Учим с малышами “Волшебные слова”
Николаева Татьяна Станиславовна,
воспитатель ГБДОУ 44
Центрального района Санкт-Петербурга
Проблема: Взрослые часто говорят: “В каком жестоком мире мы живем, поэтому и наши дети вырастают злые, агрессивные, жестокие, грубые, циничные…” Правильно, но проблема нравственного воспитания стояла во все времена, не только сейчас. Так давайте ее решать вместе. Будем ласковее, нежнее, добрее друг к другу. Будем показывать постоянный положительный пример в поведении, общении друг с другом. Поверьте, наши “труды” не пройдут напрасно. Мы воспитаем достойного гражданина, лишенного злобы и ярости, а проще – доброго, отзывчивого человека.воспитатель ГБДОУ 44
Центрального района Санкт-Петербурга
Актуальность: Каждый педагог и родитель хочет видеть своего воспитанника, ребенка всесторонне развитым и умственно, и физически, и нравственно. Взрослый старается сформировать у малыша все “правильные” качества его поведения в коллективе, в обществе. Ведь именно они помогут ребенку в дальнейшей жизни. Только надо помнить педагогу и родителю что формирование нравственных навыков поведения он начинал как можно раньше. Ведь с двух трех лет ребенок посещает детский сад, а до того взрослый может показывать малышу пример своего поведения, контролируя не только слова, но и поступки. Видя положительный пример, ребенок постепенно налаживает свои отношения со сверстниками. Постепенно анализирует свои и чужие поступки, сопровождая их речью, т.е. “Волшебными словами”, о которых сегодня пойдет речь.
Содержание.
“Волшебные слова” существуют. И Вы их часто слышите в речи близких, родных и даже совсем незнакомых людей. А вот сами Вы их говорите? Я думаю, что не все люди их употребляют в своей речи. Что же это за “волшебные слова” - это чудо слова. Слова, услышав которые, люди сразу меняются: улыбаются, становятся добрее, вежливее. Их еще называют “Вежливыми словами”. Это слова простые, добрые, умные, полезные, а “волшебными” они стали потому, что без них просто нельзя жить на свете. Их надо не только знать, но и произносить по волшебному. “Волшебные слова” говорят только те люди, которые знают азбуку этикета.
А что такое этикет? Этикет - это правила поведения человека в обществе, общение его с окружающими людьми. Эти привила учат воспитанности, вежливости, их каждый должен знать с детства.
Правилам поведения родители могут начать учить своего ребенка с года, когда он начинает передвигаться, обследовать окружающий мир, а вы со своей стороны управлять своим чадом с помощью слов “нельзя”, “можно”, похвалы, выражением лица, интонацией в своей речи. Вырастая ребенок попадает в социум, коллектив – игры в песочнице, на детской площадке, в д/сад, т.е. начинает общаться не только с близкими, но и со сверстниками и не знакомыми людьми (воспитателем, его помощником, доктором и т.д.) Как раз начиная с детсадовского возраста взрослый начинает учить ребенка хорошим манерам: воспитатель в детском саду, а родитель дома. Хорошие манеры - это умение вести себя в общении с другими людьми, правильно говорить слушать и т.д. И взрослый будь то родитель или воспитатель должен быть авторитетом, примером для малыша. Хорошие манеры, поведение (этикет) не может обойтись без “волшебных слов”. Ведь если вы помните, именно о них мы начали говорить. Ведь “вежливый человек” не может не употреблять “вежливых слов”.
Правил этикета очень, очень много и не обязательно их знать наизусть, главное это с уважением относится к другим, тогда и к тебе будут относится также. Хорошее, уважительное отношение друг к другу люди сопровождают поступками и речью. Если в лексике человека нет вежливых слов, то хороший поступок останется без признательности; вопрос будет похож на не уважение, а просьба будет истолкована как приказание. “Волшебные слова” мы говорим с самого детства, но только со временем, постепенно осознаем их смысл и важность в нашей речи. Их употребление располагает уважительное, доброе, любовное отношение друг к другу, отношение ко всему окружающему.
Первый большой коллектив, в который попадает ребенок это д/сад. Когда с двух, когда с трех лет малышу приходится самостоятельно без подсказки мамы совершать хорошие поступки, проявлять хорошие манеры и конечно же при общении говорить “волшебные слова”. Вы скажите, какие же манеры у двух летнего ребенка, какие “волшебные слова”? Да очень простые! Например, вместо “до-свидание” он может сказать “пока” или помахать ручкой, не кричать в группе, не обижать, не драться со сверстником, не отнимать чужое, помочь взрослому!
С трех летнего возраста малышу подвластны даже некоторые виды этикета, которым учит его взрослый, показывая постоянный пример вежливости, скромности, сдержанности, отзывчивости, опрятности, аккуратности и т.д. Без сомнений дошкольник в д/саду может освоить речевой этикет (общение с окружающими), столовый (общение поведение во время еды), учебный (общение со взрослым во время учебного процесса). А через игры, рассматривание и чтение книг, иллюстраций, через придуманные воспитателем ситуации малыш осваивает “выходной” этикет (правила поведения в общественных местах), “гостевой” (прием и поход в гости), “пассажирский” (правила поведения в пассажирском транспорте), “семейный” и другие по мере взросления. Конечно же все виды этикета не могут не сопровождаться “чудо словами”. Давайте вспомним эти слова и расскажем о них нашим детям. Их можно разделить на несколько групп: слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день, добрый вечер, доброе утро). Слова благодарности (спасибо, большое спасибо, благодарю Вас). Слова просьбы (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу Вас). Слова извинения (извините, простите). Слова пожелания (приятного аппетита, спокойной ночи, доброго пути, с добрым утром, всего хорошего). Слова прощания (до свидания, до скорой встречи, прощай).
Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему … (привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: Ежик … (здравствуй)
Слова “привет” и “здравствуй” говорят при встречи друг с другом. Если встретились близкие люди, друзья, они могут говорить друг другу “привет”, “здравствуй”.
Я Настю знаю с малых лет
Ей весело скажу: “Привет!”
Если же люди не в близких отношениях, то им желаем “здравствовать” (желаем здоровья) с “те”. Входя в группу, ребенок должен сказать: “Здравствуйте” взрослым и детям, потому что их много, а вот своему товарищу можешь сказать отдельно “привет!” и даже похлопать ему по плечу. Взрослые мужчины здороваясь, крепко пожимают друг другу правые руки. Ребенку можно объяснить, что приветствовать, здороваться можно другими словами, в зависимости от времени суток. Если вы встретили приятеля утром скажите ему “доброе утро”, вы желаете здравствовать (здоровья) ему утром. Днем можно сказать “добрый день”, а вечером “добрый вечер”. А вот “доброй ночи” говорят совсем в других ситуациях, совсем не при встречи.
…Говорить друзьям не лень, Утром улыбку я маме дарю
Улыбаясь … (добрый день) “Доброе утро!” всегда говорю
Здравствуй, тетушка Сорока! Мне говорить совсем не лень
Ты куда летишь? Своим знакомым “Добрый день!”
- Далеко! А вечером при встрече
С новостями на хвосте Скажу я “Добрый вечер”
Нужно мне успеть везде!
Воспитанными могут быть не только люди, но и животные, правда разговаривают они на своем языке. И еще на заметку взрослому. Когда Ваш ребенок подрастет, расскажите ему о некоторых правилах этикета. Например: молодой человек здоровается первый с пожилым (старше его самого); мужчина первым здоровается с женщиной, а подчиненный с руководителем (начальником).
…К Осьминожке Камбала
А понедельник заплыла
А во вторник на прощанье
Ей сказала “…” (до свидания)
Слово “До свидания” означает расставание друг с другом. Это первое “волшебное слово” которое говорят дошколята. “Пока, пока” кричат они прощаясь с воспитателем в яслях при этом машут рукой. Со временем взрослый объясняет ребенку, что “пока” он может сказать сверстнику, другу, а взрослому говорят “до свидания”, т.е. до скорого свидания (от слова “свидеться”, “увидеться”). Расставание означает и другие слова. “пока”, “прощай” говорят близким людям, а с “те” взрослым и знакомым. Слово “прощай” и “прощайте” говорят, когда человек расстается или очень надолго, или навсегда. “До скорой встречи” означает что люди завтра (скоро) увидятся.
Друг другу на прощание Каждый скажет на прощание
Мы скажем “…” (до свидания) Уходя всем “до свидания”.
Другу уходить пора
Скажем мы ему “пока”!
На верное самое, самое чудесное слово, это “Пожалуйста”. У В. Осеевой есть рассказ “Волшебное слово”. Прочитав его пятилетнему ребенку, он поймет каким “волшебством” владеет это слово и как его надо говорить.
Говорит лиса Матрена:
“Отдавай мне сыр ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!”
Ты лиса не жалуйся,
А скажи (пожалуйста)!
Спросите у ребенка, что сделает ворона, если лиса скажет это чудо-слово? Его употребляют в речи, когда хочешь что-либо попросить у взрослого, сверстника. Говорить его надо тихо, смотря в глаза человеку у которого просишь. Если ты сказал его правильно, то тебе обязательно дадут то что ты просишь. Или взрослый объяснит, почему в данный момент он не может это сделать, но в следующий раз обязательно выполнит твою просьбу.
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать
Ей “пожалуйста” скажи,
Будете играть с ней вы!
В детском саду я иногда “злоупотребляю” этим словом и говорю его в не очень правильной ситуации-при уборке игрушек. Все взрослые знают, что не все дети при фразе “убираем, пожалуйста, игрушки” начинают их убирать. Я при этом, после прохождения немного времени, подхожу к не убирающему игрушки ребенку, и тихо прошу его: “помоги детям, убери, пожалуйста”, напоминая ему, что сказала “волшебное слово”, а “волшебные слова” понимают все воспитанные, хорошие мальчики и девочки. Почти всегда ребенок меняет свое решение. Но взрослые должны знать, что правила этикета воспринимаются каждым ребенком по-разному, многое зависит от индивидуальных особенностей малыша. Один раз пятилетний мальчик, после того как он совершил очередной раз “не воспитанный поступок” мне сказал: “Вот и мама мне говорит, что она меня воспитывает, воспитывает, а я не воспитываюсь!”
- Дайте капусты кочанчик-другой!
- Разве так просят? Подумай, косой.
- Дайте, пожалуйста – вспомнил Зайчишка.
И если можно, с большой кочерыжкой!
- Вот молодец! – Ему лапу пожали
И самых вкусных кочанчиков дали.
Ребенку постарше введите в речевой лексикон и другие слова просьбы - “Будьте добры”, “Будьте любезны”, “Прошу вас”.
За что мы говорим “спасибо”
За все, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз
Слово “спасибо” из вежливых слов самое много раз произносимое. Люди говорят его автоматически по много, много раз в день и задача родителя и воспитателя услышать его из уст ребенка. “Пожалуйста” и “спасибо” как брат и сестричка всегда рядышком. Одним ты просишь, а другим благодаришь за то, что тебе дали или сделали.
- Хочешь, Белка, на тележке
Подвезем твои орешки?
- Ну конечно, же, спасибо!
Вы мне очень помогли бы!
А как бы еще могла ответить белочка? Как я благодарю своих помощников? Да, словом благодарности “благодарю”!
Подарили Хрюшки Трясогузка с бережка
Пряники и сушки Уронила червячка
Рада Хрюшка И за угощение рыба
Хрю-хрю-хрю Ей пробулькала (спасибо)
Вас друзья благодарю
Напомните малышу, что это слово говорят, когда тебе что-то дали, помогли, принесли, подарили, угостили, показали, сказали что-то важное и т.д. А если малыш не будет благодарить этим словом, то в следующий раз ему могут не помочь, не подарить, не угостить и т.д.
Ел я кашу, пил компот Скажем “спасибо”
Стал огромным мой живот С тобою не раз
Говорю я поварам За все, что делают для нас!
За обед “спасибо” Вам!
Можно, сказать малышу, что “спасибо” может быть “большим”, “огромным”, это когда человек очень благодарит другого человека или не ждет от другого благодарности.
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи, им “Извини”
И свою им предложи.
Слова извинения обычно появляются в речи ребенка с общением его со сверстниками, т.е. в основном с детского сада. Общаясь с детьми, ребенок совершает действия, поступки и иногда не очень правильные. Задача взрослого объяснить правильность поступка ребенка. Он должен знать, что не прав когда, кого то обидел (ударил, укусил, ущипнул), разбросал, сломал, толкнул, отнял, т.е. принес другому боль, огорчения, не удобства. Взрослый может наказать его за этот поступок, но у пострадавшего надо попросить “прощение”, “извинение”. То есть не держать на него обиды, вины (“снимите с меня вину”). Обычно дети (если это не физическая боль) сразу прощают сверстника и вместе играют, конфликт исчерпан.
Друга не стоит в обиде винить
Лучше скорее его извинить.
Если же прощенный ребенок тут же повторяет свой поступок и “извиняется”, то он не понял своей вины и тогда должен вмешаться взрослый.
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори “простите”,
Или лучше “извините”.
Еще ребенку надо объяснить, что слово “извини” употребляется и в других ситуациях. Например: тебя просят, что то сделать, а ты не можешь исполнить просьбу по какой-либо причине (Извини, я б тебе купила шоколадку, но не взяла кошелек).
-Эй, привет, соседка Мышь!
Может в гости пригласишь?
-Извини, голубчик Кот,
Очень узкий в норку вход!
И вот мы перешли к последнему виду “чудо-слов”, которыми мы учим малыша. Это слова пожелания. Их лучше назвать вежливыми, чем волшебными, но без них нам тоже не обойтись. Когда мы начинаем кушать нам говорят: “Приятного аппетита”, ложимся спать “спокойной ночи”, а в д/саду я говорю “спокойного дня”, сюда же можно отнести слова “прощания” - “доброго, счастливого пути”, “всего хорошего” и слова, которые можно говорить при встречи “с добрым утром”, “добро пожаловать” и т.д.
- Куда, Козленок держишь путь?
А…все равно! Куда-нибудь.
- Тогда счастливого пути
Скорей куда-нибудь прийти.
Так набегался Щенок,
Прямо валится он с ног!
Засыпает и бормочет:
- Всем, всем, всем Спокойной ночи!
Тихий вечер наступает,
Надо лечь в постель и спать.
Не забыл Мишутка умный
“Доброй ночи” всем сказать.
Только проснулся и сразу, спросонок:
“Доброе утро!” – сказал медвежонок –
Доброе утро и папе и маме.
Пусть улыбается солнышко с нами!
Доброе утро моим всем друзьям:
Зайцу, мышонку и воробьям.
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу “Будь здоров!”
“Приятного аппетита!”
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами
Скажем все “спасибо” маме.
“Добро пожаловать” гостям
Говорят и тут и там.
Домой гости уезжают
“Доброго пути” желают.
“Волшебных, вежливых, добрых слов” очень много и Ваши дети когда подрастут будут их знать, только обращайте внимание, что бы они употребляли их в своей речи.
Доброта нужна всем людям
Пусть побольше добрых будет
Говорят не зря при встречи
“Добрый день” и “добрый вечер”.
И не зря ведь у нас
Пожелания “в добрый час”
Доброта-она от века
Украшение человека!
Обучение ребенка этикета и конечно же “волшебных слов” стоит проводить не навязчиво, через художественную литературу, в игровой форме. Он не почувствует, что его учат и с удовольствием будет слушать сказки, стихи, смотреть нужные мультики и конечно же играть. В д/саду это могут быть развивающие игры, с/ролевые игры, игровые ситуации, игры с мячом (предметом). Игра-это самое доступное средство, для понимания устройства мира, это благоприятная обстановка обучения его необходимым навыкам.
При обучении родитель должен помнить, что этикет “это игра, придуманная самим взрослым”, а ребенка не выполняющего его правила он не будет любит меньше. Ребенок, через личный пример взрослого, должен понять, что его “воспитанность”, это его помощники в обретении новых друзей и хорошее настроение его самого и окружающих. “Волшебные слова” делают мир добрым. Будьте доброжелательны, улыбчивы и тогда близкие будут вами гордиться.
Говорит друзьям лисица:
Как лисенком не гордиться?
Он, хотя и кроха, говорит не плохо.
Знает много добрых слов:
“С добрым утром!”, “Будь здоров!”
“До свидания!”, “Привет!”
И “Спасибо за обед!”
Эту художественную литературу можно прочитать ребенку:
М. Дружинина “Волшебные слова”, Н. Мигулина “Машина школа” (часть: Малышам об этикете), В. Дмитриева “Азбука этикета для детей от 2 до 5 лет”, А. Усачев “Этикет для детей различных лет”, В. Осеева “Волшебное слово”, В.И. Южин “Энциклопедия этикета”, В. Маяковский “Что такое хорошо, что такое плохо”, В. Крохин “Доброе утро”, Б. Заходер “Очень вежливый индюк”, Е. Сосновский “Мои первые вежливые слова”, М. Яснова “Спасибо”, С. Маршак “Ежели вы вежливы”, “Урок вежливости”, “Медвежонок-невежа”, О. Дриз “Добрые слова”, Н. Красильщиков “Доброе утро”, В. Юсупов “Чудесное слово”, В. Лиходед “Вежливые слова”, Э. Мошковская “Вежливое слово”, М. Танич “Волшебные слова”, А. Барто “Признание”, “Спасибо”, М. Поздеева “Сказка о вежливых словах”, О. Емильянова “Вежливые слова” (загадки для детей), В. Берестов “Непослушная кукла”, сказка “Морозко” и многое другое.
Игровые ситуации, которые может придумать взрослый самостоятельно:
“Чай с друзьями”, “У меня зазвонил телефон”, “Правильно-неправильно”, “Скажи слово и передай мяч”, “Составь цветок из волшебных слов”, “Принимаем гостей”, “Укладываем спать” и т.д.
Мультфильмы:
“Смешарики: Нюша этикет и вежливость”, “про кота Леопольда”, “Винни Пух и все, все, все”, “Маша и медведь” и другие. При простоте ребенок оценивает поступки героев, вспоминает “волшебные слова”.
Важно. Правила хорошего тона нужно закреплять. Ребенку необходимо общаться со сверстниками, что бы уметь вести себя в коллективе, поэтому родителям надо организовать походы своему ребенку в цирк, театр, кафе, гости.
А когда Ваш ребенок станет школьником, дайте ему “толковый словарь” Даля, и он прочтет много интересного. Узнает историю “толкования”, образования “волшебных слов”.
Удачи в обучении!