Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование технологии ТРИЗ и мнемотехники для обучения
старших дошкольников с ОНР сочинению валеологических сказок

Костромина Мария Ефимовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №112
Выборгского района Санкт-Петербурга.

Согласно федеральным государственным требованиям современный воспитатель должен строить образовательный процесс в детском саду с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Объединяя  валеологические задачи и задачи развития связной речи детей с ОНР, целесообразна интеграция всех образовательных областей.
При ознакомлении дошкольников с новым материалом по темам о здоровье применяются традиционные методы и приемы – беседы, дидактические и развивающие игры, создание игровых ситуаций, опыты и эксперименты, наглядный материал - плакаты, картинки, иллюстрации детских книг и энциклопедий. Активно включаются в эту работу фольклор – потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки.
Завершающим этапом изучения темы всегда является совместное речевое творчество - сочинение валеологической сказки. При этом решаются следующие задачи:
во – первых, формирование представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;
во-вторых, стимулирование и развитие речевого творчества детей, желание участвовать в коллективной деятельности;
в-третьих, развитие творческого воображения и фантазии.
 В старшем дошкольном возрасте  воспитатель дает детям знания о происхождении такого древнейшего жанра как сказка. Рассказывает, как рождались народные сказки, почему некоторые известные сказки мы называем авторскими. На примерах русских народных сказок отмечает характерные особенности этого жанра – фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., особенности построения сказочного сюжета - присказки, зачин, концовка.
Можно читать и обсуждать с детьми авторские сказки валеологического характера, например, «Мойдодыр», «Федорино горе», К. Чуковского, главы сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстого (о значении личной гигиены для здоровья).
«Умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить детей приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его и многому другому». К 6 – 7 годам многие дети способны самостоятельно сочинять свои сказки на предложенную тему, но 5 – 6 летние дети чаще всего нуждаются в образце, придуманном воспитателем.
В связи этим можно выделить следующие этапы по обучению дошкольников сочинению сказок.
I этап: сам сюжет и героев сказки заранее придумывает воспитатель и с помо-щью наводящих вопросов направляет коллективную творческую мысль детей, нанизывая одно событие за другим.
На II этапе воспитатель предлагает  готовые начало и конец сказочной истории, знакомит с главным героем будущей сказки. Основные события и других героев придумывают сами дети.
III этап: процесс сочинения сказок усложняется. Воспитатель рассказывает начало сказки, дети сочиняют продолжение.
IV этап: воспитатель предлагает тему и героев сказки. Дети вместе с воспитателем планируют очередность появления героев, затем  сочиняют сказку.
 V этап – дети сами сочиняют сказку на предложенную тему.
Чтобы процесс речевого детского творчества проходил более легко, эмоцио-нально, интересно обязательно надо использовать наглядность – готовые и сделанные своими руками игрушки для настольного театра, кукольный театр, муляжи, предметы-заместители, конструкторы, настоящие фрукты и овощи, мыло, детские зубные щеточки и т.д. Можно использовать плоскостные изображения сказочных героев и декораций на фланелеграф или ковролин. Отрицательных персонажей можно создать прямо в процессе сочинения сказки: скомкать газету, нарисовать глаза и рот либо капнуть кляксу на лист, дорисовать много рук и ног – получается микроб, вирус, болезнь.
 Замечательно, если участниками сказки будут сами дети. Например, одним из звеньев сказки, когда с героем что-либо происходит, может быть встреча с кем-то из детей или с группой детей. Они помогают герою, подсказывают выход из затруднительной ситуации.
Сочиняя, можно брать за основу знакомую сказку и изменять в ней события, добавлять героев, вкладывать в нее валеологический поучительный характер. Можно придумывать свою нестандартную сказку, одушевляя любой предмет, делая любую вещь волшебной, полезной или вредной. Главное, чтобы в сказке затрагивалась проблема, которую дети вместе с героями должны прочувствовать и положительно решить.
Для развития творческого воображения, связной речи, психических процессов детей можно применять приемы мнемотехники и ТРИЗа, которые дополнят сказку сравнениями, эпитетами, метафорами, образными выражениями, фантастическими превращениями, гиперболами и помогут лучше запомнить. Дети смогут  рассказать ее своим родителям, друзьям, нарисовать иллюстрацию, сделать поделку из пластилина и бросового материала, взять за основу для театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
Сочиняя сказку, можно сразу применить метод крокирования, т.е. схематичной последовательной зарисовки событий, происходящих в ней. Могут быть использованы мнемотаблицы: готовые, если дети еще недостаточно хорошо сами сочиняют сказки, или частично заполненные/пустые для того, чтобы в совместной творческой деятельности с воспитателем придумать остальные эпизоды сказки и нарисовать схемы к ним. Можно предложить детям придумать сказку по готовому коллажу, или создать свою сказочную историю и оформить ее в виде коллажа, выбрав необходимые картинки из набора.
Применение дидактических игр «Тактильные плашки», «Цветные дорожки» способствует созданию более ярких выразительных сказочных образов, обогащению речи детей эпитетами, сравнениями. Например, выбирая тактильную плашку наугад, дети решают, что герой сказки Грязнулька не любил мыть руки, потому что волшебное мыло было то колючее, как ежик, то шершавое, как наждачная бумага, то маленькое, как бисеринка. Волшебное полотенце после того, как Грязнулька мыл и вытирал руки, из белого превращалось в зеленое, если он рвал листья, или желтое  от одуванчиков, или в синее от краски, или даже в черное…
При сочинении с детьми сказок можно использовать некоторые методы творческого воображения в системе ТРИЗ, которые описывает С.А.Васильева в книге «Познание окружающего мира с помощью приемов ТРИЗ».
Например, метод каталога позволяет сочинять сказки по опорам, усиливая процесс возникновения и развития ассоциаций. Выбираются герои по всем буквам темы сказки «глаза»: (кто герой сказки?) «Г» – гномик; (когда происходит действие?) «Л» - летом; (что явилось причиной неприятностей?) «А» - альбом; (кто его друг?) «З» - зайчик; (выбор волшебного предмета) «А» - витаминка. «В одном сказочном лесе жил-был маленький Гномик. Летом у него был день рождения, и его друг веселый Зайчик подарил Гномику большой альбом и цветные карандаши. Гномик очень любил рисовать. Он стал рисовать с утра до вечера цветы, бабочек, грибы, жуков. Однажды Гномик нарисовал портрет друга. Зайчик удивился, почему на картине он похож на ослика. Гномик попробовал нарисовать новый портрет, но получилось еще хуже. Потом он уже не мог рисовать даже любимые цветочки и грибы. Гномик сидел на пеньке и плакал. Друг Зайка попросил помощи у ребят: «Что случилось с Гномиком? Как ему помочь?». Ребята объяснили Гномику, что нельзя так много рисовать, надо давать глазам отдых, научили делать гимнастику для глаз (показ детьми упражнений) и познакомили с волшебной витаминкой по имени «А». Ребята сделали для Гномика лекарство - салат из морковки с маслом, а Зайчик насобирал в лесу много черники, которая тоже очень полезна для зрения. С тех пор Гномик стал соблюдать важное правило (какое?): чтобы глаза не уставали, делай перерывы, когда рисуешь (или работаешь на компьютере)».
На примере сказки про Гномика, можно использовать метод синектики (аналогии), когда дети должны представить незнакомое – знакомым, привычное – чуждым. Дети могут стать лесными зверьками и прийти на помощь Гномику или «превратиться в коробку карандашей и отказаться рисовать», или «стать тучей, закрыть солнышко и пролиться дождем» и т.п.
Помогают в совместном речевом творчестве приемы «Волшебники», цель ко-торых обучать детей фантастическим преобразованиям объекта. Волшебник размера «Великан и Кроха» может укоротить карандаши, и Гномик перестанет рисовать. Волшебник «Дели – Собирай» разберет карандаши на части – дерево и грифели или соберет композицию для натюрморта: на шляпке гриба сидит божья коровка, вокруг красивые цветы и бабочки. Волшебник оживления и окаменения «Замри - Отомри» заставит Гномика или карандаши время от времени замирать на месте. А волшебник времени «Опоздайка – Забегайка» придаст скорость пальчикам Гномика, и он быстрее все нарисует. Фея инверсия девочка «Наоборот» предложит Гномику не рисовать в альбоме, а сделать много бумажных самолетов, залезть на дерево и пускать  оттуда, пусть Зайчик бегает и их ловит. Волшебник мальчик «Где, зачем, как, почему?» раньше, чем Зайка побеспокоится о здоровье Гномика: «Зачем он так много рисует? Почему не отдыхает? Как ему помочь?».
Еще один необычный способ развития творческого мышления – словесное описание фантастических образов, созданных на основе метода фокальных объектов. Дети подбирают по несколько  признаков Гномику и альбому и меняют их местами. Может получиться бумажный, большой, новый Гномик и маленький, лесной, веселый альбом. Теперь сказка станет немного отличаться от первоначальной, но все равно тема здоровья будет в ней сохраняться.
Большую помощь оказывают родители детей. В начале учебного года они с пониманием отнеслись к идее развития творческого мышления через сочинение валеологических сказок и  активно участвовали в работе по формированию у детей основ здорового образа жизни. Совместно с родителями были выпущены  фотожурналы «Летний отдых и здоровье детей», «Спорт в нашей семье», газеты «Движенье – жизнь!», «7 апреля – Всемирный день Здоровья». Для родителей был проведен мастер – класс «Учим детей сочинять загадки с использованием элементов ТРИЗ».  Итогом мастер – класса было совместное творчество родителей и детей в изготовлении книжек-самоделок с загадками «Волшебное яблочко» (тема «Витамины»), «Чудесное мыло» (тема «Гигиенические принадлежности»), «Мой друг – веселый мяч» (тема «Спорт»), «Чудо-очки» (тема «Зрение»), «Волшебная паста» (тема «Зубы») и т.д. Родители помогли в изготовлении пособий и атрибутов для занятий и сюжетно-ролевых игр.  Родители с удовольствием участвовали в празднике «Мама, папа, я – спортивная семья»  и в Днях Здоровья.  Мама Миши проводила веселую зарядку под музыку, мама Феди (по профессии врач) знакомила детей с многообразием специализаций врачей, мама Дани (медсестра) учила детей делать самомассаж активных зон и оказывать себе элементарную помощь при порезах, ушибах, укусах насекомых и т.п.
Некоторые родители проявляли свою фантазию и подсказывали сюжеты для новых валеологических сказок, а весной на свет появилась книга «Сказки про Здоровье». Авторами были дети подготовительной логопедической группы и их мамы и папы.
Было придумано много сказок валеологической направленности по разным темам. Например:  «Как Илья одолел хитрого микроба», «Уроки Юли – Чи-стюли», «Сказка про Грязнульку и скользкое мыло», «Как Емеля лень побе-дил», «Сказка о Проше, компьютере и Бабе-Яге», «Сказка о Слезинке и хитрой Соринке» и т.д.
Результаты мониторинга в конце года показали, что у воспитанников подготовительной логопедической группы хороший уровень развития. Ребята стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные, глаголы. На вопросы воспитателя отвечают полными выразительными предложениями. Большинство из них умеют самостоятельно рассказывать сказки и сочинять свои сказочные истории, что несомненно пригодится им в школе, а также дети стали осознано относиться к выполнению правил по охране своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Литература.
1. Ребенок и книга: Книга для воспитателей детского сада/Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая. В.И.Логинова; Под ред. В.И.Логиновой. – М.: Просвещение, 1992.
2. Васильева С.А. Познание окружающего мира с помощью приемов ТРИЗ/ под ред. Е.В.Захаревич – СПб.:НОУ «Гармония», 2004 – 60с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»