Учимся воображать
Акопян Роза Размиковна
ВООБРАЖЕНИЕ – это способность представлять отсутствующий или не отсутствующий в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Чаще всего понятие воображение ассоциируется с такими категориями как: фантазия, креативность, творчество. Часто родителей интересует вопрос: нужно ли развивать воображение ребенка, или это не так важно. Давайте подумаем. Жизнь в в наш век научно-технического прогресса становиться всё разнообразнее, интереснее и сложнее. И она требует от каждого человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Следовательно воображение следует признать самой существенной частью его интеллекта современного человека и задачу его развития необходимо сделать одной из важнейших задач в воспитании современного малыша. Такая психическая функция как воображение играет в жизни детей огромную роль, а именно дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения и является сензетивным (наиболее благоприятным) для его формирования. Оно начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается неготовым к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить.Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – написание сочинений. Ученикам с хорошо развитым воображением выполнить подобное задание несложно. Кроме того, именно такие дети показывают неплохие результаты и по другим предметам. Это объясняется тем, что воображение тесно связано с речемыслительными процессами, восприятием, памятью, эмоциями, мышлением. Таким образом, воображение не только углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.
Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные (сложные) задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок часто становится заводилой, ведь он умеет сам придумывать интересные занятия и игры. По одному его слову скамейка превращается в корабль, а забор – во вражеский замок.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.
В возрасте трех лет воображение ребенка начинает активно развиваться и прежде всего проявляется в обыгрывании предметов, с которыми играет ребенок. Чтобы помочь ребенку в развитии воображения, можно предложить вниманию родителей следующие упражнения:
- УКРАСЬ СЛОВО – детям предлагается подобрать как можно больше прилагательных, подходящих к любому существильному (зима, яблоко, собака и т.д.)
- КТО КЕМ БУДЕТ? ЧТО ЧЕМ БУДЕТ? – спросите у малыша, что может получится из яйца (цыпленок, крокодил, черепаха, птенец, яичница и т.д.), из ткани ( платье, покрывало и т.д.), называйте любой предмет и фантазируйте вместе.
- СЛОЖИ КАРТИНКУ ИЗ ФИГУР – ребенку предлагается сложить любое изображение из геометрических фигур различного цвета (фигурки можно вырезать из картона)
- ОБВЕДИ ФИГУРЫ – НАРИСУЙ КАРТИНКУ - на листе бумаги можно нарисовать любые фигуры и предложить ребенку их дорисовать так, чтобы получился законченный рисунок.
- ПОКАЖИ – ребенок загадывает любой предмет и старается его изобразить, не произнося ни слова, остальные угадывают, что именно показал ребенок.
- ЧЕГО НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ? – ребятам предлагается рассказать или нарисовать что-то чего на свете не бывает: необычное животное, несуществующую страну и т.д.
- ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ? - взрослый говорит ребенку предложение (например: белочка несла орешек в дупло, но нечаянно потеряла; садовник поливал клумбу из шланга и т.д.) и предлагает малышу представить последствия.