Сценарий педагогического совета
Формирование у детей представлений о необходимости бережного
и сознательного отношения к природе через проектную деятельность
Михайлова Ирина Александровна
Задачи:- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
- повышать методический уровень;
- способствовать творческому поиску.
Форма проведения: «круглый стол»
Подготовительная работа.
- Отбор методической и познавательной литературы по созданию экологических проектов и подготовка первичного материала силами творческой группы.
- Консультация на тему «Создание экологического проекта» (Презентация).
- Рекомендация педагогу по работе в рамках проекта (Приложение № 3)
- Создание экологического паспорта участков детского сада (Приложение № 4)
- Проведение экологических проектов на группах
- На информационный стенд для родителей «Консультация по вашей просьбе» поместить материалы:
- «Экология и здоровье»;
- «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений»;
- «Их защищает цвет»;
- «Познавательная и эстетическая ценность картин художников» 7.Выпуск информационных буклетов для родителей.
Ход педсовета
- Вступительное слово заведующего ДОУ.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – гораздо хуже те, что обитают радом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т.д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.
- Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (см. Приложение № 1)
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
2. Блицтурнир.
Педагоги делятся на две команды.
Задание.
1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
2. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях. (Приложение № 2)
3. Экологическое образование дошкольников – наука, которая изучает закономерности экологического развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада
3. Домашнее задание: - экологический паспорт участка детского сада по адресу: Огородный переулок, дом 3 (представляет воспитатели; Приложение № 4)
- экологический паспорт участка детского сада по адресу: Огородный переулок, дом 11 (представляет воспитатели; Приложение № 4)
4. Экологическая карусель
- Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»
- Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
- Презентация проекта подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»
- Презентация буклетов для родителей:
«Экологическое воспитании е наших детей»
«Охраняйте окружающую среду»
«Экология и ребёнок»
«Растительный мир – травянистые растения»
«Экология и здоровье детей»
«Воспитание любви к природе»
5. Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.
- Этот педсовет принес пользу;
- получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести деятельность коллег;
- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
6. Обсуждение и принятие проекта решения.
1. Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке программы, планов, подбору средств решения проектировочных задач в воспитательно-образовательной работе с детьми и родителями.
2. Продолжать преобразование природной среды детского сада: - подобрать и посадить растения близких видов на участке детского сада (для внутри – и межвидового сравнения);
- создать эколого-педагогическую среду с учетом возрастных особенностей (оборудование для исследовательской и трудовой деятельности в природе: дидактический, модельный, предметно-схематический и графический материал и т.д.)
3. Активизировать деятельность педагогов по оптимизации детско-родительских отношений:- создать библиотеку познавательной и художественной литературы для детей дошкольного возраста;
- подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Подготовка самостоятельных творческих работ родителей и детей» (тематический журнал для родителей, папки-передвижки, листовки и т.д.);
- в годовой план включить проведение презентаций семейных проектов: «Мой любимый уголок в детском саду», «Каким я вижу свой участок» и т.д.
4. Провести мониторинг результатов использования эколого-развивающего комплекса в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Библиография:
- Масленникова, О.М. «Экологические проекты в детском саду»
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА
- Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует
- Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
- Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
- Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
- Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(по Н.А. Рыжовой)
- Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
- Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Приложение 2
- Экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой;
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
- трудовой десант;
- «зеленый патруль»;
- клуб исследователей природы;
- лаборатория юного эколога;
- ведение «Панорамы добрых дел»;
- ведение фенологических календарей природы;
- коллекционирование природных объектов;
- экологические выставки и экспозиции;
- экологические музеи;
- Дни (Недели) экологического творчества;
- экологические праздники и фестивали;
- экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.);
- экологические сказки;
- экологические тренинги;
- инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.
Приложение 3
- Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
- Детям необходима свобода выбора. Кто-то из детей (особенно в подготовительной к школе группе) может предложить что-то своё: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т. д.
Приложение 4
1. План участка детского сада (вид сверху) с условными обозначениями.
2. Растительный мир:- деревья (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- кустарники (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- травянистые растения: первоцветы, луговые, лекарственные, полевые, садовые, злаки (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
3. Животный мир:
- животные (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- птицы (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- насекомые (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
4. Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.
5. Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
6. Фотосессия.