Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сценарий педагогического совета

Формирование у детей представлений о необходимости бережного
и сознательного отношения к природе через проектную деятельность

Михайлова Ирина Александровна
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
- повышать методический уровень;
- способствовать творческому поиску.
 
Форма проведения: «круглый стол»
 
Подготовительная работа.
  1. Отбор методической и познавательной литературы по созданию экологических проектов и подготовка первичного материала силами творческой группы.
  2.  Консультация на тему «Создание экологического проекта»  (Презентация).
  3. Рекомендация педагогу по работе в рамках проекта (Приложение № 3)
  4. Создание экологического паспорта участков детского сада (Приложение № 4)
  5. Проведение экологических проектов на группах
  6. На информационный стенд для родителей «Консультация по вашей просьбе» поместить материалы:
  • «Экология и здоровье»;
  • «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений»;
  • «Их защищает цвет»;
  • «Познавательная и эстетическая ценность картин художников»                  7.Выпуск информационных буклетов для родителей.
 
Ход  педсовета

 
  1. Вступительное слово заведующего ДОУ.
 
           Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая  исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – гораздо хуже те, что обитают радом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
          Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни и т.д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
          Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
            Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.
           - Что такое «экологический проект»?
           Прежде всего, это решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
           Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (см. Приложение № 1)
          Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
 
       2. Блицтурнир. 
   Педагоги делятся на две команды.
 
Задание.
1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
 
2. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях. (Приложение № 2)
 
3. Экологическое образование дошкольников – наука, которая изучает закономерности экологического развития дошкольников в педагогическом процессе детского сада
 
 
         3. Домашнее задание: - экологический паспорт участка детского сада по адресу: Огородный переулок, дом 3 (представляет воспитатели; Приложение № 4)  
 - экологический паспорт участка детского сада по адресу: Огородный переулок, дом 11  (представляет воспитатели; Приложение № 4)   
 
          4. Экологическая карусель
  • Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»
  • Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»
  • Презентация проекта подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»
  • Презентация буклетов для родителей:
«Правила безопасности и поведения в природе»
«Экологическое воспитании е наших детей»
«Охраняйте окружающую среду»
«Экология и ребёнок»
«Растительный мир – травянистые растения»
«Экология и здоровье детей»
«Воспитание любви к природе»
 

           5. Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете. 
- Этот педсовет принес пользу;
- получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести деятельность коллег;
- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
 
 
           6. Обсуждение и принятие проекта решения.         
         1. Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке программы, планов, подбору средств решения проектировочных задач в воспитательно-образовательной работе с детьми и родителями. 
          2. Продолжать преобразование природной среды детского сада:     - подобрать  и посадить растения близких видов на участке детского сада (для внутри – и межвидового сравнения);
     - создать эколого-педагогическую среду с учетом возрастных особенностей (оборудование для исследовательской и трудовой деятельности в природе: дидактический, модельный, предметно-схематический и графический материал и т.д.)
          3. Активизировать деятельность педагогов по оптимизации детско-родительских  отношений:- создать библиотеку познавательной и художественной литературы для детей дошкольного возраста;
- подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Подготовка самостоятельных творческих работ родителей и детей» (тематический журнал для родителей, папки-передвижки, листовки и т.д.);
- в годовой план включить проведение презентаций семейных проектов: «Мой любимый уголок в детском саду», «Каким я вижу свой участок» и т.д.
            4. Провести мониторинг результатов использования эколого-развивающего комплекса в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. 
 
 

 
Библиография:

 
  1. Масленникова, О.М. «Экологические проекты в детском саду»
 
 
                                                                                                                            Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ  СТРУКТУРА  ПРОЕКТА
  1. Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует
  2. Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
  3. Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
  4. Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
  5. Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
 
ЭТАПЫ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ  ПРОЕКТОВ
(по Н.А. Рыжовой)
  1. Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
  2.  Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  3. Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.

 
 
 
                                                                                                                     Приложение 2
 
 
- Экологические занятия;
  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
- уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой;
  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
  • трудовой десант;
  • «зеленый патруль»;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • ведение «Панорамы добрых дел»;
  • ведение фенологических календарей природы;
  • коллекционирование природных объектов;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические музеи;
  • Дни (Недели) экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.);
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.
 
 
 
 
                                                                                                                   Приложение 3
 

 
  • Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что экологический проект – это та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
  • Детям необходима свобода выбора. Кто-то из детей (особенно в подготовительной к школе группе) может предложить что-то своё: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки и т. д.
 
 
 
 
                                                                                                                  Приложение 4

  
  1. План участка детского сада (вид сверху) с условными обозначениями.
    2. Растительный мир:- деревья (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- кустарники (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- травянистые растения: первоцветы, луговые, лекарственные, полевые, садовые, злаки (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
     3. Животный мир:
- животные (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- птицы (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- насекомые (иллюстрация, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
    4. Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.
    5. Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
    6. Фотосессия.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»