Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ОНР

Докучаева Ольга Николаевна
Актуальность данной работы заключается в том, что игра занимает главенствующее место в жизни дошкольника, преобладая в его самостоятельной деятельности. Как и в важной деятельности психического развития, в ней сконцентрировались более значимые проявления психической активности для этого периода. Особенности игры дошкольников с ОНР дают большой материал, при характеристике данного состояния.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Сюжетно-ролевая игра вызывает больший интерес, т.к. в ней очень сильно проявляются: знания дошкольников об окружающем мире, вместе со знаниями о деятельности взрослых; умение применить знания, которые накопились в условиях игры; понимание действий и взаимоотношений людей; умение строить поведение согласно содержанию игры и умение, с учетом своей и их ролей взаимодействовать с партнерами по игре. Эмоциональное отношение детей в игре проявляется к деятельности своей и к действиям своих партнеров.
Возрастная характеристика детей с общим недоразвитие речи (ОНР) 
Дети характеризуются различными сложными речевыми расстройствами, нарушение формирования всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой (фонетики) и смысловой (лексики, грамматики) сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Особенности психического развития проявляются в отставании развития словесно-логического мышления, овладение операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Также характерно отставание в развитии двигательной сферы: неловкость общей и мелкой моторики. Трудности во взаимодействии с окружающими людьми, неадекватность самооценки.
Объектом для изучения стала игровая деятельность дошкольников с ОНР. Предметом – определение значимости сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников с ОНР.
Целью этой работы является исследование сюжетно-ролевых игр и их особенности у старших дошкольников с ОНР.
Для решения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста;
2) изучить условия развития сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР
В результате проведенного анализа литературы, был сформирован вывод о том, что игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе и в ее результате. Главной особенностью в сюжетно-ролевой игре считается наличие в ней придуманной ситуации, которая складывается из роли и сюжета.
Важными особенностями сюжетно-ролевой игры считаются:
1. Соблюдение правил, которые регламентируют действия воспитателя и детей и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Основным этапом дошкольного развития считается сюжетно-ролевая игра, где из самой сущности игры вытекает подчинение правилу. Осваивая в игре правила ролевого поведения, дети осваивают и моральные нормы, мотив и цель работы взрослого, его отношение к собственному труду, к событию и явлению общественной жизни, к вещам, людям. Формирования положительного отношения к поступкам, к образу жизни людей, правилам и нормам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, возможность для детей оказаться в мире взрослых, самим разобраться в системе взрослых отношений.
3. В сюжетно-ролевых играх идёт эмоциональное формирование. Эмоции игру цементируют, делают её увлекательной, повышают тонус, создают благоприятный климат для отношений, а это в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольников к воспитательному действию и совместной деятельности со сверстниками.
4. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит формирование интеллекта дошкольника, с развитием его интересов к различным видам труда взрослых; к разным событиям жизни; появлением у них любимых героев книг, которым они хотят подражать.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается творчество и воображение, проявление плановости, согласованности действий в долгой сюжетно-ролевой игре в сочетании с импровизацией.
6. Развитие речи, проявляющееся в развитии целенаправленности, способности комбинирования, способностью облекать в слова собственные замыслы.
Игровая деятельность дошкольников с ОНР существенно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей. У детей с ОНР различной степенью выраженности вычленяется особенность мотивационно целевой основой игровой деятельности. В первую очередь это проявляется в уменьшении активности в области игрового поведения. Однако, становление игровой деятельности у ребенка с ОНР подчиняются тем же закономерностям, что и у нормально развивающегося ребенка, но идет значительно медленно и имеет ряд специфических особенностей.
Поэтому, при подборе игр для детей с ОНР важно учитывать:
1) Сюжет игры необходимо адаптировать с учетом речевого развития дошкольников. В частности, для детей с низким уровнем речевого развития сокращается объем вербальных заданий.
2) Подбор игр с учетом индивидуально-личностных особенностей детей (для робких и заторможенных детей игры, с возможностью побыть в роли водящего, для расторможенных и гиперактивных детей более спокойные игры).
В работе со старшими дошкольниками более эффективное использование игры с куклами и мягкими игрушками. Старших дошкольников лучше всего заинтересовывать театрализованными играми по сказкам, так как игры-драматизации более доступны, чем совместные сюжетные игры. Для развития у детей игровой деятельности был предложен план по сюжетно-ролевым играм для детей старших дошкольников с ОНР.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»