Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей

Лебедева Марина Николаевна,
воспитатель ГБОУ СОШ № 635
Приморского района Санкт-Петербурга

 
Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире.
В.А.Сухомлинский
Среди различных видов игр, существующих в дошкольном возрасте, на наш взгляд, заслуживают дидактические игры. Это связано с тем, что в данном виде игр коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей. 
Дидактическая игра рассматривается, как игра, специально предназначенная для целей обучения дошкольников и младших школьников. 
В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на три основных вида: 
- игры с предметами (игрушками, природным материалом), 
- настольно-печатные, 
- словесные игры. 
 Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов, а именно: 
- обучающая (дидактическая) задача, 
- игровые действия, 
- правила. 
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. В дидактической игре создаются определенные условия для развития коммуникативных навыков. Использование дидактических игр также способствует решению следующих задач: 
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; 
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью; 
 - совершенствовать разговорную речь; 
 - обогащать словарь. 
 На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В этой игре ребенок воображает себя кем угодно и действует в соответствии с этим образом. Его может 
удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им. 
 Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. 
 В групповой игре впервые проявляется лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности. 

 Играя, дети «впитывают в себя» опыт общения более старших товарищей и взрослых людей. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Игровая ситуация может быть направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет ребёнку донести «правильность» своего мнения. У детей для развития коммуникативной стороны в общении чаще всего используются тренинги общения, которые состоят из определенного набора игр (дидактических, развивающих и других). 
 Хорошо влияет на развитие коммуникативных навыков дошкольника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ребенку освоить параллельно несколько шаблонов поведения: 
- уважительное отношение к взрослым, 
- подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. 
 Следует отметить, что воспитатели дошкольных учреждений не могут полностью взять на себя развитие коммуникативных способностей ребенка. Если в семье ребенка нарушена коммуникация, то детские навыки общения также будут недостаточно закреплены. Поэтому родителям необходимо наравне с воспитателями тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с детьми дошкольного учреждения. 
 Особенно это касается тех семей, чьи дети посещают дошкольное учреждение не регулярно или вовсе не посещают. 
 Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей – дошкольников. Повышается у них речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции. 
Для повышения уровня развития коммуникативных способностей и речи необходима специально организованная работа. Детям интереснее именно те занятия, на которых применяются игровые методики, используются развивающие игры и упражнения; очевидна положительная динамика показателей коммуникативных способностей. 
 Обучающая роль игр заключается в том, что позволяет в игровой ситуации усилить процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки, обеспечивают коммуникативные умения. 

Список литературы 
1. Аргушанова А. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, 2012. – 80с. 
2. Байбекова Т. Р. Дидактическая игра как метод развития коммуникативных умений у младших школьников / URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7414-2013-04-20-02-47-03 (Дата обращения 10.03.2016). 
3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256с. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»