Развитие познавательной активности дошкольников через детское эксперементирование
В
Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон
На протяжении всего дошкольного периода, наряду с игровой деятельностью, огромное значение имеет познавательная деятельность , которая лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности , направленной на познание окружающего мира.Ральф У. Эмерсон
Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Теоретической базой данной проблемы являются исследования Н,Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка ’’ Н.Н. Поддьяков, 1995 ) По мнению Н.Н. Поддькова “…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения”.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Также экспериментирование влияет на развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Экспериментальная деятельность готовит детей к усвоению определенных учебных правил и порядка действий: ставить цель, планировать и последовательно осуществлять работу.
Задачи экспериментирования в дошкольном возрасте следующие:
1, Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, плавучесть, сыпучесть)
3. Развивать представления об основных физических явлениях
4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость, вода – переход в различные состояния, представления о воздухе, почве и т.д.)
5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля воздух, вода, растения и животные.
6. Знакомить детей со свойствами почвы, песком, глиной
7. Развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Эксперименты в дошкольном возрасте.
Песок и глина.
Опыт № 1 “Песчаный конус”
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучесть.
Ход эксперимента: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом возникают сплывы. Движение песка похоже на течение.
Вывод: Песок – сыпучий материал.
Опыт №2 Из чего состоят песок и глина?
Ход эксперимента: В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду
Камни.
Опыт № 3 Какие бывают камни?
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, синий и т.д)
Опыт № 4 Определение размера
Одинакового размера ли ваши камни?
Опыт № 5 Определение характера поверхности.
Ход эксперимента: Мы сейчас по очереди погладим ваши камушки. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Воспитатель просит показать детей самый гладкий камень и самый шершавый
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 6. Рассматривание камней через лупу
Что можно увидеть? ( углубления, ямочки, узоры и т.д)
Опыт № 7. Определение веса.
Ход эксперимента: Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый легкий и самый тяжелый камень.
Вывод: Камни по весу бывают разные (легкие и тяжелые)
Опыт № 8. Тонут ли камни в воде?
Ход эксперимента: Дети берут банку с водой, осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. Воспитатель обращает внимание на дополнительное явление – по воде пошли круги, цвет камня изменился – стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, так как они тяжелые и плотные.
Вода и ее свойства.
Опыт № 9 . Таяние льда.
Ход эксперимента: Накрыть стакан кусочком марли, закрепив ее резиночкой по краям. Положить на марлю кусочек сосульки. Поставить посуду со льдом в теплое место. Сосулька уменьшается, вода в стакане прибавляется.
Опыт № 10. Испарение воды.
Ход эксперимента: Набираем в тарелку немного воды и оставляем тарелку на несколько дней на подоконнике. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Она превращается в водяной пар – испаряется.
Опыт № 11. Превращение пара в воду.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
Сдесь представлены самые простые опыты, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста, но исходя из этого, можно сделать следующие выводы: в результате экспериментирования у детей развиваются следующие познавательные процессы
- мелкая моторика (при игре с песком, мукой, крупами, камешками)
- воображение
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме)
- речь
-мышление
Дети испытывают огромный интерес, делая маленькие открытия сами.