Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
по развитию моторики в процессе освоения лепки

Чумакова Татьяна Владимировна
Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста характеризуются бурным физическим и психическим развитием. В этот период развитие мелкой моторики влияет на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.
 Очень важно оптимальным образом задействовать развивающий потенциал привлекательных для него видов деятельности. В данной разработке мы обращаемся к развивающим возможностям лепки. Так как именно лепка, или пластическое творчество, относится к видам художественно-эстетической деятельности ребенка, которое по сравнению с другими видами изобразительного творчества (рисование, аппликация) более интересен и легче осваивается детьми. 
Изучением особенностей детской лепки еще в начале века заинтересовались A.B. Бакушинский, K.M. Лепилов, Е. А. Флерина и др. В настоящее время выполнен ряд исследований, посвященных вопросам развитая детского творчества в лепке (Н.Б. Халезова и др.), формирования эстетического отношения к скульптуре (Г.М. Вишнева, Е.В. Гончарова и др.), сенсорного развития в лепке (H.A. Курочкина и др.), обучения приемам лепки (Н.С. Боголюбов, A.A. Волкова, М.Ф. Дубовик, Н.М. Конышева, 
Е.А. Коссаковская, Г.В. Лабунская, О. И. Фадеева и др.). 
Отечественные педагоги (З.А. Богатеева, Н.А. Ветлугина, 
Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что лепка имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. По нашему мнению, в работе с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) именно лепка имеет наибольший развивающий потенциал, поскольку занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования. Именно в лепке дети начинают чувствовать каждое движение своих пальцев и кистей рук. 
Это важно тем, что уровень развития моторики – один из важных показателей психического развития ребенка, в перспективе - показатель готовности к школьному обучению. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.
Слабое развитие мелкой моторики является причиной неподготовленности к письму, снижение зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. 
В младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами. Исходя из этого, в системе коррекционно-развивающей работы в детских садах необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. 
Пример структуры индивидуальных образовательных маршрутов детей

Разработанные маршруты учитывают индивидуальные особенности детей. Индивидуальная работа включила обучение детей приемам лепки.  Основным методом работы по обучению детей лепке стали индивидуальные занятия.
Индивидуальные занятия по лепке строятся по следующему примерному плану.
1. Проведение пальчиковой игры для разминки пальцев рук
2. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости ребенка (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
3. Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.
4. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращать внимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).
5. Рассматривание готовой работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки.
Первое занятие было посвящено знакомству детей с физическими свойствами и пластически­ми возможностями глины и теста. Занятие состояло из нескольких частей.
В первой части внимание детей было обращено на значение глины для человека - ее использовали и используют для изготовления посуды, горшков для цветов, кирпичей для строительства дома, черепицы для крыши, делают украшения, статуэтки, игрушки, глина используется и в медицине. Обычно глина находится по берегам рек и ручьев. Вспомним о Дымковской слободе, где издавна делают замечательную игрушку.  Ею славится наш город. Было обращено внимание детей на то, что глина бывает не только бурая, но и белая.
Во второй части занятия дети тактильным путем знакомились с физическими свойствами глины - холодная, теплая, мягкая, пач­кается, пахнет землей, из нее можно лепить, пластичная. Дош­кольники отщипывали различные кусочки от целого куска и опять соединяли их вместе, растягивали, приплющивали глину, с по­мощью воды сглаживали поверхность, т.е. выполняли различные действия с глиной, чтобы лучше с ней познакомиться.
Дети заме­чали, что глина пластична и податлива. Мы обратили их внимание на то, что чем больше в ней воды, тем хуже из нее лепить, так как она жидкая, а если мало воды - рассыпается. Затем детям предлагалось попробовать слепить что-нибудь.
В третьей части детям были предложены кусочки солёного теста. Оказывается, из него тоже можно лепить. Мы показали детям различные поделки из теста (фигурки животных, панно, сюжетные композиции). Детям также была предложена возможность испытать пластические возможности этого материала.
В ходе заключительной беседы дети говорили, что им понравилось лепить из глины и из теста. Отмечаем, что глина «живая», мягкая, пахнет землей, легко отмывается от рук, а тесто «тёплое», приятное на ощупь, пластичное, «податливое».
Приведем примеры пальчиковых игр, которые проводятся перед индивидуальными занятиями
На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки. Хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе («Мальчик - пальчик», «Ладушки», «Обезьянки», «Сорока», «Дождик» с аудиокассет «Десять мышек» и «Азбучка - Ладушки»). На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).
Также помнили о том, что велика роль работы с семьей. Очень важно, чтобы работа по освоению лепки продолжались дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Для этого необходимо родителей просветить. Можно пригласить их консультацию и рассказать о целесообразности таких игр с маленькими детьми, о том, какие они дают результаты, как помогают малышам развиваться. Показать пальчиковые игры, обязательно проиграть их с родителями. Распечатать игры и раздать их родителям.
Наблюдая за успешностью выполнения игр, вы смоете отметить, что моторика пальцев рук станет более совершенной. Результатом работы также будут положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, всесторонне развивает ребенка. 
 
БИБЛИОГРАФИЯ
  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2011.
  2. Галанов. А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2006.- с. 40-43.
  3. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  4. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: Питер, 2008.
  5. Корзакова Е.И. Овладение формой предмета и ее передача в лепке дошкольников: Сенсорное воспитание дошкольников / Е.И. Корзакова; под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Логос, 2009. - С.100- 121.
  6. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 57с.
  7. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.
  9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  10. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - ¬М.:  ЭКСМО,¬ 2010.
  11. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. - ¬ М.: ЭКСМО, ¬2009.
  12. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. - М: Просвещение, 1986. - 32 с.
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»