Маленок Ольга Владимировна
воспитатель ГБДОУ №61,г. Санкт-Петербург
Актуальность:
Развитие социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является приоритетным для нашего дошкольного учреждения в связи с тем, что дети, с которыми мы работаем, имеют определенные особенности развития. Основной контингент – это дети с общим недоразвитием речи (ОНР) разной степени выраженности. Для детей с ОНР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень умственной работоспособности, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость, нарушение познавательной деятельности, незрелость мотивационной сферы. Речевые проблемы разной степени сложности в сочетании с отставанием в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом.
Ряд исследовательских работ по изучению особенностей коммуникативной сферы и игровой деятельности детей с ОНР выполненный под руководством Г.В. Чиркиной (исследования Л.Г. Соловьевой, О.А.Сменгько, И.Ю.Левченко, Г.Х.Юсуповой [5]) доказали, что данные речевые нарушения негативным образом сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознании и самооценке. Несформированность речевого общения является главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников и ведет к деформации личностного развития. Это проявляется в заниженной самооценке, в высоком уровне тревожности, в возникновении агрессивного поведения либо замкнутости и неумении ориентироваться в ситуации общения. Таким образом, работа по развитию эмоциональной сферы детей, формированию у них коммуникативных умений и позитивной самооценки наиболее актуальна для нашего дошкольного учреждения. Работу целесообразно проводить с детьми старшего дошкольного возраста, потому что именно старший дошкольный возраст является сенситивным периодом в эмоциональном и социальном развитии ребенка. Проявления и изменения чувств старшего дошкольника напрямую зависят от понимания им ситуации. Именно в старшем дошкольном возрасте появляется возможность анализа ситуации, сопереживания и понимания мотивов поступков. А так же в старшем дошкольном возрасте дети становятся наиболее восприимчивыми к оценкам, которые дают их поведению взрослые. Дети активнее и более осознанно усваивают социальные нормы. Самооценка ребенка начинает зависеть от выполнения или не выполнения этих норм и правил, и в связи с этим дети начинают все чаще переживать такие чувства как стыд, радость, гордость, огорчение за свое поведение. Одно из существенных новообразований – это то, что в старшем дошкольном возрасте дети становятся способны контролировать свое эмоциональное состояние и управлять своим поведением. Кроме того, именно в старшем дошкольном возрасте ребенок более четко усваивает "язык чувств" принятый в обществе, социально приемлемые формы выражения переживаний. Дети активно пользуются мимикой, движениями, взглядами, интонацией голоса для передачи своего эмоционального состояния. Все это является одним из важнейших факторов социальной зрелости, столь необходимой для готовности ребенка к школьному обучению. Именно последний год дошкольной жизни имеет особую психологическую ценность.
Таким образом, с целью развития эмоционально-коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста, мной была разработана программа «Радуюсь, общаюсь, развиваюсь!».
За основу для написаний программы «Радуюсь, общаюсь. Развиваюсь!» была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” и рекомендации О.В. Хухлаевой.
Задачи:
научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми старших и подготовительных групп в течении учебного года.
Учебно-тематическое планирование:
№ |
Тема занятия |
Количество занятий |
1 |
Развитие эмоциональной сферы |
11 занятий по 30минут |
1.1 |
Радость |
1 |
1.2 |
Мой гнев |
1 |
1.3 |
Печаль |
1 |
1.4 |
Удивляюсь |
1 |
1.5 |
Мой страх |
4 |
1.6 |
Вина |
1 |
1.7 |
Гадкий утенок (отвращение, презрение) |
1 |
1.8 |
Экспериментаторы (интерес) |
1 |
2 |
Знакомство и работа с чувствами |
8 занятий по 30 минут |
2.1 |
Робость |
1 |
2.2 |
Обида |
2 |
2.3 |
Доброта |
1 |
2.4 |
Жадность |
1 |
2.5 |
Я люблю |
1 |
2.6 |
Сочувствовать, сопереживать |
2 |
3 |
Закрепление полученных знаний и умений |
9 занятий по 30 минут |
3.1 |
Радость и гнев |
1 |
3.2 |
Угадай настроение |
2 |
3.3 |
Волшебный лес |
1 |
3.4 |
Творческая мастерская |
1 |
3.5 |
Волшебное путешествие |
1 |
3.6 |
Опасные ситуации |
1 |
3.7 |
Тили-мили-трям |
1 |
3.8 |
Прощание |
1 |
4 |
Диагностика (начальный и итоговый контроль) |
2 занятий по 30 минут |
Итого: |
30 занятий по 30 минут |
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия друг друга
Приветствие друг друга понимается и используется как ритуал начала занятия. Он позволяет создать психологическую готовность к занятию, осознание ребенком себя как части группы.
2. Разминка
Игры на развитие памяти, внимания, преодоление двигательного автоматизма.
3. Коррекционно-развивающий этап
Сюда входят психоразвивающие игры, упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. Игры и упражнения направленные на коррекцию настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных ситуаций взаимоотношения. Свободное и тематическое рисование, с целью анализа индивидуального опыта, и закрепления полученных знаний и положительных эмоций, снятие негативных переживаний. Так же используются подвижные игры, с целью снятия психоэмоционального напряжения и сплочения группы, они пробуждают активность каждого ребенка и учат подчиняться правилам.
4. Дыхательная гимнастика
Психомышечная тренировка. Снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемам расслабления.
5. Подведение итогов
На данном этапе педагог подводит детей к обобщению полученного опыта индивидуального и группового.
6. Ритуал прощания
Ритуал прощания служит сигналом к завершению занятия и способствует снятию психоэмоционального напряжения. Дети учатся физически взаимодействовать друг с другом социально приемлемыми способами, и получать положительные эмоции.
Основные методы обучения:
1. Психоразвивающие игры.
2. Подвижные игры.
3. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).
4. Этюды.
5. Импровизации.
6. Свободное и тематическое рисование.
7. Упражнения на тренировку психомоторных функций.
8. Фрагменты ауторелаксации.
9. Поведенческий тренинг.
Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает.
Диагностика и параметры эффективности программы:
Результативность программы отслеживается с помощью следующих методик:
· Цветовой тест отношений [4]
· Социометрия "Секрет" Т.А. Репиной, модифицирована Т.В.Антоновой.[21]
· Темпл Р., Дорки М., Амен В. Выбери нужное лицо [18]
· Узнай 6 эмоций[2]
· Задания для изучения эмоциональной сферы ребёнка [16]
· Анализ творческих работ детей
· Обратная связь от участников, педагогов и родителей
Ожидаемый результат:
Программа поможет дошкольникам:
· Адаптироваться к условиям группы детского сада.
· Снизить уровень личной тревожности, агрессивности.
· Научиться выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами.
· Развить социальные умения и навыки.
· Сформировать основы позитивной Я-концепции.
Диагностика:
Для диагностики отобраны шесть эмоций: радость, гнев (злость), удивление, страх, интерес, печаль (грусть) – из десяти фундаментальных эмоций, выделенных К.Изардом.
Этап1
Выявить степень сформированности умения детей по рисункам определять эмоциональное состояние человека. На этом этапе используется методика диагностики понимания эмоций дошкольниками И.Н. Агафоновой. "Узнай 6 эмоций" [2]. Результат фиксируется в таблице:
№ |
ФИО |
Возраст |
Радость |
Гнев |
Удивление |
Страх |
Интерес |
Печаль |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Этап 2
Выявить степень сформированности у детей умения использовать мимику и пантомимику при демонстрации заданной эмоции. На данном этапе используется адаптированный мной вариант диагностики В.М. Минаевой "Развитие эмоций дошкольников"[16].
Ребенку предлагается назвать и изобразить героев сказки или мультфильма, которые находились в определенных эмоциональных состояниях.
"Вспомни самого веселого (радостного) героя сказки или мультфильма. Назови его, кто это был? Покажи его"
"А теперь вспомни самого злого героя сказки или мультфильма. Кто он, как его звали? Покажи его" и т.д. Результаты фиксируются в таблице:
№ |
ФИО |
Возраст |
Радость |
Гнев (злость) |
Удивление |
Страх |
Интерес |
Печаль |
||||||||||||
г |
м |
п |
г |
м |
п |
г |
м |
п |
г |
м |
п |
г |
м |
п |
г |
м |
п |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использованные сокращения:
Г - герой сказки или мультфильма.
М - использование ребенком мимики как выразительного средства при показе эмоционального состояния.
П - использование ребенком пантомимики как выразительного средства при показе эмоционального состояния.
Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+".
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок правильно называет героев, а при показе эмоционального состояния использует мимику и пантомимику во всех шести случаях.
Средний уровень – ребенок выполнил только половину задания. Испытывает сложности в показе эмоционального состояния, использует только мимику.
Низкий уровень – ребенок выполняет задание фрагментарно либо отказывается его выполнять ("НЕ УМЕЮ", "НЕ ЗНАЮ КАК").
Этап 3
Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. На данном этапе используется адаптированный мной вариант диагностики В.М. Минаевой "Развитие эмоций дошкольников"[16].
Ребенку предлагаются карточки с графическим изображением эмоций: радости, гнева, печали, страха, удивления, интереса. Предъявляются они по одной с вопросом: "Какое это лицо?". Если ребенок правильно распознал графическое изображение, ставим 1балл.
Результаты фиксируются в таблице:
№ |
ФИО |
Возраст |
Радость |
Гнев |
Удивление |
Страх |
Интерес |
Печаль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень – 5-6 баллов.
Средний уровень – 3-4 балла.
Низкий уровень – 1-2 баллов.
Анализ результатов диагностики
Высчитываются показатели по каждому ребенку и сравниваются со средними групповыми показателями и с его собственными показателями, полученными до и после развивающей работы.
Литература:
1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. СПб.,2006.
2. Агафонова И.Н. Методика диагностики понимания эмоций дошкольниками по рисункам. Учебно-методическое пособие СПб.,2006.
3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. СПб.,2009.
4. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.,2000.
5. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.:Книголюб, 2004.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991.
7. Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.,2006.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2003.
9. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. В кн.: Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.,1986.
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.,2006.
11. Изард К.Е. Эмоции человека. Пер.с англ. М.,1980.
12. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль1997.
13. Крюкова С.В., Слободник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста. М.,2002.
14. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.,2007.
15. Люшер. М. Цветовой тест. СПб Иматон 2002.
16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.1999.
17. Мухина В.С. Психология дошкольника. Под редакцией Венгера Л.А. М.,1975.
18. Немов Р.С. Психология. Т.3.М.,1999.
19. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.,2007.
20. Плотникова Н.В. Хочу и могу! СПб.,2011.
21. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
23. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. – 720 с.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.:Айрис-пресс, 2005.
25. Чистякова М.И. Психогимнастика.М.1995.