осуществлять через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Его интересует все. Но удовлетворению любопытства мешают плохо развитые умение действовать с предметами, навык ходьбы, речевое общение со взрослым (хочет что-то сказать-не может выразить словом, хочет что-то взять-не может дотянуться, хочет пройти к заинтересовавшему его предмету-но, сделав 1-2 шага, падает). Однако потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, в этом возрасте является действенным фактором развития активности. Именно в этот период отмечается обостренная реакция на воздействие нового (присутствие посторонних людей или какие-либо новые игрушки, предметы). Негативность и настороженность при появлении нового являются особой формой активной ориентировки ребенка в незнакомой ситуации и наиболее трудным состоянием адаптации его к условиям детского учреждения, к незнакомым людям.
Как же должен вести себя взрослый в общении с ребенком- ведь возникшее противоречие между потребностями и возможностями ребенка в состоянии разрешить только он?! Взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, поднять их на качественно новый уровень. Теперь педагог делает не за ребенка, а выполняет что-либо вместе с ним. Он прежде всего удовлетворяет развивающую у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивает ему достаточную двигательную активность, продумывает и организовывает окружающую среду, осуществляет методически правильный подбор предметов, игрушек. Педагогу необходимо проявлять к каждому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели; постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в его жизнь на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним.
Огромное значение для возникновения «душевного» комфорта малышей имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят интимный характер: они порой на «полутонах», зависят от интуиции взрослого, умения настроится на «волну» детства, почувствовать потребности и переживания ребенка. Это во многом зависит от мастерства и тактичности педагога. Вместе с тем особую роль играют профессиональные знания воспитателя. Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями-вот факторы позволяющие воспитывать детей и сердцем, и разумом.
На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования процесса общения ребенка с окружающими. Основное изменение состоит в том, что наряду с удовлетворением жизненно необходимых потребностей ребенка возникает общение,направленное на достижение практически важного для него результата.
Потребность в общении со взрослым впервые проявляется в установлении контакта по поводу физиологического комфорта (потребность в тепле, пище и т.п.). Если она в достаточной мере удовлетворяется, то вскоре теряет главное значение, уступая место потребностям ребенка в получении впечатлений, в движениях, в общении со взрослым. Вместе с формированием новых потребностей складывается и первый вид ведущей деятельности малыша-общение со взрослыми. Сначала оно носит непосредственно-эмоциональный характер. Систематически словесно-эмоциональные воздействия обогащают детей первого полугодия первого года жизни и значительно благоприятствуют их познавательному развитию на чувственно-ориентировочной основе. Вскоре малыш и сам начинает проявлять инициативу, как бы налаживать контакты, стремясь показать взрослому весь несложный «репертуар» своих умений: в зависимости от настроения и отношения взрослого, он по-оазному реагирует на прикосновение его рук и эмоциональные проявления, старается подражать ему. Следовательно, отношение взрослого, проявляющееся в процессе ухода за малышом, на занятиях с ним, в повседневном общении, является причиной первых радостей и огорчений ребенка.
Во втором полугодии функция общения существенно меняется. Только ласки и внимания, которых хватало ребенку до 6 месяцев, очень скоро становится недостаточно. Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными и некоторыми речевыми элементами, его бодрствование следует организовать на основе выполнения посильных упражнений, игр, в которых взрослый выступает не только как организатор, но и как активный партнер, знающий, чего он должен добиться от ребенка, чему его научить. После 6 месяцев между ребенком и взрослым устанавливается "деловое" общение.
На протяжении первого и второго года жизни оно усложняется, постепенно приобретая ярко выраженный познавательный характер. Непосредственный эмоциональный контакт взрослого с ребенком заменяется общением по поводу тех или иных предметов, интересных для малыша; оно принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Совместная деятельность-основной метод воздействия на младенца первого года жизни в процессе его развития.
С ростом жизненного опыта и возможностей малыша ярче проявляется его стремление к самостоятельности. Это условие в воспитании детей начало второго года жизни следует учитывать особо, так как при недостатке двигательной активности, если взрослые не учитывают возрастающую потребность в освоении близлежащего пространства, наступает, как утверждают психологи, "кризис одного года". Ребенка уже не устраивает прежнее положение, когда все для него делал взрослый: умывал, одевал, кормил. Не владея еще рядом фундаментальных навыков и умений, он тем не менее стремится к самостоятельности.
Познание окружающего малыша начинает осуществлять через ориентировочно-исследовательскую деятельность. Его интересует все. Но удовлетворению любопытства мешают плохо развитые умение действовать с предметами, навык ходьбы, речевое общение со взрослым (хочет что-то сказать-не может выразить словом, хочет что-то взять-не может дотянуться, хочет пройти к заинтересовавшему его предмету-но, сделав 1-2 шага, падает). Однако потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, в этом возрасте является действенным фактором развития активности. Именно в этот период отмечается обостренная реакция на воздействие нового (присутствие посторонних людей или какие-либо новые игрушки, предметы). Негативность и настороженность при появлении нового являются особой формой активной ориентировки ребенка в незнакомой ситуации и наиболее трудным состоянием адаптации его к условиям детского учреждения, к незнакомым людям.
Как же должен вести себя взрослый в общении с ребенком- ведь возникшее противоречие между потребностями и возможностями ребенка в состоянии разрешить только он?! Взрослый должен перестроить свои отношения с малышом, поднять их на качественно новый уровень. Теперь педагог делает не за ребенка, а выполняет что-либо вместе с ним. Он прежде всего удовлетворяет развивающую у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивает ему достаточную двигательную активность, продумывает и организовывает окружающую среду, осуществляет методически правильный подбор предметов, игрушек. Педагогу необходимо проявлять к каждому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели; постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в его жизнь на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним.
Огромное значение для возникновения «душевного» комфорта малышей имеют личные качества людей, воспитывающих их, поскольку взаимоотношения в период раннего детства носят интимный характер: они порой на «полутонах», зависят от интуиции взрослого, умения настроится на «волну» детства, почувствовать потребности и переживания ребенка. Это во многом зависит от мастерства и тактичности педагога. Вместе с тем особую роль играют профессиональные знания воспитателя. Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями-вот факторы позволяющие воспитывать детей и сердцем, и разумом.