Квест как форма работы с дошкольниками
Феоктистова Наталья Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
В настоящее время квесты стали очень популярны как вид организации досуга детей и взрослых. Чем же они так привлекательны?воспитатель ГБДОУ № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Прежде всего квест - это креативная, современная, зажигательная игра. Она начинается с приятных для каждого ребенка, а порой и взрослого, слов: "Давайте поиграем!" И далее разворачивается увлекательный сюжет (литературный, компьютерный, кинематографический), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Кто же из детей откажется от участия в приключении?
Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квесты актуальны в контексте ФГОС ДО. Эта форма организации образовательной деятельности хороша тем что:
- Квест - это игра. А игра - основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
- Квест как технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.
- Квест может проводиться и в закрытом помещении, и на улице, на природе, охватывая окружающее пространство.
- Квест дает возможность объединения различных видов детской деятельности. Дает возможность активно поучаствовать в познавательной, поисковой, творческой деятельности.
Но здесь важно не забывать, что задания должны быть максимально интересными, оригинальными, чтобы ребенок продолжал играть, не догадываясь о том , что он вовлечен в процесс обучения. Так, например, при проведении в подготовительной группе квеста "Царица осень в нашем сквере" ребятам по сюжету нужно было помочь придворным портным и снять мерки с заколдованных великанов (измерить толщину деревьев портныжным метром). Следует отметить, что организация квеста требует разработки сюжетного сценария, подготовки антуража и реквизита, необходимого для для прохождения испытаний и решения задач. Вот когда наглядно видна роль развивающей предметно-пространственной среды! Именно предметно-пространственная среда становится "пусковым механизмом" для творческой активности детейтей, дает возможность воображать и придумывать.
Замечательно еще и то, что квесты могут проводиться как в групповом помещении, так и в музыкальном зале, и на детской площадке, и в парке, и на улице (Разумеется, с соблюдением требований безопасности и в присутствии родителей). В случае проведения квеста вне стен ДОУ, вся окружающая действительность становится развивающей предметно-пространственной средой, что дает новые возможности. Наш детский сад расположен в центре Санкт-Петербурга, на Троицкой площади. Рядом, в шаговой доступности находятся Петропавловская крепость, Александровский парк с минигородом, крейсер Аврора, домик Петра I. Логично, что мы стараемся использовать это преимущество, придумываем задания, связанные с историей родного города. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. При организации квестов для дошкольников вне стен ДОУ, мы заметили, что при передвижении из одной точки, где выполнялось задание, в другую нужно удерживать внимание детей. Здесь можно предложить ребятам спеть известную песенку, проскандировать кричалку, небольшое стихотворение. Хорошо, если они по содержанию соответствуют теме игры.
При разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
- Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребенка.
- Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
- Обязательна эмоциональная окрашенность заданий.
- Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и не потеряли интерес.
- Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
- Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Месяц | Лексическая тема | Тема квеста |
Сентябрь Октябрь |
Детский сад. Осень. Деревья осенью. Овощи. Фрукты. Грибы. Ягоды. Труд людей осенью. |
"Царица осень в нашем сквере" |
Ноябрь Декабрь |
Перелетные птицы. Домашние животные и их детеныши. Дикие животные. Подготовка животных к зиме |
"По следам малой чайки" |
Январь Февраль |
Мебель. Посуда. Материалы для их изготовления. Профессии взрослых. Трудовые действия. Инструменты. |
"Путешествие по городу мастеров" "Отважные профессии" |
Март Апрель Май |
Наша Родина Россия. Наш родной город. |
"Здесь будет город заложен" |
Литература
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.\ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Квест как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника. Т.П.Корзникова, Н.В. Просоедова, М.М.Степанова. Известия ВГПУ. Педагогические науки №3 (272), 2016.
Лосева Л.Ю. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками. htt://cyberleninka.ru
Квест как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника. Т.П.Корзникова, Н.В. Просоедова, М.М.Степанова. Известия ВГПУ. Педагогические науки №3 (272), 2016.
Лосева Л.Ю. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками. htt://cyberleninka.ru