Консультация для родителей
Один дома
(безопасность дошкольника)
Николаева Татьяна Станиславовна,
воспитатель ГБДОУ № 44
Центрального района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 44
Центрального района Санкт-Петербурга
Актуальность.
Всем известно, что ребенок дошкольного возраста очень любопытен и активен. Его двигательная активность и физические возможности сочетаются с любознательностью и самостоятельностью, и под час приводят к трагическим ситуациям. Отсутствие знаний приводит к несчастным случаям. Отсюда мы взрослые, делаем вывод, как можно раньше дать своему ребенку первичные, элементарные знания о правилах безопасности поведения в помещении, в своей квартире. Выработать у ребенка навыки осознанного отношения к личной безопасности при соблюдении конкретных правил. Начать развивать способности у малыша к предвидению возможной опасности.
Ознакомившись с данной консультацией, я рекомендую родителям очень серьезно отнестись к самым простым, но очень важным, необходимым вашему ребенку вещам – безопасности дошкольника, оставшегося дома без взрослого.
Содержание.
Один дома. Произнося эти два слова у многих взрослых на губах появляется улыбка. Они вспоминают озорного, находчивого, сообразительного мальчугана, которому пришлось по воле обстоятельств остаться одному дома (х/ф “Один дома”). Себя кормить, развлекать и защищать свой дом. В кино все было весело. Но уверяю Вас, что сегодня пойдет разговор не о веселых вещах.
Я еще раз вам напомню о самых простых правилах. До такой степени простых, что некоторые взрослые считают их самыми “разумеющимися”, “должными”, и не обращают в нужной мере на их выполнение. А речь пойдет о безопасности дошкольника, оставшегося дома без взрослого.
Ребенок приносит родителям удовлетворение, радость, надежды. Он окружен лаской и вниманием, проявлением максимальной заботы, сумеют ли они уберечь ребенка от всевозможных случайностей и несчастий. Сколько надо проявить любви и терпения, сколько предстоит затратить труда на то, чтобы предостеречь малыша от различных опасностей.
Вспомним, на первом году жизни ребенок не способен ни к каким сознательным действиям, поэтому его безопасность полностью зависит от матери. Малыш растет, и мы предоставляем ему некоторую свободу поведения, освобождая его от излишней опеки. В возрасте от 1 до 3 дети начинают более активно изучать и познавать мир вокруг себя. Ребенок тянется трогать все, что попадается ему на глаза, и зачастую пытается попробовать все на вкус. Вроде бы и мама дома, и ребенок играет. Но чем? Он перебирает содержимое различных коробочек и шкатулок, где могут оказаться мелкие предметы (бусики, пуговицы) которые легко можно засунуть в нос, рот, острые предметы (иголки, бритвы) которыми он поранится. В этом возрасте малышу хочется всюду лазать, их притягивает к себе вода, огонь, пар, электричество. А как они любят открывать и закрывать самостоятельно двери и дверки шкафчиков и сервантов, забывая вовремя убрать свои пальцы.
В 4-5 лет дети приобретают все большую уверенность, в своих действиях. В процессе знакомства с окружающей средой у детей неизбежны падения, легкие ушибы, ссадины, царапины, но это на улице в играх и развлечениях. А вот дом все-таки “наша крепость”, “наша защита”, именно в нем взрослый должен оградить своего ребенка от всевозможных случайностей, несчастий. Создать в нем максимальную безопасность. О безопасности детей дома много говорится, пишется, но мы взрослые прочитали, поговорили и забыли, подумав-это не может произойти с моим ребенком! Важно не только оберегать ребенка от несчастий и опасностей, важно готовить его к встречи с различными возможными трудностями. Формировать представление о встречающихся дома опасных ситуациях, прививать навыки безопасного поведения в быту, учить соблюдать меры предосторожности, сказанные взрослым. Совершенно необходимо, что бы малыш как можно раньше научился понимать смысл таких слов как “острый”, “колючий”, “горячий”, “тяжелый” и т.д. Взрослые обязаны постепенно обучать ребят умению распознавать опасные предметы и сами должны научится отличать мнимую опасность от действительной. Все это имеет большое значение в охране здоровья вашего малыша.
И так. Ваш ребенок подрос, и родители считают, что он вполне может побыть дома один какое-то время. Это ваше решение, но научили ли вы своего малыша оставаться в одиночестве? Готов ли ребенок остаться один без взрослого? Научили ли вы его элементарным правилам поведения в быту (дома)?
Если же вам надо уйти, а ребенка оставить дома, объясните ему, что ваш уход вызван необходимостью (я вернусь быстро, у нас нет молока, а нужно варить кашу). Уйти можно тогда, когда вы знаете что он не боится остаться один, ему не страшно. Сначала оставьте его на 10-15 минут, постепенно время “одиночества” увеличивайте. Уходя, обязательно займите чем-либо ребенка. Лучше, что бы это было его самое любимое занятие (рисование, строительство из безопасного конструктора, просмотр книжек и т.д.). Но помните, что вам придется смирится если он нарисовал не на листе, а на обоях и нечаянно порвал книжку. Не надо ругать его, а еще раз повторите как нужно пользоваться карандашом или “читать”. После своего отсутствия проведите с ребенком какое-то время: почитайте, поиграйте, а не бегите сразу готовить обед.
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит не как от возраста, как от его самостоятельности, от своего доверия к малышу.
Чему должен научить родитель своего ребенка, перед тем чтобы уйти на длительное время (от 1го-до 3х часов). Конечно же не открывать дверь на любой звонок или самостоятельно выходить за пределы квартиры (на лестничную площадку). Отвечать на телефонный звонок и говорить только с близкими, с посторонними не разговаривать. Некоторые не разрешают подходить к телефону своему ребенку если он один дома. Это их право! Но пользоваться телефоном научите ребенка как можно раньше, главное набирать телефоны экстренных служб. Дошкольник постарше может сам звонить родителям по уже в веденному в мобильник номеру, и сообщать о непредвиденных ситуациях. Если же может исправить сам, то родитель его учит, а не ругает (пролил много воды-вытри; разбил стеклянную чашку-отойди от стекла, не бери в руки и т.д.).
Помни мамин телефон
Пригодится может он
Позвони, коль что случится,
Мама сразу же примчится!
И вот вы сделали все возможное, чтобы ребенок мог оставаться один дома:
- Он не боится оставаться на 1-3 часа, не обижается что мама уходит.
- Он не разбрасывает все подряд, а умеет организовать свой досуг, находит себе занятие.
- Он может из холодильника или со стола взять оставленную еду (вымытые фрукты, бутерброды, йогурт, чай в чашке).
- Он умеет пользоваться телефоном, знает номера экстренных служб и может рассказать, что происходит или что он делает.
Если вам нужны врачи,
Набираем мы-03!
0и2-любой звонит,
И полиция спешит!
01 мы набираем-
От пожара мы спасаем!
Давайте начнем по порядку. 01-номер пожарной службы. Что может вызвать пожар в квартире? Это оставленные без присмотра спички, электроприборы, доступная ребенку розетка, попадающие под ноги провода.
Если спички в руки взял
Сразу ты опасным стал-
Ведь огонь, что в них живет,
Много бед всем принесет!
Каждый родитель должен помнить! Уходя и оставляя ребенка одного, уберите спичечный коробок. Объясняйте, что-когда он подрастет, его научат правильно с ними обращаться, но лучше, где в доме есть дети иметь электро-зажигалку, она более безопасней. “Спички-это не игрушка. С ними нельзя баловаться, их применяют только по назначению (в доме зажигают конфорку, чтобы готовить и разогревать еду). Огонь, полученный из спички, может сжечь все: дом, квартиру, от него могут погибнуть люди!” - объясняет каждый родитель своему ребенку. Уходя из квартиры, выключайте все электроприборы, а “маленькие” (утюг, плойку, фен, тостер и др.) лучше убрать с глаз ребенка. Розетки в доме должны быть в доступном месте для взрослого, но не доступном для ребенка. Лучше вставлять в них специальные заглушки.
Вот розетка на стене:
Надо знать тебе и мне,
Что в нее карандаши
Не вставляют малыши.
Эти дырочки не тронь-
Вспыхнет сразу же огонь!
Ток бежит внутри розетки,
Не играйте с нею детки!
Взрослый постепенно учит ребенка обращаться с правилами безопасности всех электроприборов: уходя выключать, не оставлять без присмотра; не тянуть за провод, держать далеко от воды. Объясните ребенку, что каждый электроприбор очень нужен и полезен в доме, поэтому с ним надо правильно обращаться: не разбирать, применять по назначению, не играть рядом с ним.
Ой, не стоит при готовке
Класть металл в микроволновку.
Только включишь-заискрится
И со взрывом загорится.
Если тостер в сеть включен
Стукнуть током может он.
Не копайся в нем дружок,
Пальцем, вилкой и ножом.
Если все приборы разом
Ты в одну розетку включишь,
То пожар проводки сразу
В этой комнате получишь.
И пожалуйста, помните, что провода ваших электроприборов он не должен доставать. Ребенок может их дернуть, тогда испортится электроприбор может, оголится провод, а это приведет к травмам и пожароопасности.
Знай, любые провода
Поврежденные-беда!
Ведь они опасны слишком,
Замыкание как вспышка!
Не надо пугать малыша пожаром, лучше позаботится о его безопасности: проведите беседы, читайте художественною детскую литературу (Маршак “Кошкин дом”, Демьянов “Коробок-черный бок”, Сухомлинский “Воробышек и огонь”, Чуковский “Путаница”, Хоринская “Спичка-невеличка”, Толстой “Пожар”, “Пожарные собаки” и т.д.) Со временем, научите правилам пожарной безопасности, т.е. что делать если пожар уже возник!
…Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови скорей людей.
02. Это телефон полиции, объясняем мы ребенку. Если ты дома один, не открывай входную дверь незнакомым людям, чтобы они не говорили, кого бы не спрашивали, чтобы не обещали. За дверью могут стоять "плохие" люди. Учите ребенка не бояться звонков, а лучше пусть он сам напугает “не званного гостя”. Скажет ему, что он вызовет полицию или позовет папу, который сейчас в ванне. Если же дома нет телефона, зовет на помощь из окна.
Не отрывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Тебе он скажет: “Я от мамы,
Она забыла взять панаму”.
Ты незнакомца пустишь в дом,
А он к тебе придет с ружьем.
Тебя он может напугать,
И шубу мамину забрать.
Дома мы одни остались
Расшалились, разыгрались
Слышим вдруг-звонит звонок,
Смотрим мы скорей в “глазок”
Незнакомцу не откроем.
От замка мы отойдем
Маму с папой подождем!
03. Номер этого телефона больше будут использовать родители, чем дети. Давайте отправимся на кухню, самое опасное место в квартире для ребенка. Еще раз проверим, что может навредить детям, оставшимся дома без взрослого.
Родители грели чайник, варили суп, жарили котлеты. Отставьте горячую посуду на задние конфорки, а некоторую остудите. Помните, ожоги очень долго лечатся.
Когда в кастрюле кипяток
Не прикасайся к ней дружок,
И очень осторожен будь:
Ее так просто обернуть!
Поверь: кипящая вода
Была опасною всегда!
Столовые приборы (ножи, вилки) можно не прятать, но неизменно повторяйте малышу о их назначении и опасности. Как можно раньше научите своего ребенка пользоваться ими.
Говорит лисенку папа:
Не бери ножи из шкафа!
Повнимательнее будь-
Ножик острый-не забудь!
И послушай-ка совета:
Все колючие предметы
Ты бери за рукоятку-
Приучай себя к порядку!
Что бы газовая плита не была объектом опасности, всегда уходя перекрывайте вентиль подачи газа.
Ручки газовой плиты
Не крути, балуясь, ты,
Вдруг случайно включишь газ
И он всех отравит нас.
На кухне и в ванной можно встретить различные коробочки, баночки с бытовой химией, которые привлекают ребенка запахом, яркостью дизайна. Храните их в недоступном для малыша месте, ведь даже приятный запах может вызвать у ребенка аллергию и отравление.
Ребята находят и пробуют часто
Опасные жидкости… и пасты.
Один доигрался-и зренья лишился,
Другой все обжог себе и отравился.
Дружок вещества эти даже не трогай,
Не нюхай, на руки не лей и не пробуй.
Их дома отдельно от пищи хранят,
Они-химикаты, опаснейший яд!
Тоже самое можно сказать и о лекарствах. Ведь сейчас очень вкусные детские лекарства необычных форм в виде мишек, зайчиков, сердечек, ярких горошков. Помните, что не по назначению выпитые лекарства могут сильно навредить здоровью вашего ребенка.
Никогда не стоит, детки,
Как конфетки есть таблетки
Если люди не больны
То таблетки им вредны.
…Есть у нас аптечка дома,
Мы храним лекарства там.
Хоть они мне и знакомы
К ним я не притронусь сам.
Потому что для леченья
Нужен врач, а если нет,
Принесут без назначенья
Мне лекарства только вред…
И конечно же надо всегда говорить ребенку, что бы он не брал в рот неизвестное.
…Все вокруг мне интересно,
Но твержу всегда и всем
Если что-то не известное-
Не беру, не пью, не ем.
Кроме столовых приборов в наших домах множество других острых, режущих, колющих предметов, которые можно встретить не только на кухне, но и в ванной и в комнате. Эти предметы новы детям, поэтому привлекают внимание. Вспомним-это мамины спицы, иголки, булавки, кнопки, ножницы; папина бритва и различные инструменты (молоток, напильник, пила, гвозди и другие). Не уставайте повторять ребенку о их назначении, правильном использовании, запретите брать в руки, играть с ними.
На столике, в ящике или на полке
Есть ножницы, спицы, ножи и иголки.
Предметы опасны и очень остры,
Они для работы, а не для игры!
С такими вещами опасно шутить-
Пораниться можно и глаз повредить.
Зачем вам от острых предметов страдать?
Уж лучше в игрушки свои поиграть.
Надо взрослым помогать,
Но нельзя без спроса брать
Нож, пилу и молоток!
Осторожным будь дружок!
Сынок хотел, как папа стать
И начал гвозди забивать.
Попал по пальцам молотком
На рев сбежался целый дом…
Взрослый должен помнить, что некоторые малыши любят рассматривать вполне безобидные на наш взгляд мелкие предметы. Пробовать их “на зуб” или засовывать в ухо или нос. Ребенка привлекают шкатулки с разноцветными пуговицами, маминой бижутерией (колечки, бусы, которые он может порвать).
В уши, в нос нельзя совать
Мелкие предметы
Могут там они застрять
Помните про это!
Оставляя одного малыша дома, не забудьте занять его играми, цветными книжками, строителем иначе ваш ребенок может выбрать себе занятие более травма-опасное. Например- может закрывать и открывать двери пока не прищемит себе пальцы; сделать себе домик-укрытие между мебелью и там застрять; может прыгать с высоты; он может подойти к окну, выйти на лоджию, балкон и тогда… Поэтому, уважаемые родители, проверьте все эти “опасные” для малыша места. Помните, что мебель должна быть расставлена так, чтобы он не натыкался на ее острые углы и не мог на нее залезть. Это все может очень “плачевно” окончится не только для вашего ребенка, но и для вас.
Дверь входную осторожно
Надо закрывать:
А иначе, друг мой можно
Пальцы там прижать…
Вам запомнить нужно братцы,
Что нельзя на шкаф взбираться-
Может он на вас свалиться
Так что увезут в больницу.
Балкон, окно-это отдельный, повседневный разговор с ребенком. Взрослые, сделайте так, чтобы вашему ребенку нельзя было залезть на подоконник. Уходя закрывайте форточки и не оставляйте вставленные оконные сетки. Объясните ребенку, что окно-это опасность, учите играть от него подальше. Стекло хрупкий материал, и оно просто может упасть в другую сторону, т.е. на улицу.
Захочешь форточку открыть
Старайся осторожным быть:
На подоконник не вставай
И на стекло не нажимай,
А вдруг не выдержит оно?
И расколется окно-
Ты свалиться можешь вниз…
Зачем тебе такой сюрприз?
Ваза, выпав из окна, вдребезги разбилась
Лужа с высоты видна, как же так случилось?
Тут никто не виноват. И горшки, я знаю,
Падают, когда стоят, на окошке с краю.
Я с распахнутым окном, буду осторожней,
Лучше не сидеть на нем, так будет надежней.
Вспомним о еще одном источнике опасности ребенка, который остался без присмотра родителей. Это его любимая вода! Любой малыш любит играть с водой в тазу, в ванне, брызгаться под струей, вытекавшей из крана. Как можно раньше научите ребенка правильно смешивать воду. Открывать сначала холодную, а потом медленно горячую воду. Объясните обозначения на кране: красный кружок-горячая вода (опасность). Расскажите еще раз о последствиях неправильного включения воды (ожоги). Объясните, что краны нельзя включать с большой силой, нельзя оставлять включенную воду без присмотра. Этими действиями ребенок зальет водой не только свою квартиру, но и чужую.
Буль-буль-буль вода бежит
Мальчик в ванную спешит
Словно смелый капитан,
Будет он купаться сам.
Ты плыви кораблик мой,
Я поплаваю с тобой!
Чтоб из дома не уплыть
Не забудьте кран закрыть!
В некоторых домах есть домашние животные. Старайтесь не оставлять малыша с ним наедине. Помните, что ваш песик или кошечка может повести себя по-другому оставшись “один на один” с ребенком. Учите малыша правильно обращаться с животными: не дергать за усы, хвост, шерсть, лапы, не отнимать любимую игрушку, не мешать есть животному. В эти моменты оно становится агрессивным, может укусить или оцарапать ребенка. Учите его понимать “язык” домашнего любимца. Если животное шипит, лает, рычит, поднялась шерсть дыбом - это признаки недовольства. Отойдите от животного оно предупреждает что может укусить или оцарапать. Взрослый должен постараться, что бы домашний питомец стал настоящим другом вашего малыша.
Вот мы вместе вспомнили простые, но очень важные правила безопасности ребенка в быту (дома). Каждый родитель должен помнить, что предотвратить несчастные случаи не трудно. Главное быть постоянным примером для малыша в своих действиях, действия сопровождать словом (например: объясняет родитель - я пользуюсь спичками осторожно, сначала зажигаю ее, а потом включаю газ; горячий чай наливаю не торопясь, он может меня обжечь и т.д.) Не забывайте, что забота о здоровье ребенка подразумевает воспитание у него любви к порядку и аккуратности, выработку дисциплины дома. Постепенно с возрастом правильная дисциплина поведения дома войдет в привычку, если изо дня в день к ней приучать. И конечно же взрослому очень важно позаботится о правильной организации досуга дома.
Удачи вам в воспитании! Берегите детей от несчастных случаев!
В обучении правилам безопасности малыша дома взрослым можно прочитать детям: сказки “Волк и семеро козлят”, “Кот, петух и лиса”, “Три медведя”, “Сказка о глупом мышонке” Маршака, Чуковского “Бармалей”, Шорыгина “Волшебный мяч”, Ардов “Огнехвост”, И. Демьянов “Коробок-черный бок”, Г. Остер “Не вредные советы. Что будет если…”, Крутов “Кто стучится в дверь”, А.А. Иванов “Как неразлучные друзья в огне не горели”, “Как неразлучные друзья дом охраняли”, З. Орлова “Наши помощники-электричество и газ”, Радзиевская “Ты один дома”, Соковня И.Я. “Не трогай меня”, “Ай, обожжешься”, “Я не растяпа” и многое другое.