Проект
Адаптация детей с ОНР к детскому саду
Орлова Елена Анатольевна
Актуальность темыСистема психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволит создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения. В результате ребенок легче адаптируется в группе, повышается его самооценка, уверенность в собственных силах.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Им присуще отставание в развитии двигательной сферы: неловкость общей и мелкой моторики. Дети с ОНР не могут полноценно взаимодействовать с окружающими людьми, для них характерна низкая самооценка.
Цель исследовательской работы
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР состоит из 4 блоков: диагностического, установочного, коррекционного, оценочного.
1. Диагностический блок. Цель: выявить адаптивные возможности ребенка. Используется следующий диагностический инструментарий.
Таблица 1
Диагностический инструментарий для работы с детьми с ОНР
Метод | Анализируемый фактор |
Дети | |
Адаптационные листы /Приложение 1/ |
Прогноз адаптации |
Методика «Секрет» /Приложение 2/ | Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками |
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (А.И. Баркан) /Приложение 3/ |
Уровень адаптации ребенка к детскому саду |
Тест тревожности (Р.Тэммл,М.Дорки, В.Амен) /Приложение 2/ |
тревожность |
Методика «Лесенка» (В.Г.Шур) /Приложение 2/ | Общая удовлетворенность собой |
Родители | |
Анкетирование /Приложение 4/ |
Индивидуальные особенности детей |
Педагоги | |
Адаптационный лист /Приложение 1/ |
Фиксируются результаты наблюдения за ребенком по четырем критериям: эмоциональное состояние в группе, социальные контакты с детьми, познавательная/игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации |
В период адаптации ребенка к детскому саду педагоги ведут индивидуальный адаптированный лист на каждого воспитанника. Используя форму, предложенную К.Л.Печора модифицированную для детей старшего дошкольного возраста. В адаптационном листе педагоги ежедневно фиксируют результаты наблюдения за ребенком по четырем критериям:
- Эмоциональное состояние в группе.
- Социальные контакты с детьми/взрослыми.
- Познавательная/игровая деятельность.
- Реакция на изменение привычной ситуации.
Методы:
- Индивидуальные и групповые беседы с родителями, обсуждение основных направлений работы дома в период адаптации ребенка к ДОО;
- Консультации для педагогов логопедических групп, обсуждение и планирование коррекционно-развивающей работы;
- Активизация детей на выполнение определенной деятельности.
На данном этапе организуется групповая и опосредованная (через родителей и педагогов) работа с детьми.
Основные стратегии помощи ребенку
Педагог | Педагог-психолог | Родители |
Создать ситуацию успеха | Изменить отношение ребенка к самому себе | Использовать конкретную тактику взаимодействия с ребенком дома |
Сформировать умения принимать неудачи и обращаться за помощью | Сформировать положительное отношение к сверстникам | Регулировать отношения в семье |
Рационально объединить детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п. | Расширить поведенческий репертуар | - |
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОНР строится с учетом основных характеристик психологически здоровой личности:
1. Принимать себя, свои достоинства, осознает свою уникальность;
2.Умеет распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков (развитая рефлексия);
3.Умеет находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
4.Оценочный блок. Цель: оценить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы.
Методы: методики диагностического блока, наблюдения педагога-психолога, отзывы родителей, педагогов.
Объект исследования
Дети компенсирующей группы, возраст 5 лет с ОНР.
Предмет исследования
Цель: выявить адаптивные возможности ребенка
Гипотеза исследования
Помощь будет эффективной только в случае тесного взаимодействия педагогов, родителей и педагога-психолога, которое предполагает сочетание различных стратегий.
Результат исследования
Динамика по адаптации детей с ОНР к детскому саду
Критерии |
Начало учебного года |
Кол-во |
% |
Конец учебного года |
Кол-во |
% |
|
Прогноз адаптации | высокий | высокий | |||||
средний | средний | ||||||
сложный | сложный | ||||||
Положение в группе,характер взаимоотношений со сверстниками |
не участвовало | не участвовало | |||||
изолированные | изолированных | ||||||
пренебрегаемые | пренебрегаемых | ||||||
предпочитаемые | предпочитаемых | ||||||
лидер | лидер | ||||||
Тревожность |
высокий уровень | высокий уровень | |||||
средний уровень | средний уровень | ||||||
низкий уровень | низкий уровень | ||||||
Общая удовлетворенность собой |
низкая самооценка | низкая самооценка |
|||||
адекватная самооценка | адекватная самооценка | ||||||
завышенная самооценка | завышенная самооценка | ||||||
Эмоциональное состояние ребенка в период адаптации |
явно выраженная дезадаптация | явно выраженная дезадапт |
|||||
несколько признаков дезадаптации | несколько признаков дезадаптации | ||||||
отсутствие признаков дезадаптации | отсутствие признаков дезадаптации |
||||||
«Группа риска» | «группа риска» | «группа риска» |
Приложение 1
Индивидуальная карта адаптации ребенка -------- учебный год (заполняется педагогом)
Фамилия. Имя |
Дата поступления |
Эмоциональное Состояние группы |
Социальные Контакты с детьми |
Познавательная/игровая деятельность |
Реакция на изменение привычной ситуации | Общая оценка уровня адаптации |
||||||||||||||||
сентябрь | сентябрь | сентябрь | сентябрь | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | высокий |
Приложение 2
Заключение по адаптации детей с ОНР к детскому саду старшая группа компенсирующей направленности
Ф И | Прогноз адаптации | Положение в группе, характер взаимоотношений со сверстниками | Тревож ность |
Общая удовлетворенность собой | Эмоциональное состояние ребенка в период адаптации | «Группа риска» |
Приложение 3
Протокол Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду
/автор А.И.Баркан/
Ф.И. | Цветовые | Сюжетные | Изображение людей | Изображение воспитателя | Группа | |
Приложение 4
Анкета для родителей «Мы рады вам!»
1.Нас зовут (родители) _____________________________________________
2.Как тебя зовут?__________________________________________________
3. Как зовете ребенка дома, как зовете ласково? __________________________________________________________________
4. Что ребенок любит кушать? __________________________________________________________________
5. Что ест без удовольствия? __________________________________________________________________
6. С какими игрушками любит играть? __________________________________________________________________
7. В какие игры вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________________________
8. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера наиболее действенна? __________________________________________________________________
9. Как ребенок относится к наказаниям взрослых, какое самое «страшное» наказание для него? ____________________________________________________
10. Есть ли любимая книга, сказка?____________________________________________________________
11. Знает ли стихи? Как вы их учите? __________________________________________________________________
12. Есть ли дома животные, как относится к ним?______________________________________________________________
13. Состав семьи, в которой проживает ребенок __________________________________________________________________
14. Чем любит заниматься ваш ребенок дома? __________________________ _____________________________________
15. Выполняется ли дома режим? __________________________________________________________________
16. К кому из членов семьи ребенок больше «привязан»? __________________________________________________________________
17. Что вас беспокоит в вашем ребенке?__________________________________________________________
18. Часто ли болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес___________________________________________________________
19. Особенности поведения (нужное отметить):
* почти всегда бывает послушным;
* чаще непослушный;
* в равной мере бывает послушным и непослушным;
* агрессивен;
* часто обижает детей.