Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развивающие технологии сопровождения карьерного роста педагогов ДОУ

Насыбулина анна Федоровна
Проблема развивающих технологий сопровождения карьерного роста педагогов ДОУ стала особенно актуальной в современном мире социально-экономических перемен. Рассматривая развитие рыночных отношений как необходимое условие развития общества, следует отметить, что формирование и развитие рынка образовательных услуг напрямую зависит от степени развития технологий, позволяющий образовательным организациям успешно выйти на рынок и конкурировать на нем.
Использование развивающих технологий сопровождения в образовательной организации в настоящее время способствует росту профессионального мастерства педагогов, ориентированных на повышение качества предлагаемых ими образовательных услуг с целью удовлетворения родителей как участников образовательных отношений и основных заказчиков образовательных услуг.
Теория технологии сопровождения раскрыта в работах Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, М.Г. Коджаспировой, Ю.В. Слюсарева, М.И. Рожковой. Основными для развития технологии сопровождения являются идеи О.С. Газмана, который в своих работах доказал, что поддержка и развивающее сопровождение развития личности педагога – это не просто сумма различных методов коррекционно-развивающей работы, а целостная система поддержки и необходимой помощи человеку, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации. 
В широком смысле технологии развивающего сопровождения направлены на помощь педагогу в преодолении трудностей, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, и являются непрерывным процессом формирования и создания условий, необходимых для успешного карьерного роста педагога ДОУ.
Основными характеристиками технологий сопровождения являются его процессуальность, пролонгированность, недирективность, направленность на проблемную ситуацию, сложившуюся у педагога, а также отношения между участниками сопровождения, которые направлены в первую очередь на развитие внутреннего потенциала личности, поддержку его права на самостоятельный выбор и ответственность за данный выбор.
Под технологией (от греч. Techno – искусство, мастерство, -logos – наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Педагогические технологии представляют собой строгое проектирование и последовательное воспроизведение действий, обеспечивающих успех педагогического воздействия; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного коррекционно-развивающего процесса. 
Технологичность процесса сопровождения позволит с большой степенью вероятности предсказывать и достигать запланированных результатов; обеспечит благоприятные условия для развития личности педагога; уменьшит влияние отрицательных факторов на личность; позволит выбрать более эффективные пути для решения возникших образовательных и социально-педагогических проблем.
М.Г. Коджаспирова определяет педагогические технологии «как систему способов, приемов и шагов, последовательность выполнения которых обеспечит решение задач воспитания, обучения и развития личности, а сама деятельность представлена как определенная система действий». Таким образом – это разработка и реализация составляющих педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих точно запланированный результат.
Технологии сопровождения карьерного роста педагога ДОУ призваны обеспечить:
- создание эмоционально благоприятных условий для профессиональной деятельности педагога;
- оказание педагогу ДОУ всесторонней (педагогической, психологической, методической и др.) поддержки в решении проблем и затруднений, возникающих в процессе его деятельности, а также привлечение различных специалистов к оказанию поддержки педагогу;
- привлечение всех педагогических сотрудников ДОУ к решению задач развития детского сада, реализации инновационных программ и проектов на основе идеи сотрудничества и сотворчества;
- обеспечение объективной оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ;
- создание условий для профессионального развития педагога ДОУ, раскрытия его творческого потенциала, стремления к саморазвитию.
Технологии развивающего сопровождения опираются на взаимодействие субъектов образовательных отношений, обеспечивающих благоприятные условия для их личностного и профессионального развития. Важнейшим условием сопровождения является позитивное отношения между сопровождающим и сопровождаемым, что определенно влияет на раскрытие возможностей педагога, гарантирует ему доброжелательную поддержку и помощь в процессе его профессионального развития. 
Технологии развивающего сопровождения реализуются в форме индивидуального и группового сопровождения. Индивидуальное развивающее сопровождение педагога ДОУ реализуется через:
- взаимодействие с методистом (старшим воспитателем) ДОУ
- обучение планированию, организации и анализ профессиональной деятельности
- подготовку выступлений  с докладами на методических объединениях, педагогических советах, участие в конкурсном движении
- самообразование
- просмотр занятий более опытных коллег
- наставничество.
В данном разделе актуальны такие формы взаимодействия с педагогом ДОУ как: консультация, собеседование, творческий отчет, разработка конспектов занятий, составление педагогического портфолио и др.
Групповое развивающее сопровождение педагога ДОУ реализуется через:
- взаимодействие со всеми педагогическими сотрудниками ДОУ
- участие в разработке рабочих программ педагога
- практикум по изучению нормативно-правовой и учебно-методической документации
В данном разделе актуальны такие формы взаимодействия с педагогом ДОУ как: тренинг, семинар, конференция, открытые занятия, творческая мастерская и др.
Выстраивая систему развивающего сопровождения с педагогами ДОУ необходимо учитывать различные траектории профессионального роста педагога (квалификационный рост, карьерный рост, должностной рост, получение дополнительной специальности), и в зависимости от выбранного приоритета выстраивать этапы сопровождения.
В контексте образовательных услуг Трегубова Л.Б. определяет следующие виды технологий:
Технология сегментирования – предполагает изучение запросов участников образовательных отношений по уровню подготовки педагогов, по выявленным самими педагогами проблемам и затруднениям.
Технология диагностики – «представляет собой самостоятельный этап процесса исследования, является, в данном случае, не столько
диагностикой конкурентной среды (как в производственной сфере), сколько процессом, необходимым для более полного и точного представления о потребностях педагогов – потребителей образовательных услуг. Частью диагностики являются процедуры максимально точного изучения нужд и профессиональных затруднений педагогов, с целью создания персонифицированного, личностно–ориентированного образовательного продукта (индивидуального образовательного маршрута педагога, модульной программы по определённой тематике для группы педагогов и др.).» 
Технология нацеливания в данной интерпретации определяет вычленение из уже созданной целевой аудитории, группы предназначенной для определенных курсов и программ, объединенных общей целью занятий в зависимости от  потребностей педагогов.
Технология позиционирования включает в себя создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения. Необходимым условием для данной технологии является развитие как имиджа самого образовательного учреждения, так и продукта его образовательной деятельности.
Технология анализа заключает в себе значительное число составляющих, в свою очередь, являющихся технологиями. Например, маркетинговое исследование, предусматривающее анализ образовательного продукта (программы предлагаемых курсов), анализ возможности выведения курса на рынок, анализ возможностей его реализации в тех или иных условиях, анализ потребностей педагогов, их возможных затруднений и возможности их преодоления с помощью предлагаемого курса или программы и т.д. Анализ предусматривает также исследование ресурсов внутренней среды, в том числе кадровых, необходимых для выполнения данного курса программы или государственного задания. Анализ внешней среды: – проблем и возможностей, условий и угроз извне, для успешного удовлетворения данного запроса, реализации данной программы или курса.
Технология прогнозирования включает в себя прогнозирование определенных маркетинговых действий. Например, введения или ликвидации
данного курса в зависимости от спроса или его отсутствия. Важно и прогнозирование спроса на определенные образовательные услуги, базирующееся на предварительном изучении спроса, или на основе нормативных документов, или выявлении скрытых, неосознаваемых проблем.
Таким образом, под развивающими технологиями сопровождения в данном исследовании мы будем понимать свод технологий, форм, функций, приемов и действий, использование которых приведет к успешной профессиональной карьере, развитию карьерного потенциала  сотрудников. Развивающие технологии сопровождения, основываясь на постоянную обратную связь, предполагают точность и гарантированность получения положительного результата.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»