Моделирование игрового пространства в группе
ДОУ с учётом требований ФГОС ДО
Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который вступил в силу 1 сентября 2014 года.
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разработаны требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста, быть содержательно насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной.
В соответствии с ФГОС Дошкольного образования в развивающей среде группы должны быть представлены пять образовательных областей. Предметно-игровое пространство группы должно быть создано с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Для реализации гендерных подходов к воспитанию и развитию детей предметно- развивающая среда создаётся с учётом интересов мальчиков и девочек.
Предметно-пространственная среда в группе играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребёнок находится в ДОУ целый день, и поэтому необходимо, чтобы окружающая его обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию эстетического вкуса.
Дети в дошкольном возрасте активно познают мир, поэтому пространственное окружение в группе должно быть ярким, интересным, эмоционально привлекательным, а главное доступным для каждого ребёнка.
Каждое утро мы встречаем детей в раздевальной комнате. Здесь есть информационные стенды для родителей, стенды с рисунками и другими поделками наших воспитанников. А так же представлены рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей в различные сезонные периоды.
Учитывая, что важной потребностью всех детей является движение, в группе есть спортивный центр. В спортивном центре представлены «дорожки здоровья», массажные коврики, различные атрибуты для проведения подвижных игр, а так же пособия для проведения утренней гимнастики. Предметное наполнение используется в подвижных играх, индивидуальной и свободной деятельности.
С целью художественно-эстетического воспитания в группе есть центр «Юный художник». Здесь представлены различные природные материалы, наборы карандашей, мелки, пластилин, различные виды бумаги, что позволяет развивать творческое воображение у детей, а также формирует навыки изо деятельности.
В центре «Самоделкин» собраны игрушки: машинки, коляски, различные виды конструктора для сооружения построек. Игры в данном центре способствуют развитию навыков конструирования, совместного сотрудничества в коллективных играх.
В группе существует уголок сенсорно-моторного развития, который направлен на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения. В уголке представлены следующие пособия: различно вида шнуровки, мозаики, настольно-печатные игры.
Для речевого развития в группе оформлен уголок «Болтунишка», в котором представлен материал по развитию речи детей: предметные и сюжетные картинки, карточки на закрепление в речи детей поставленных логопедом звуков, стихи для заучивания по всем лексическим темам.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, то в «Центре сюжетно-ролевой игры» созданы все условия для творческой деятельности детей. Здесь находятся игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом воспитанников.
Таким образом, предметная развивающая среда в группе является источником знаний и социального опыта для каждого ребёнка. Наполняемость предметной среды должна соответствовать возрасту детей и обладать доступностью, а так же направлена на всестороннее развитие детей.
Использованная литература:
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н.В. Нищева- СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007. – 128 с.,
Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. (Текст)/ С.Л. Новосёлова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
Абузярова Л.А. предметно-развивающая среда ДОУ (Текст) / Л.А. Абузярова // Ребёнок в детском саду. – 2009.- №6