Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей
Лебедева Марина Николаевна,
воспитатель ГБОУ СОШ № 635
Приморского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБОУ СОШ № 635
Приморского района Санкт-Петербурга
Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире.
В.А.Сухомлинский
Среди различных видов игр, существующих в дошкольном возрасте, на наш взгляд, заслуживают дидактические игры. Это связано с тем, что в данном виде игр коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей. в духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире.
В.А.Сухомлинский
Дидактическая игра рассматривается, как игра, специально предназначенная для целей обучения дошкольников и младших школьников.
В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом),
- настольно-печатные,
- словесные игры.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов, а именно:
- обучающая (дидактическая) задача,
- игровые действия,
- правила.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. В дидактической игре создаются определенные условия для развития коммуникативных навыков. Использование дидактических игр также способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В этой игре ребенок воображает себя кем угодно и действует в соответствии с этим образом. Его может
удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
В групповой игре впервые проявляется лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.
Играя, дети «впитывают в себя» опыт общения более старших товарищей и взрослых людей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Игровая ситуация может быть направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет ребёнку донести «правильность» своего мнения. У детей для развития коммуникативной стороны в общении чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других).
Хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков дошкольника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ребенку освоить параллельно несколько шаблонов поведения:
- уважительное отношение к взрослым,
- подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них.
Следует отметить, что воспитатели дошкольных учреждений не могут полностью взять на себя развитие коммуникативных способностей ребенка. Если в семье ребенка нарушена коммуникация, то детские навыки общения также будут недостаточно закреплены. Поэтому родителям необходимо наравне с воспитателями тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с детьми дошкольного учреждения.
Особенно это касается тех семей, чьи дети посещают дошкольное учреждение не регулярно или вовсе не посещают.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей – дошкольников. Повышается у них речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции.
Для повышения уровня развития коммуникативных способностей и речи необходима специально организованная работа. Детям интереснее именно те занятия, на которых применяются игровые методики, используются развивающие игры и упражнения; очевидна положительная динамика показателей коммуникативных способностей.
Обучающая роль игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации усилить процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки, обеспечивают коммуникативные умения.
Список литературы
1. Аргушанова А. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, 2012. – 80с.
2. Байбекова Т. Р. Дидактическая игра как метод развития коммуникативных умений у младших школьников / URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7414-2013-04-20-02-47-03 (Дата обращения 10.03.2016).
3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256с.