Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению должна начинаться задолго до поступления ребенка в ДОУ. Ежегодно в ДОУ составляется отдельный план работы с детьми и их родителями на адаптационный период.
Основные задачи работы воспитателя в адаптационный период:
- установление доверительных отношений между ребенком и родителями и педагогами;
- обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;
- знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение.
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи способствует разработка соответствующих целям и задачам занятий для детей.
В период адаптации необходимо уделять много внимания каждому ребенку, но индивидуальная работа планируется с детьми, испытывающими трудности в процессе адаптации к условиям ДОУ.
Воспитателям рекомендуется ежедневно использовать в работе язык поэтических образов. С помощью потешек, пестушек, колыбельных песен, песенок дети приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира.
Также в период адаптации рекомендуется детям приносить с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались дома.
Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня.
Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
- знакомство, сближение детей между собой;
- знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
- знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
- знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
- знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
На протяжении всего адаптационного периода необходимо проводить игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Можно рекомендовать воспитателям такие игры, как: «Уложим куклу Катю спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Воспитателям рекомендуется соблюдать несколько правил по организации игровой деятельности воспитанников в период адаптации к ДОУ:
Правило 1. Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять.
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять
Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Показателями окончания адаптационного периода являются:
– спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
– уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых;
– общение с ними по собственной инициативе;
– умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
– желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
– спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
– спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.
Воспитателю нужно помнить, что в каком бы возрасте ребенок ни пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
Таким образом, рационально организованная предметно-развивающая среда, эмоционально благоприятная атмосфера в группе, а также организация продуктивного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников будут способствовать повышению эффективности процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО.