Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание самостоятельности у детей

Сотскова Надежда Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Санкт-Петербурга

 
  Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни.  Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для родителей, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.   К сожалению, многие родители считают, что развитие самостоятельности у детей всегда соприкасается с гранью опасности. Самое важное для родителей – понять, что самостоятельность ребенка всегда сопровождается свободой выбора и независимостью. Не каждый родитель сможет без страха позволить ребенку принять свое решение.
   Дети очень активны. Задача взрослых развивать эту активность, а не глушить её своей назойливой опекой. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. У ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения. У детей 4-5 лет воспитывается большая по сравнению с предыдущим периодом жизни самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застёгивание пуговиц, зашнуровывание ботинок).
   Детей следует учить замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно или с помощью взрослых; беречь одежду и обувь; не мочить и не пачкать платье при умывании и еде; складывать и вешать одежду на место.
   Следует приучать тщательно умываться; мыть руки перед едой и по мере их загрязнения; уметь пользоваться расчёской; самостоятельно, без напоминаний и своевременно пользоваться носовым платком.
   Ребёнок должен научиться самостоятельно есть: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать; правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой. Выходя из-за стола, поблагодарить. В спальне детей необходимо научить самостоятельно застилать постель.
  Также следует приучать ребёнка быть вежливым: приветливым, здороваться, прощаться; называть взрослых по имени и отчеству; не вмешиваться в разговор старших; не перебивать говорящего; оказывать услугу взрослым.
   Важной задачей является воспитание трудовых навыков и привычке к трудовому усилию. Систематическое участие детей в различных видах труда обеспечивает накопление трудового опыта, формирование привычек.
   Положительное значение имеет цель труда, которую ставит перед детьми взрослый (будем мыть растения, чтобы были чистые; уберём игрушки, чтобы был порядок). У детей, таким образом, появляется старание всё сделать лучше, быстрее, доставить радость старшим. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
  Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т. е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
  Дети могут быть помощниками взрослых (уборка постельного белья; посуды со стола; очистка участка от мусора; полив растений). Совместный труд со взрослыми повышают у детей интерес к труду и увеличивает ответственность за порученное дело.
   Часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего ребёнка. Дети в любом возрасте должны сталкиваться с посильными задачами и анализировать полученный итог.
Поэтому родителям нужно помнить:
- Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!
- Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
- Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Если у ребенка что-то не получается, можно объяснить ему ошибку и обязательно поощрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
-Также во время воспитания самостоятельности у детей  не нужно скупиться на похвалу. Похвала при формировании самостоятельности у детей должна быть правильной. Правильная похвала — это похвала за конкретные действия, за конкретный результат. Когда мы хвалим не ребенка вообще: молодец, умница, хороший мальчик или девочка, — а отмечаем конкретные его действия, конкретные качества, которые он проявил в определенной ситуации, конкретные усилия, которые он приложил для достижения результата (даже если желаемый результат и не был, достигнут в полном объеме).
   Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»