Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приёмы развития речевого творчества младших школьников и дошкольников

Нарыжная Елена Михайловна

Речевое творчество–это проявление творчества в речевой деятельности. Это самостоятельная деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образов. Как правило, речевое творчество наиболее ярко начинает проявляться у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Речь, во всем ее многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Важной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Анализ реальной ситуации показывает, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду он слышал правильную грамотную речь.
Развитие речевого творчества позволяет ребенку занимать позицию активного творца – придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки,  психологически раскрепощаться, а также при этом вырабатывается смелость в фантазировании.
Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей.
Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
Речевое творчество включает в себя словотворчество, сочинительство, пересказ, речевую импровизацию.
Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка.
Сочинительство – самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра
Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения
Речевая импровизация – высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием речевых умений
Учитывая взаимосвязь между речевым и познавательным развитием, необходима разработка системы работы по развитию речевого творчества дошкольников. В данной системе необходимо учесть присутствие оптимального соотношения форм работы и содержания, соответствующих возрасту детей и проблеме. Система предусматривает тесный контакт и заинтересованность всех участников образовательных отношений (педагогов-детей-родителей). В образовательной деятельности используются творческие задания, направленные на:
- уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
-придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи -Фиксик, самокат, бабушка, грибы, волк, конфета).
- соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров:
(«Салат из сказок» - в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей);
- придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам:
(«Старая сказка на новый лад»- придумай сказку, в которой волк обманул лису;
- придумай сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох; Рассказывание старой сказки по-новому помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка – трудолюбивая. А ведь иногда полезно сломать стереотипы. Например, за основу берется знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. ( «Предположим, семеро козлят – злые и капризные, убегают в лес, а волк помогает козе их найти»);
- подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки.
Учитывая ведущий вид деятельности дошкольников, педагогу необходимо продумать подбор игр и игровых упражнений для организации деятельности дошкольников, направленной на развитие речевого творчества. К ним относятся словесные игры: «Доскажи словечко», «Я начну, а ты закончи», «Цепочка слов», «Что на что похоже?», «Путаница», «Оживи предмет», «Что было бы, если бы…?».
Детям очень нравятся театрализованные игры и игры – драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. В совместной работе с детьми даем сравнительные характеристики героев, выявляем отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх.
Театрализованные игры, игры-драматизации по страницам известных сказок, отрывков произведений способствуют развитию диалогической, эмоционально насыщенной речи, усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Одним из средств развития речевого творчества дошкольников являются занятия с использованием произведений художественной литературы, фольклорных жанров, искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях. Особые требования предъявляются к литературному материалу – он должен представлять собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа, способствующий формированию коммуникативной культуры детей, интенсивному обогащению речи дошкольников средствами выразительности.
При чтении необходимо использовать музыкальное сопровождение (отрывки из опер, балета, симфоний и т. п.). Детям предлагается передать характер музыкального образа через движение, словесное описание.
Для повышения интереса к речевому творчеству, развития образности речи используется такой прием как составление книг-самоделок сказок, рассказов:
- при создании групповой книги по мотивам одной сказки за основу берется знакомая сказка, где дети самостоятельно придумывают разные сказочные ситуации (с кем еще мог встретиться колобок);
- всем знакомая хитрая лиса наделяется новыми положительными качествами и совершает добрые поступки;
Такая работа по творческим разработкам содержания книг способствует знакомству детей с различной литературой, повышает их читательский интерес, а так же желание не только узнать о чем книга, но и как она сделана, как сочетаются иллюстрации и текст книги.
Для развития речевого творчества необходима кропотливая повседневная, планомерная работа как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, сочинять сказки, загадки, чтобы они получали удовлетворение от всей работы. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, сказки удивительными, загадки необычными.
Использование мультимедийных игр «Отгадай загадку», «Сочини историю», «Продолжи сказку», «Сказка в гости к нам пришла» помогает детям развивать речевое творчество, вызывают интерес к словотворчеству.
Они направлены на развитие умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений .

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»