Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя
детского сада. Из опыта работы
Кривенко Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ№77
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ№77
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
По Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольного образования одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Я, как воспитатель, ставлю перед собой две основные задачи:
-охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
-формирование общей культуры личности детей, в том числе привитие им ценностей здорового образа жизни.
Для решения этих задач я применяю современные здоровьесберегающие технологии, которые удачно сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Основные технологии, направленные на сохранение здоровья воспитанников группы:
1. медико-профилактические (проведение первичного осмотра и опроса детей и родителей о состоянии здоровья при утреннем приёме детей в группу, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания).
2.физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
3.валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
4.здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков)
5.коррекционное воспитание (артпедагогика, сказкотерапия, игротренинги, технологии музыкального воздействия)
В группе создан центр здоровья и двигательной активности. Оборудование этого центра мобильно, разнообразно и доступно детям. Инвентарь, многие пособия и атрибуты центра созданы педагогом совместно с детьми, а так же родителями детей нашей группы. Центр двигательной активности содержит мячи разного размера и качества, скакалки, кольцебросы, массажные коврики и дорожки, подушечки для бросания и для упражнения на равновесие на равновесие многофункциональные пособия, созданные из бросового материала.
В группе спланированы и регулярно проводятся утренняя гимнастика, комплексы бодрящей, дыхательной, пальчиковой гимнастики. Для удобства планирования и проведения оформлены картотеки по возрастам: «Утренняя гимнастика», «Бодрящая гимнастика», «Пальчиковые игры», «Дыхательная гимнастика», картотеки подвижных игр для проведения в помещении и на прогулке, а так же картотеки прогулок в разное время года.
ЦВ центре валеологии находятся иллюстративные материалы и пособия, рассказывающие детям о строении тела человека и различных систем организма. Так же здесь есть материалы о здоровом образе жизни, о различных видах спорта, о туризме. Дети с интересом играют в настольные игры, направленные на знакомство с ЗОЖ, спортом, спортивным инвентарём, оказанием первой медицинской помощи. Созданы альбомы «Опасно и безопасно», «Если малыш поранился», «Мишка-шалунишка», «Полезные продукты», «Береги своё здоровье». Принимая участие в сюжетно-ролевых играх детей «Семья», «Больница», «Путешествие», я вижу, что дети много знают о сохранении здоровья и могут применять знания в играх, а так же советовать друг другу и родителям, как правильно поступить в той или иной ситуации.
В своей работе я стараюсь уделять внимание валеологическому образованию родителей. Валеологическая культура осваивается детьми и близкими им людьми в процессе совместной деятельности. Нужно не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой. Большая работа ведется в группе с родителями воспитанников по профилактике эпидемиологических заболеваний, проведению профилактических прививок. Проводятся консультации, личные беседы, оформляются стенды, направленные на сохранение здоровья детей.
Особое внимание я уделяю сохранению психологического здоровья и положительного эмоционального настроя детей в группе. Я использую элементы артпедагогики, сказкотерапии, элементам музыкального воздействия. представляет собой методику воспитания и развития при помощи художественного творчества. Артпедагогика сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Артпедагогика в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Артпедагогика является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. Занятия с дошкольниками я не ограничиваю обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Я стараюсь организовать совместное с детьми творчество так, что бы они не испытывали затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арсенал способов создания изображений широк: рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Совместно с музыкальным руководителем я создала в группе фонотеку, содержащую музыкальные произведения, рекомендованные дошкольникам. В процессе создания творческих работ , во время прослушивания музыки, общего пения, танцев, дети раскрепощаются, снимают эмоциональное напряжение, вступают в общение. На создание положительного эмоционального настроя, сбережение психического здоровья детей направлены созданные в группе центры художественно-эстетического развития: центр творчества, театрально- музыкальный центр.
Таким образом в группе создаются условия для сохранения здоровья детей, физического и эмоционального. Работа по здоровьесберегающим технологиям ведётся постоянно и творчески.