Роль игры в обучении детей чтению
Перова Вера Николаевна,
ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Программа начальных классов достаточно сложная. Тяжело ребенку освоить курс, который не умеет читать. Дети умеющие читать чувствуют себя намного уверенней, они легче включаются в процесс обучения. Существует много способов обучения чтению до школы, каждый из этих способов помогает начать читать. Педагогу необходимо учесть, что: во-первых, система обучения должна иметь познавательную основу и должна соответствовать школьной программе, во-вторых, необходимо использовать игровые приемы, которые не утомляют и не напрягают ребенка.Дети в предшкольном возрасте подвижны, внимание у них не устойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок слушал педагога, какие средства и методы могут сделать обучение интересным и увлекательным? Наиболее эффективна такая форма работы, как игра, так как игра основной вид деятельности детей, именно в игре развиваются творческие способности ребенка. Игра это тонкий, точный инструмент, которым владеет педагог.ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны, впечатлительный, поэтому нельзя злоупотреблять различными видами соревнований, т.к. дети в дошкольном возрасте еще не умеют с достоинством переносить поражение, которая может явиться для них причиной горьких слез и обид. Они очень быстро переутомляются, для снижения утомления им необходимо поменять деятельность, дать им для выполнения разнообразные упражнения. Для развития устойчивого внимания педагогу нужно заинтересовать ребенка, ввести различные игры и игровые ситуации. Ребенок намного легче запомнит тот материал, который был для него интересным. Игра так же требует сообразительности, внимания, учит детей выдержке, настойчивости, развивает воображение, учит быстро находить правильное решение, то есть игра имеет и воспитательное значение.
Главной задачей в обучении чтению должно отводиться упражнениям со звуком, буквой, словом, предложением
. Большое внимание необходимо уделять звуковому восприятию слов, формируя фонематический слух и речевой слух ребенка. Используя дидактические игры необходимо развивать фонематический слух и речевой слух, обучать звуковому анализу слов и сознательному, правильному, плавному слоговому чтению.В звуковых играх
даются задания на выделение звука и определение места звука в слове. Звуковые игры помогают развивать память ребенка, внимание и наблюдательность. Игра "Доскажи словечко" помогает ребенку задуматься над смыслом и выразительностью. В играх со словом воспитывается языковое чутье, ребенок готовится к восприятию поэтических форм. Для активизации мышления и речи ребенка можно включить ребусы, кроссворды. Для закрепления правильного произношения, отрабатывания дикции, развития у ребенка голосового аппарата и темпа его речи можно использовать скороговорки, чистоговорки, считалки, при этом проговаривая их медленно и громко, а затем проговаривая уже тише и быстрее.Необходимо регулярно проводить словарную работу. Учить ребенка с помощью упражнений понимать смысл читаемого текста, запоминать его содержание, самостоятельно строить высказывания, уметь слушать и понимать своего собеседника. Нужно регулярно пополнять словарь детей, используя антонимы, синонимы. Дети очень подвижны, у них не сформирована усидчивость на протяжении длительного времени, для снятия напряжения необходимо давать выход энергии в физкультминутках. Физкультминутки должны сопровождать все занятия, соответствовать теме занятия и не повторяться.Обучение грамоте сложный и ответственный период для ребенка. Многое в обучении зависит от педагога, от того, как будет проявляться его интерес к обучению детей, его терпение и доброжелательность в отношении к ребенку. Нельзя допускать грубости, бестактности по отношению к детям. Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы, проявить инициативу, творчество.
Используемая литература:
Комратова Н.Г. "Учимся говорить правильно" Москва, ТЦ "Сфера", 2004г.
Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать!.." СПб, Изд-во "Акциент", 1997г.