Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект

Адаптация детей с ОНР к детскому саду

Орлова Елена Анатольевна
Актуальность темы
    Система  психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР позволит создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения. В результате ребенок легче адаптируется в группе, повышается его самооценка, уверенность в собственных силах.
   Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Им присуще отставание в развитии двигательной сферы: неловкость общей и мелкой моторики. Дети с ОНР не могут полноценно взаимодействовать с окружающими людьми, для них характерна низкая самооценка.
Цель исследовательской работы
   Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР состоит из 4 блоков: диагностического, установочного, коррекционного, оценочного.
1. Диагностический блок. Цель: выявить адаптивные возможности ребенка. Используется  следующий диагностический инструментарий.
 
Таблица 1
Диагностический инструментарий для работы с детьми с ОНР
Метод Анализируемый фактор
Дети
Адаптационные листы
 /Приложение 1/
Прогноз адаптации
Методика «Секрет»  /Приложение 2/ Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду (А.И. Баркан) 
/Приложение 3/
Уровень адаптации ребенка к детскому саду
Тест тревожности (Р.Тэммл,М.Дорки, В.Амен)
 /Приложение 2/
тревожность
Методика «Лесенка» (В.Г.Шур) /Приложение 2/ Общая удовлетворенность собой
Родители
Анкетирование
/Приложение 4/
Индивидуальные особенности детей
Педагоги
Адаптационный лист 
/Приложение 1/
Фиксируются результаты наблюдения за ребенком по четырем критериям: эмоциональное состояние в группе, социальные контакты с детьми, познавательная/игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации
 
   В период адаптации ребенка к детскому саду педагоги ведут индивидуальный адаптированный лист на каждого воспитанника. Используя форму, предложенную  К.Л.Печора модифицированную для детей старшего дошкольного возраста. В адаптационном листе педагоги ежедневно фиксируют результаты наблюдения за ребенком по четырем критериям:
  • Эмоциональное состояние в группе.
  • Социальные контакты с детьми/взрослыми.
  • Познавательная/игровая деятельность.
  • Реакция на изменение привычной ситуации.
2. Установочный блок.  Цели: создать установку у детей, их родителей и воспитателей на активный психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы:
  • Индивидуальные и групповые беседы с родителями, обсуждение основных направлений работы дома в период адаптации ребенка к ДОО;
  • Консультации для педагогов логопедических групп, обсуждение и планирование коррекционно-развивающей работы;
  • Активизация детей на выполнение определенной деятельности.
  3. Коррекционный блок. Цели: повысить уровень адаптированности детей к различным видам деятельности и взаимоотношениям, устранить чувство неуверенности, снизить тревожность, сформировать доверительные отношения со сверстниками и взрослыми.
   На данном этапе организуется групповая и опосредованная (через родителей и педагогов) работа с детьми.
Основные стратегии помощи ребенку
Педагог Педагог-психолог Родители
Создать ситуацию успеха   Изменить отношение ребенка к самому себе Использовать конкретную тактику взаимодействия с ребенком дома
Сформировать умения принимать неудачи и обращаться за помощью Сформировать положительное отношение к сверстникам Регулировать отношения в семье
Рационально объединить детей для выполнения определенной деятельности, игры и т.п. Расширить поведенческий репертуар -
 
   Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОНР строится с учетом основных характеристик психологически здоровой личности:
1. Принимать себя, свои достоинства, осознает свою уникальность;
2.Умеет распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков (развитая рефлексия);
3.Умеет находить собственные ресурсы в трудной ситуации.  
   4.Оценочный блок. Цель: оценить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы.
Методы: методики диагностического блока, наблюдения педагога-психолога, отзывы родителей, педагогов.
Объект  исследования
Дети компенсирующей группы, возраст 5 лет с ОНР.
Предмет исследования
Цель: выявить адаптивные возможности ребенка
Гипотеза исследования
   Помощь будет эффективной только в случае тесного взаимодействия педагогов, родителей и педагога-психолога, которое предполагает сочетание различных стратегий.
Результат исследования
Динамика  по адаптации детей с ОНР к детскому саду

 
Критерии
 
   
Начало
учебного года
 
Кол-во

 
 
%
 
Конец
учебного года
 
Кол-во
 
%
Прогноз адаптации высокий     высокий    
средний     средний    
сложный     сложный    
Положение в
группе,характер взаимоотношений со сверстниками
не участвовало     не участвовало    
изолированные     изолированных    
пренебрегаемые     пренебрегаемых    
предпочитаемые     предпочитаемых    
лидер     лидер    
 
Тревожность
высокий уровень     высокий уровень    
средний уровень     средний уровень    
  низкий уровень     низкий уровень    
 
 
Общая удовлетворенность собой
низкая самооценка     низкая
 самооценка
   
адекватная самооценка     адекватная самооценка    
завышенная самооценка     завышенная самооценка    
 
 
 
Эмоциональное состояние ребенка в период адаптации
явно выраженная дезадаптация     явно
выраженная дезадапт
   
несколько признаков дезадаптации     несколько признаков дезадаптации    
отсутствие признаков дезадаптации     отсутствие
признаков дезадаптации
   
«Группа риска» «группа риска»     «группа риска»    
 
 
Приложение 1
Индивидуальная карта адаптации ребенка   --------      учебный год (заполняется педагогом)
 
 
Фамилия.
Имя
 
Дата
поступления
Эмоциональное
Состояние
группы
Социальные
Контакты с детьми
Познавательная/игровая
деятельность
Реакция на изменение привычной ситуации  
Общая оценка уровня адаптации
сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1                                           высокий
 
 
Приложение 2
Заключение по адаптации детей с ОНР к детскому саду   старшая группа  компенсирующей направленности

 
Ф И Прогноз адаптации Положение в группе, характер взаимоотношений со сверстниками Тревож
ность
Общая удовлетворенность собой Эмоциональное состояние ребенка в период адаптации «Группа риска»
             
             
 
 
Приложение 3
Протокол   Методика рисуночной диагностики адаптации детей к  детскому саду
/автор А.И.Баркан/

 
Ф.И. Цветовые Сюжетные Изображение людей Изображение воспитателя Группа  
           
           
 
 
Приложение  4
Анкета для родителей   «Мы рады вам!»
1.Нас зовут (родители)  _____________________________________________
2.Как тебя зовут?__________________________________________________
3. Как зовете ребенка дома, как зовете ласково? __________________________________________________________________
4. Что ребенок любит кушать? __________________________________________________________________
5. Что ест без удовольствия? __________________________________________________________________
6. С какими игрушками любит играть? __________________________________________________________________
7. В какие игры вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________________________
8. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера наиболее действенна? __________________________________________________________________
9. Как ребенок относится к наказаниям взрослых, какое самое «страшное» наказание для него? ____________________________________________________
10. Есть ли любимая книга, сказка?____________________________________________________________
11. Знает ли стихи? Как вы их учите? __________________________________________________________________
12. Есть ли дома животные, как относится к ним?______________________________________________________________
13. Состав семьи, в которой проживает ребенок __________________________________________________________________
14. Чем любит заниматься ваш ребенок дома? __________________________ _____________________________________
15.  Выполняется ли дома режим? __________________________________________________________________
16.  К кому из членов семьи ребенок больше «привязан»? __________________________________________________________________
17. Что вас беспокоит в вашем ребенке?__________________________________________________________
18. Часто ли болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес___________________________________________________________
19. Особенности поведения (нужное  отметить):
   *  почти всегда бывает послушным;
   *  чаще непослушный; 
   *  в равной мере бывает послушным и непослушным;     
   *  агрессивен;
   *  часто обижает детей.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»