Развивающие технологии сопровождения карьерного роста педагогов ДОУ
Насыбулина анна Федоровна
Проблема развивающих технологий сопровождения карьерного роста педагогов ДОУ стала особенно актуальной в современном мире социально-экономических перемен. Рассматривая развитие рыночных отношений как необходимое условие развития общества, следует отметить, что формирование и развитие рынка образовательных услуг напрямую зависит от степени развития технологий, позволяющий образовательным организациям успешно выйти на рынок и конкурировать на нем.Использование развивающих технологий сопровождения в образовательной организации в настоящее время способствует росту профессионального мастерства педагогов, ориентированных на повышение качества предлагаемых ими образовательных услуг с целью удовлетворения родителей как участников образовательных отношений и основных заказчиков образовательных услуг.
Теория технологии сопровождения раскрыта в работах Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, М.Г. Коджаспировой, Ю.В. Слюсарева, М.И. Рожковой. Основными для развития технологии сопровождения являются идеи О.С. Газмана, который в своих работах доказал, что поддержка и развивающее сопровождение развития личности педагога – это не просто сумма различных методов коррекционно-развивающей работы, а целостная система поддержки и необходимой помощи человеку, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации.
В широком смысле технологии развивающего сопровождения направлены на помощь педагогу в преодолении трудностей, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, и являются непрерывным процессом формирования и создания условий, необходимых для успешного карьерного роста педагога ДОУ.
Основными характеристиками технологий сопровождения являются его процессуальность, пролонгированность, недирективность, направленность на проблемную ситуацию, сложившуюся у педагога, а также отношения между участниками сопровождения, которые направлены в первую очередь на развитие внутреннего потенциала личности, поддержку его права на самостоятельный выбор и ответственность за данный выбор.
Под технологией (от греч. Techno – искусство, мастерство, -logos – наука) понимают совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Педагогические технологии представляют собой строгое проектирование и последовательное воспроизведение действий, обеспечивающих успех педагогического воздействия; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного коррекционно-развивающего процесса.
Технологичность процесса сопровождения позволит с большой степенью вероятности предсказывать и достигать запланированных результатов; обеспечит благоприятные условия для развития личности педагога; уменьшит влияние отрицательных факторов на личность; позволит выбрать более эффективные пути для решения возникших образовательных и социально-педагогических проблем.
М.Г. Коджаспирова определяет педагогические технологии «как систему способов, приемов и шагов, последовательность выполнения которых обеспечит решение задач воспитания, обучения и развития личности, а сама деятельность представлена как определенная система действий». Таким образом – это разработка и реализация составляющих педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих точно запланированный результат.
Технологии сопровождения карьерного роста педагога ДОУ призваны обеспечить:
- создание эмоционально благоприятных условий для профессиональной деятельности педагога;
- оказание педагогу ДОУ всесторонней (педагогической, психологической, методической и др.) поддержки в решении проблем и затруднений, возникающих в процессе его деятельности, а также привлечение различных специалистов к оказанию поддержки педагогу;
- привлечение всех педагогических сотрудников ДОУ к решению задач развития детского сада, реализации инновационных программ и проектов на основе идеи сотрудничества и сотворчества;
- обеспечение объективной оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ;
- создание условий для профессионального развития педагога ДОУ, раскрытия его творческого потенциала, стремления к саморазвитию.
Технологии развивающего сопровождения опираются на взаимодействие субъектов образовательных отношений, обеспечивающих благоприятные условия для их личностного и профессионального развития. Важнейшим условием сопровождения является позитивное отношения между сопровождающим и сопровождаемым, что определенно влияет на раскрытие возможностей педагога, гарантирует ему доброжелательную поддержку и помощь в процессе его профессионального развития.
Технологии развивающего сопровождения реализуются в форме индивидуального и группового сопровождения. Индивидуальное развивающее сопровождение педагога ДОУ реализуется через:
- взаимодействие с методистом (старшим воспитателем) ДОУ
- обучение планированию, организации и анализ профессиональной деятельности
- подготовку выступлений с докладами на методических объединениях, педагогических советах, участие в конкурсном движении
- самообразование
- просмотр занятий более опытных коллег
- наставничество.
В данном разделе актуальны такие формы взаимодействия с педагогом ДОУ как: консультация, собеседование, творческий отчет, разработка конспектов занятий, составление педагогического портфолио и др.
Групповое развивающее сопровождение педагога ДОУ реализуется через:
- взаимодействие со всеми педагогическими сотрудниками ДОУ
- участие в разработке рабочих программ педагога
- практикум по изучению нормативно-правовой и учебно-методической документации
В данном разделе актуальны такие формы взаимодействия с педагогом ДОУ как: тренинг, семинар, конференция, открытые занятия, творческая мастерская и др.
Выстраивая систему развивающего сопровождения с педагогами ДОУ необходимо учитывать различные траектории профессионального роста педагога (квалификационный рост, карьерный рост, должностной рост, получение дополнительной специальности), и в зависимости от выбранного приоритета выстраивать этапы сопровождения.
В контексте образовательных услуг Трегубова Л.Б. определяет следующие виды технологий:
Технология сегментирования – предполагает изучение запросов участников образовательных отношений по уровню подготовки педагогов, по выявленным самими педагогами проблемам и затруднениям.
Технология диагностики – «представляет собой самостоятельный этап процесса исследования, является, в данном случае, не столько
диагностикой конкурентной среды (как в производственной сфере), сколько процессом, необходимым для более полного и точного представления о потребностях педагогов – потребителей образовательных услуг. Частью диагностики являются процедуры максимально точного изучения нужд и профессиональных затруднений педагогов, с целью создания персонифицированного, личностно–ориентированного образовательного продукта (индивидуального образовательного маршрута педагога, модульной программы по определённой тематике для группы педагогов и др.).»
Технология нацеливания в данной интерпретации определяет вычленение из уже созданной целевой аудитории, группы предназначенной для определенных курсов и программ, объединенных общей целью занятий в зависимости от потребностей педагогов.
Технология позиционирования включает в себя создание положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения. Необходимым условием для данной технологии является развитие как имиджа самого образовательного учреждения, так и продукта его образовательной деятельности.
Технология анализа заключает в себе значительное число составляющих, в свою очередь, являющихся технологиями. Например, маркетинговое исследование, предусматривающее анализ образовательного продукта (программы предлагаемых курсов), анализ возможности выведения курса на рынок, анализ возможностей его реализации в тех или иных условиях, анализ потребностей педагогов, их возможных затруднений и возможности их преодоления с помощью предлагаемого курса или программы и т.д. Анализ предусматривает также исследование ресурсов внутренней среды, в том числе кадровых, необходимых для выполнения данного курса программы или государственного задания. Анализ внешней среды: – проблем и возможностей, условий и угроз извне, для успешного удовлетворения данного запроса, реализации данной программы или курса.
Технология прогнозирования включает в себя прогнозирование определенных маркетинговых действий. Например, введения или ликвидации
данного курса в зависимости от спроса или его отсутствия. Важно и прогнозирование спроса на определенные образовательные услуги, базирующееся на предварительном изучении спроса, или на основе нормативных документов, или выявлении скрытых, неосознаваемых проблем.
Таким образом, под развивающими технологиями сопровождения в данном исследовании мы будем понимать свод технологий, форм, функций, приемов и действий, использование которых приведет к успешной профессиональной карьере, развитию карьерного потенциала сотрудников. Развивающие технологии сопровождения, основываясь на постоянную обратную связь, предполагают точность и гарантированность получения положительного результата.