Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ

Гусева Анна Владимировна,
старший воспитатель ОДОД ГБОУ СОШ № 635
Приморского района Санкт-Петербурга.   
В последние несколько лет тема оценки качества уверенно лидирует в пространстве обсуждения вопросов дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование яв-ляется первой ступенью в системе непрерывного образования. Если обратиться к закону «Об образовании в РФ», гл.3 ст.28, то в пункте о Компетенциях, правах, обязанностях и ответственности образовательной организации , под 13 номер написано о необходимости проведение самообследования и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования. По самообследованию  нам все понятно, мы его делаем. Есть  Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 (ред. от 14.12.2017) "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2013 N 28908). А вот что касается оценки качества образования, то здесь есть много вопросов, на которые однозначно, пока, ответить нельзя. Нет официального документа, не разработан четкий алгоритм, критерии, методики измерений, анализа и интерпретации данных.
    В законе об образовании дано определение понятия «Качество образования»: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельно-сти и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федераль-ным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная дея-тельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образова-тельной программы».
    В соответствии с ФГОС, понятие "качество образования" может рассматривается в трех аспектах: качество образовательных процессов (качество собственно об-разовательной деятельности); качество условий, созданных для осуществления об-разовательной деятельности; качество результатов образовательной деятельности (качество подготовки выпускников образовательных учреждений).
    Оценивая качество образовательных процессов необходимо обратить внимание на содержание и организацию образовательной деятельности в дошкольной организации. Здесь необходимо понять, выделить и соотнести реальные характеристики воспитательно-образовательного процесса и его результатов с содержанием разделов образовательной программы данного дошкольного образовательного учреждения.
    Говоря о качестве результатов образовательной деятельности в первую очередь, мы смотрим на динамику освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени. Так же необходимо оценить соответствие полученных результатов запланированным целям. Где цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Множество исследований и практика многих стран показали, что дошкольное образование обычно связано с оценкой образовательной среды. Да и в центре ФГОС дошкольного образования находятся требования к условиям реализации ос-новной образовательной программы. Под условиями понимается создание психо-лого-педагогических условий, образовательной среды, кадровых условий, материально-технических и финансовых условий.
Внутренняя оценки качества образования в ДОУ ложится на плечи админи-страции детского сада, что не может не вызывать сложности: необходимо разработать критерии, индикаторы, методики измерений.
На сегодняшний день существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования. Таким инструментом могут послужить Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales).
Эти шкалы были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997 г. они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включенность в группы детей с ограниченными возможностями. Шкалы с успехом пользуются во многих странах мира, таких как Великобритания, Германия, Греция, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Норвегия, Португалия, Румыния, Сингапур, Швеция, Южная Корея и др.
В 2015 году вышла третья редакция шкал ECERS-R, под именами сотрудни-ков Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Север-ной Каролины (США) Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В подготовке издания на русском языке и его апробации принимали участие: В. К. Загвоздкин, Е. Г. Юдина, Т. Г. Шмис, И. Б. Шиян, И. Е. Федосова.
ECERS - R является универсальным международным инструментом и пред-ставляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Положительно то, что Шкалы применимы как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки. По мнению авторов, Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте. Более того, Шкалы позволяют оценить образовательную среду, а не детские результаты, что в полном объеме соответствует идеологии и позициям ФГОС ДО.
Шкалы ECERS - R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы о том, как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и как планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
ECERS - R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет. Адаптированного перевода для других возрастных категорий детей дошкольного возраста пока нет.
        Семейство шкал: SACERS - шкала оценки среды в школах, FCCERS - шкала оценки среды в семейном воспитании, ITERS - шкала оценки среды и ухода для малышей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»