Формирование волевых качеств старших дошкольников
посредством подвижных игр социально-личностной направленности
Андреева Елена Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад
комбинированного вида № 18
Московского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад
комбинированного вида № 18
Московского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Статья посвящена формированию волевых качеств посредством подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова:
Здоровье, физическая культура, подвижные игры, волевые качества.
Annotation
The article is devoted to the formation of volitional qualities through outdoor games in preschool children.
Key words
Health, physical education, active games, strong-willed qualities .
Формирование нравственно-волевой сферы – это важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Возрастной особенностью старшего дошкольника является слабое развитие волевой сферы. Это отражается в неустойчивости замыслов, легкой отвлекаемости или вообще отказе от достижения цели. Всё это подтверждает несформированность волевых качеств у ребенка старшего дошкольного возраста, к которым можно отнести следующие: настойчивость, выдержка, решительность, целеустремлённость.
Волевые качества формируются прежде всего под воздействием целенаправленного воспитания. Подвижные игры - деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств. Подвижные игры ведут к развитию у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами решают задачу саморегуляции поступков. Сознательное выполнение правил подвижных игр формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать своё поведение.
Подвижные игры используются в различных видах деятельности по физическому воспитанию детей дошкольного возраста: на утренней гимнастике; на физкультминутках; в двигательной НОД; на физкультурных праздниках; в самостоятельной двигательной деятельности детей; на прогулке; в семье (взаимодействие родителей и детей). На таблице представлена примерная тематика игр на год.
«Система работы на год по формированию волевых качеств посредством подвижных игр».
Месяц | Тематика |
сентябрь | Подвижные игры со сказочными героями |
октябрь | Игры малой подвижности |
ноябрь | Подвижные игры на тему «Санкт-Петербург» |
декабрь | Русские народные подвижные игры |
январь | Подвижные игры народов России |
февраль | Подвижные игры на тему «Армия» |
март | Подвижные игры народов мира |
апрель | Подвижные игры на тему «Космос» |
май | Подвижные игры с экологическим содержанием |
Далее предложены примеры игр, которые отражают такие волевые качества как: решительность, выдержка, настойчивость, дисциплинированность.
Сентябрь - подвижные игры со сказочными героями:
«Теремок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Бармалей», «Муха-Цокотуха», «Водяной», «Сказочные герои», «Змей Горыныч», «Баба - Яга», «Колобок», «Доктор Айболит», «Незнайка на воздушном шаре», «Лягушка-путешественница», «Кот в сапогах», «Ядро барона Мюнхгаузена», «Конёк-Горбунок», «Зайцы и лиса».
Октябрь - игры малой подвижности:
«Найди мяч!», «Колечко», «Кто ушёл?», «Тик- так - тук», «Жучок», «Ровным кругом», «Летает - не летает», «Передай мяч», «Шёл король по лесу», «Береги руки!, «Волшебное слово», «Зеваки», «Если нравится тебе», «Сосед, подними руку», «Угадай по голосу», «Угадай, что делали?».
Ноябрь - подвижные игры на тему «Санкт-Петербург»:
«Нева волнуется», «Бегемотик-обормотик», «Каменный лев», «Мы по городу идём», «Царь/Царица», «Медный всадник», «По болоту Пётр шёл», «Туча-тётя», «Мой город», «Памятник», «Фонтан», «Любимый город», «Защищай город», «Салют», «Реки, набережные, мосты», «Не зевай».
Декабрь – русские народные подвижные игры:
«Солнышко», «Гуси-лебеди», «Змейка», «Платок», «Лошадки», «Стадо», «Горячее место», «Перебежки», «Перебежки с выручалкой», «День и ночь», «Горелки», «Дедушка-рожок», «Зайцы в лесу», «Пирожок», «Пожмурки», «Пятнашки обыкновенные», «Море волнуется».
Январь - подвижные игры народов России:
«Липкие пеньки», «Сокол и лиса», «Зайцы и волк», «Белый шаман», «Смелые ребята», «Иголка, нитка и узелок», «Ловля оленей», «Жмурки», «Серый волк», «Хлопушки», «Перехватчики», «Пекарь», «Лесничий», «Ручейки», «Ястребы и ласточки», «Кот и мыши».
Февраль - подвижные игры на тему «Армия»:
«Самолёты», «Танки», «Моряки и акула», «В армии служат разные войска», «Прицельный бой», «Собери патроны», «Переправа», «Секретное боевое задание», «Боцман», «Разведчики», «Кто в каске?», «Часовой», «Кому флажок», «Звуковой маяк», «Строительство линии обороны», «Конники», «Кавалеристы», «Спасение пойманных».
Март - подвижные игры народов мира:
«Верх-низ», «Скиппиру-кенгуру», «Дай платочек», «Птицы», «Ту - ту поезд», «Пожарная команда», «А ну-ка, повтори», «Гнездо черепахи», «Сторож», «Поймай дракона за хвост», «Точильный камень», «Лев и антилопы», «Калабаса», «Квинта», «Салки по кругу», «Доброе утро, охотник!», «Буйволы в загоне», «Шарик в ладони», «Канатоходцы».
Апрель - подвижные игры на тему «Космос»:
«Ракетодром», «Невесомость», «Перебежки марсиан», «Звёздные ловишки», «Ноги от земли!», «Космонавты на одной ноге», «Марсианский робот-разведчик», «Космическая эстафета», «Космостарт», «Плутонобол», «Земля-Космос», «Кресло космонавта», «Полёт в космос», «Маленькие планетки», «Тропинка ловкости», «Кто быстрее соберёт космический мусор».
Май - подвижные игры с экологическим содержанием:
«Ловля рыб», «Летает, плавает, бегает», «Воробьи зимой», «В зоопарке», «Сова», «Мошки и ласточка», «Летучая мышь», «Кукушка», «Голодный медведь», «Не намочи крылья», «Серая куропатка и колорадский жук», «Хитрые жуки», «Жаворонки и вредные насекомые», «Пауки и мухи», «Ну-ка лови», «Вороны и воробьи», «Гнездышко».
Таким образом, подвижные игры помогают формировать волевые качества детей и решать следующие задачи:
- развитие умения управлять и контролировать свое поведение в коллективе сверстников, соблюдать общественные правила и нормы;
- развитие самообладания, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия;
- развитие умения быстро и продуманно выбирать цель, определять способы её достижения;
- развитие способности доводить до конца принятые решения.