Статья
Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики
у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО
Мурадалиева Миселимат Маликовна,
воспитатель ГБОУ прогимназия № 677
Выборгского района города Санкт-Петербурга
Развитие мелкой моторики имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире.воспитатель ГБОУ прогимназия № 677
Выборгского района города Санкт-Петербурга
Ребёнок дошкольного возраста – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Проблема развития мелкой моторики в игровой деятельности актуальна, так как игра «вырастает» из предметно-манипулятивной деятельности в конце раннего детства (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин). Первоначально ребенок поглощен предметом и действиями с ним, затем он овладевает действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым.
Впервые взаимосвязь психики и моторики была отражена в работах Н. И. Озерецкого, которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике и определили основные направления ее изучения.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами дошкольного возраста (Н.М. Аксарина, А.С. Галанов, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка.
В XX веке такие исследователи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, М.Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент познавательного развития.
Актуальность исследования заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по организации игровой деятельности ребенка, обогащении предметно-развивающей среды, при постоянном поддержании интереса и творческих проявления в игре и игрового общения со сверстниками, способствующей развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста В настоящее время работа по развитию мелкой моторики, развитие игровой деятельности в ДОУ не является приоритетной и ей не уделяется должного внимания.
Центральная технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.
Практическая значимость состоит
- в разработке перспективного планирования организации игровой деятельности в группах младшего дошкольного возраста, включающей в себя разнообразные игровые упражнения (проводимые на материале лексических тем, с использованием различных по фактуре материалов); разработке рекомендаций педагогам и родителям по организации и планированию игр в течение недели,
- реализации индивидуального подхода к детям, анализ игровой активности воспитанников.
Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования, обосновать теоретическую и практическую значимость проблемы развития мелкой моторики кисти руки младших дошкольников;
2. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста и проанализировать возможности игровой деятельности;
3. Составить комплекс мероприятий для развития мелкой моторики средствами игровой деятельности и реализовать его в практической работе.
4. Проверить эффективность проведенной работы и составить рекомендации для педагогов и родителей
Выводы:
- Период жизни человека в возрасте от двух до шести лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки.
- Организованная игровая деятельность с предметами способствует развитию ручной умелости, мелких движений, и является важным средством развития и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности.
- Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью, систематизация и подбор игр и игровых упражнений в работе с разным материалом, использование в работе с детьми технологий разных авторов, является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию ее богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала
С сентября 2010 года по сегодняшний день прогимназия является районной экспериментальной площадкой по «Организации предшкольного образования в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы».
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1 этап. Констатирующий этап эксперимента. изучение уровня развития мелкой моторики детей в младшей группе.
2 этап. Формирующий этап эксперимента организация игровой деятельности по следующим направлениям:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность ребенка с родителями.
3 этап. Контрольный этап эксперимента выявление возможных изменений в уровне развития мелкой моторики детей младшей группы, участвовавших в реализации комплекса занятий с использованием средств игровой деятельности.
4 этап. Констатирующий этап. Диагностика развития мелкой моторики проводилась с помощью заданий, предложенные М.М.Кольцовой и Н. И. Озерецким :
- оценка ручной умелости
- оценка скоординированности движений
Были определены критерии и уровни сформированности мелкой моторики в игровой деятельности (З. Михайлова, Н. А. Короткова).
Также были определены ряд показателей, по которым мы смогли оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (Калинина Р. Р.):
1. Степень включенности всех детей в активную самостоятельную деятельность (выбор ребенком занятия по интересам, разнообразие предметного содержания, доступность материалов, удобством их размещения)
2. Уровень шума в группе (так называемый рабочий шум)
3. Уровень конфликтности между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
4. Продуктивность самостоятельная деятельность детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
5. Эмоциональный настрой детей, желание посещать детский сад.
Анализ результатов проведенного эксперимента показывает, что у половины детей (50%), принявших участие в эксперименте, выявлен низкий уровень развития мелкой моторики.
У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, не умеют их держать правильно; сгибать лист пополам. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Их движения раскоординированы.
Сравнительный анализ показателей уровня развития мелкой моторики, анализ игровой среды в группе, анкетирование родителей, подтвердил наше предположение от том, что необходимо развивать не только мелкую моторику, но и вместе с развитием общей двигательной активности, скоординированности действий обеих рук и познавательную активность; уделить внимание формированию навыков самообслуживания.
2 этап. Формирующий. Результаты констатирующего эксперимента определили задачи, содержание и цель формирующего эксперимента, основной целью которого была проверка организационно-педагогической модели и педагогических условий эффективного развития мелкой моторики младших дошкольников в условиях ДОУ, средствами игровой деятельности
Цель практической работы: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды игровой деятельности. В своей работе мы поставили следующие задачи формирующего этапа:
- Составить комплекс игровых мероприятий, способствующих развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
- Обогатить предметно-развивающую среду игрушками и игровыми пособиями на развитие мелкой моторики;
- Реализовать (апробировать) в практической работе комплекс ;
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
- Обратить внимание родителей к использованию игровых средств, для развития мелкой моторики в домашних условиях.
Первый принцип: сотрудничество и партнерство воспитателя с детьми в игровой деятельности.
Второй принцип: осознанность выполнения ребенком игрового действия.
Третий принцип: многократность повторения игрового действия, развивающего мелкую моторику.
Задача педагога: сформировать у ребёнка к четырём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником, что также способствует развитию ручной умелости и координации движений.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие
Формы работы:
- совместная и индивидуальная деятельность воспитателя с детьми
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- совместная деятельность ребенка с родителями (овладение практическими видами совместной деятельности с ребенком; психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам по вопросам развития мелкой моторики и игровой деятельности в домашних условиях; совместная опытно – экспериментальная деятельность).
- совместная деятельность с педагогами (семинары, мастер-классы, выступление на педсовете; индивидуальные консультации; разработка развивающих игр, игрушек и пособий для развития мелкой моторики; организация совместной творческой деятельности педагога, ребенка и родителя; помощь в оформлении предметно - развивающей среды группы)
При составлении перспективного плана по развитию мелкой моторики в игровой деятельности, в соответствии со стандартом дошкольного образования, мы ориентировались в своей работе на пять образовательных областей(направлений), обеспечивающих развитие дошкольника в игровой деятельности. В каждой образовательной области мы использовали различные средства игровой деятельности
Утро
НОД(познавательное, речевое, художественно-эстетическое(музыка, лепка, аппликация, рисование) развитие
Дидактические игры
Подвижные игры и упражнения на развитие движений
Опытно – экспериментальная деятельность (игры с песком, водой, природным материалом)
Вечер
Массаж кистей рук и пальцев
Пальчиковые игры, с музыкальным и стихотворным сопровождением
Развивающие игры
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры
Игры для самостоятельной организации игровой деятельности
Занятия мы проводили в течении 1,5мес, как в утренние часы, так и в нерегламентированное время, во второй половине дня, также включали в различные занятия (музыкальные, по изодеятельности, по ознакомлению с окружающим и развитию речи).
Упражнения, проводимые на занятиях и в свободной деятельности с детьми, представлены в виде календарного планирования, каждое занятия включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем
Организация развивающего пространства в группе
Одним из условий проведения экспериментальной работы стало организация развивающего пространства в группе, которая должна быть информативной, многофункциональной, соответствовать уровню психического развития, содействовать включению ребенка в познавательно-творческую деятельность. Возникла необходимость наметить определённые игровые зоны, способствующие развитию мелкой моторики у детей
Контрольный этап. На контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали такой же диагностический материал, что и на констатирующем этапе.
Динамика развития мелкой моторики на контрольном этапе экспериментального исследования (экспериментальная и контрольная группы). На диаграмме представлены видимые изменения в уровне развития мелкой моторики.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что предложенная система работы позволяет улучшить развитие мелкой моторики: двое детей продемонстрировали высокий уровень, количество детей низкого уровня уменьшилось с 4-х до 1. В контрольной группе в развитии мелкой моторики незначительные изменения, в связи с работой воспитателя.
Заключение
Таким образом, в ходе выполнения данной работы мы пришли к выводам:
1. Анализ литературы и выполненная практическая работа подтвердили необходимость уделять особое внимание развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
2. Необходимо всю работу выстраивать последовательно и систематически, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, как в индивидуальной форме, так и фронтально со всей группой.
- Проведенная система работы способствовала не только развитию моторики, но и формированию у детей разнообразных психических функций, оказала влияние на развитие речи, содействовала общему двигательному развитию детей, повышению внимания и работоспособности детей
- Статистическая значимость различий свидетельствует о том, что развивающая работа с использованием разнообразной игровой деятельности была эффективной.
- Необходимо шире использовать не только разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, но и использовать в комплексе с развитием игры и игровой деятельности.
- Для данной работы будет более эффективным привлечение родителей и сотрудников ДОУ.
- Основной принцип обучающего развития, содействовать естественному развитию ребенка.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка; каждый малыш имеет право обучаться с помощью методики, созданной только для него.
- Для гармоничного развития личности и интеллекта ребенка необходимо стимулировать, насколько возможно, все пять чувств малыша; важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний;
- Чаще использовать развивающие дидактические игры для развития моторики у детей; подобрать игры с предметами домашнего обихода для формирования координации движений рук и развития мелкой моторики детей
- Развивать у детей интерес к различным видам игр, не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
3. Создавать разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, яркие краски, возможность выбора деятельности в любом уголке, способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию
4. Продолжать углубленную работу с детьми, у которых незначительный прогресс
Таким образом, поставленные нами цели достигнуты и задачи решены.
Список литературы
- Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г.
- Агапова И. Давыдова М. Игры с пальчиками для развития речи. М. ООО ИКТЦ « Лада», 2011-200 с.
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: Карапуз», 2007.
- Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Татьяна Ткаченко. Издательство: Эксмо, 2010 г.
- Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. Автор: Наталия Нищева, Издательство: Детство-Пресс, 2015 г.
- Данилова Лена. Пальчиковые игры. – М., РОСМЭН, 2006
- Здравствуй, пальчик! Как живешь? Картотека тематических пальчиковых игр. Составитель: Лилия Калмыкова. Издательство: Учитель. Серия: Развитие дошкольника, 2014 г.
- Зачем и как играть с детьми в детском саду? Современный взгляд на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста. Автор: Наталья Микляева Издательство: Серия: Развитие и воспитание, 2015 г.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Составитель: Ольга Зажигина. Издательство: Детство-Пресс; Серия: Кабинет логопеда, 2012 г.
- Игры на развитие мелкой моторики (набор из 20 карточек). Издательство: Речь Серия: Речь о детях, 2012 г.
- Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников, Светлана Горбушина. Издательство: Детство-Пресс, 2016
- Коберняк Е.И. Развитие игровой деятельности у ребенка младшего возраста/ Е.И.Коберняк// Детский сад. Всё для воспитателя.-2012.-№12.-С.2-7.
- Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи. Автор: Наталия Стефанова. Издательство: Учитель. Серия: Развитие дошкольника, 2015 г.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - М., 2002.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб., 2006.Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Монтессори-метод в современном опыте / Т. Афанасьева, Г. Люблина, Д. Сороков, Л. Гребенников. – М., 2003.
- Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников Е. А. Савельева, 2012 г.
- Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Авторы: Галина Галкина, Татьяна Дубинина. Издательство: ГНОМ, 2013
- Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Составители: Татьяна Калинина, Светлана Николаева, Ольга Павлова, Ирина Смирнова. Издательство: Учитель. Серия: Развитие дошкольника, 2014 г.
- Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
- Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет. Диагностический журнал. Автор: Наталия Стефанова. Издательство: Учитель. Серия: В помощь педагогу ДОУ, В помощь педагогу ДОО, 2011 г.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. //Избранные произведения. М., 2010, 509с.
- Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Елена Смирнова: Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.