Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности карьерного роста педагога образовательной организации

Куклина Елена Сергеевна

Чаще всего вопросы карьеры, карьерного роста раскрываются в таких науках как: социология, психология и менеджмент. Анализ педагогических и психологических исследований, посвященных данной проблеме, показывает, что есть некоторые сложности в определении подходов, которые являлись основой исследования карьерного роста педагога.

Основоположником в области изучения карьерного роста был американский социолог и теоретик Толкот Парсонс, раскрывавший вопросы «соединения способностей индивида и предъявляемых к нему требований со стороны организации для дальнейшего планирования и управления занятостью».

В современном понимании термин карьера можно определить как, акмеологический личный проект человека по достижению вершин профессиональной и личностной самореализации, при сохранении физического и психического здоровья и отсутствии «эмоционального выгорания и демотивации»(по Ю.В. Яровых).

А. Я. Кибанов дает следующее определение термину деловая карьера — поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью, продвижения вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижения известности, славы, обогащения( Кибанов А.Я. «Основы управления персоналом» Москва ИНФРА-М 2007г. 365 стр.).

Главным моментом формирования успешной карьеры является мотивация работника к карьерному росту. А.Ю. Лукаш в своих работах главными мотиваторами, стимулирующими эффективный труд называет «предоставляемые работодателем возможности для карьеры, личностного и профессионального роста» (Лукаш А.Ю. «Мотивация и эффективное управление персоналом организации Москва Финпресс 2007 208 стр.).

Д. Минер выделяет следующие профессиональные стимулы компетентностного подхода в формировании стремлений к карьерному росту :

  • к приобретению, как можно большего количества знаний

  • признанию коллегами в своей области

  • выполнению работы с минимальным вмешательством руковства

  • передача своих знаний другим (Трапицына С.Ю. «Мотивация персонала в современной организации». ООО «Книжный дом». 2007. стр.185)

Достаточно часто в качестве синонимов называют термины «карьера» и «карьерный рост». Общеизвестно, что карьерный рост условно можно разделить на «горизонтальный» и «вертикальный», а также «центростремительный». «Горизонтальный» карьерный рост определяет качественно новые обязанности и проекты, что в свою очередь позволяет расширить профессиональный кругозор и приобрести статус высококлассного специалиста. «Вертикальный» карьерный рост характеризуется переходом на следующую ступень карьерной лестницы. В свою очередь «центростремительный» карьерный рост предполагает допуск сотрудника к принятию важных для организации решений, при условии прежней должности без повышения по карьерной лестницы.

Результат опроса, проведенного в ДОУ, являющихся экспериментальными площадками данного исследования, подтвердил особую значимость и важность вопросов карьерного роста у педагогического персонала.

В анкетировании (приложение 1) приняли участие 60 педагогических сотрудников дошкольных образовательных учреждений. В результате анализа полученных данных были выделены следующие тенденции по показателям.....:

  1. Понимание карьерного роста в структуре организации(вертикальная, горизонтальная, центростремительная карьера).

  • 80% опрошенных педагогов понимают карьеру, как профессиональный рост, не связанный с процессом восхождения по карьерной лестнице

  • 16% опрошенных воспринимают карьеру как процесс восхождения по ступеням карьерной лестницы

  • 4% говорят о том, что руководство учитывает их мнение при принятии управленческих решений

2. Понимание карьеры, как способа удовлетворения потребностей в профессиональной самореализации

  • 80% опрошенных признают карьерный рост как результат общественного признания и уважения коллег

  • 20% опрошенных сотрудников видят карьеру, как процесс личностной самореализации, самоутверждения, удовлетворения собственных карьерных запросов

3. Удовлетворенность собственными карьерными достижениями

  • 62% удовлетворены собственными профессиональными карьерными достижениями и не планируют дальнейшего карьерного развития

  • 38% сотрудников нацелены на дальнейшее профессиональное развитие с системе дошкольного образования

В результате проведенного анкетирования можно сделать вывод, о том что у педагогов дошкольного образования сформировано интуитивное представление о возможности преимущественно горизонтального карьерного роста в рамках дошкольной образовательной организации(в силу недостаточности ступеней вертикального карьерного роста: воспитатель-старший воспитатель- методист-заведующий), также можно отметить низкий уровень стремления к дальнейшему карьерному росту у педагогов(значительная часть педагогов удовлетворена собственной педагогической карьерой и не стремится к карьерному росту), в силу удовлетворения полученными результатами профессионального развития. Таким образом становится очевидно, что карьерный рост будет возможным только в том случае, когда сотрудник будет стремиться приобретать новые профессиональные знания, умения и навыки для достижения нового уровня профессионализма. Сфера дошкольного образования предоставляет педагогу широкие возможности для развития профессиональных умений и делает его уникальным специалистом, конкурентоспособным, компетентном, уверенном в собственных силах, умеющим применять собственные знания в любой дошкольной организации. Стремление педагога к самосовершенствованию, непрерывному самообразованию, адаптации к постоянным изменениям образовательной политики государства становятся ключевыми моментами, способствующими карьерному росту сотрудника дошкольного образования. Способность видеть собственную карьеру в контексте изменчивой социально-политической среды становится необходимостью и залогом успешной самореализации личности и дает возможность удовлетворения собственными карьерными достижениями.

Многие педагогические исследования в вопросах карьеры и карьерного роста отмечают что ,педагогическая карьера весьма специфична. Впервые, вопросы карьерного роста педагога были рассмотрены в трудах О.М. Симановской, она рассматривала термин «горизонтальная профессиональная карьера учителя». Она отмечала, что данный тип карьеры выявляет профессиональный рост через результаты деятельности, которые оцениваются как достижения, формальные и не формальные показатели внешнего признания успешности деятельности. О.М. Симановская отмечала, что средством стимулирования профессиональной деятельности педагога является развитие профессиональной горизонтальной карьеры в силу того, что этот процесс связан с личностной реализацией и прфессиональным ростом( Симановская О.М. Организационные педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя средней общеобразовательной школы. Дис.канд.пед.наук. Спб. 1998. 196 стр.)

Т. Н. Крисковец в своем диссертационном исследовании рассматривает педагогическую карьеру в горизонтальном аспекте как, передвижение внутри профессии, становление профессионализма, осознанный профессиональный рост, определяющие профессиональную уверенность и повышающие ответственность педагога за результаты собственной деятельности, что делает его конкурентоспособным.(Крисковец Т.Н. Организационные педагогические условия управления профессиональной карьерой учителя. Дис.канд.пед.наук. Оренбург. 2005. 208 стр.)

М.В. Александрова определяет карьеру педагога как «осознанное отношение к собственному движению по ступеням профессионального становления, характеризующим уровни достижения в различных видах деятельности( профессиональной, управленческой, общественной и др.), и повышение его статуса в социально-образовательной среде».(Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Автореф, дис.доктора пед.наук. Великий Новгород 2007. 44 стр.)

С.В. Кутняк определяет карьеру педагога как процесс целенаправленного и последовательного профессионального развития роста авторитета, статуса в социальной, экономической, нравственной сферах выраженной в продвижении по ступеням иерархии, квалификационной деятельности, в повышении престижа, построении целостного образа себя в качестве компетентного профессионала. (Кутняк С.В. Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки РГПУ им.А.И.Герцена. 2010.№125. стр. 120-126)

Педагогическая карьера с точки зрения Т.И. Долгодворовой, - это комплекс достижений с позиции профессионального и социального проектирования, означающий признанный и оцененный социально-профессиональной общественностью статус педагога в соответствии с профессиональными достижениями, направленными на преобразования социальной и педагогической практики. (Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере. Дис.канд. Пед. Наук. Омск, 2000 169 с)

Карьерный рост как рост карьерных возможностей, который в свою очередь является интегративной характеристикой квалификации, профессионализма и достижений профессиональной деятельности (ее продуктивность) в своей работе освящает Н.В. Нитикина (Никитина Н.В. Муниципальная система сопровождения карьерного роста дошкольных работников, автореф. Канд. Пед. Наук, Великий Новгород, 2009, 26 стр.)

Исследователем И.В. Янченко обобщаются аспекты карьерного роста, связанные со стремлением к самореализации, саморазвития, проявлением творческого потенциала к самоанализу и самооценке собственных возможностей для достижения успехов в жизни (Янченко И.В. Педагогический аспект карьерного роста личности).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»