Методическая разработка для воспитателей по адаптации
Ралько Татьяна Николаевна
Введение
«Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,
а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Как помочь ребенку в период адаптации?
Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?
Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Причины могут быть самыми разными:
-
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
-
наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
-
неумение занять себя игрушкой;
-
несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.
В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.
Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.
Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
2.Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
3.Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения
Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.
Требования к педагогам:
-
Проявление искреннего интереса к ребёнку, так как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к фальшивому, неискреннему покровительственному тону
-
Обладание позитивными человеческими качествами, так как он стоит у истоков становления Человека.
-
Высокий профессионализм. Это не только знание возрастных особенностей, но и сильная мотивационно- эмоциональная заряженность на работу с малышами.
-
Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей группы.
Соблюдение принципов в общении с малышами:
-
“от простого – к сложному”;
-
принцип активности и посильной самостоятельности (его суть – активное участие взрослого и его сотворчество с ребёнком);
-
принцип эмоциональности (необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого с ребёнком, которое поддержит устойчивость действий ребёнка и направленность его интереса);
-
принцип повторности и цикличности позволит взрослому осуществить “живое” общение с детьми, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования малышей.
-
Организация адаптационного периода для малышей
1.Создание предметно-развивающей среды (использование нетрадиционных форм):
-
уголок «Позвони маме»
-
уголок «Уединения»
-
уголок «Здравствуй, я пришел»
-
уголок «Семейное фото»
-
уголок «Моя любимая игрушка»
-
уголок «Настольных игр»
-
уголок «Моя семья»
-
уголок «Маша растеряша»
2.Побуждение ребенка к общению со сверстниками; игры – занятия, игры упражнения, игры – инсценировки, игры с воспитателем:
-
игры ребенка рядом со сверстниками
-
приучение к объединению в игре с другим ребенком
-
ситуации общения
-
использование фольклора (потешек, закличек, баюкалок при укладывании детей спать и др.)
-
элементы театрализованной деятельности
3.Индивидуальный подход к ребенку:
-
гибкий режим
-
создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками
-
учет домашних привычек
-
использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов
-
навесные игрушки, музыкальные карусели и пр.
4.Контроль физического состояния ребенка:
-
учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения
-
элементы закаливающих мероприятий
-
учет заболеваний, аллергии, хронических заболеваний
-
Задачи воспитания:
1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения
2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
-
Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт
-
Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания
-
Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов
-
Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания
-
Обеспечить понимание детьми смыла выполнения режимных процессов
-
Воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности
3.Закладывать основы будущей личности:
-
Воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность
-
Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю
-
Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу
-
Поддерживать у детей интерес окружающей действительности
-
Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметов, картины, иллюстрации, музыка)
-
Творческое развитие ребенка через организацию развивающих игр
-
Модель организации адаптационного периода через режимные процессы
(использование гибкого режима в организации адаптационного периода)
Утро |
|
Утренний прием детей. Работа с родителями. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми. |
|
Зарядка (с музыкальным сопровождением) |
|
|
Игры с элементами фольклора |
|
|
Развивающие игры |
|
|
Формирование культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры, мытье рук, прием пищи). |
|
|
Завтрак. Воспитатель учит детей мыть руки, пользоваться мылом, полотенцем. Закрепление навыков самостоятельности и самообслуживания. |
|
|
Игры-занятия, игры-упражнения в группе |
|
|
Игровые ситуации, общение |
|
|
Второй завтрак. Закрепление навыков самостоятельности и самообслуживания. |
|
|
Подготовка к прогулке |
|
Прогулка |
|
Игры с элементами фольклора |
|
Игры сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, развивающие |
|
|
Игры с водой и песком |
|
|
Наблюдения, развлечения, беседы |
|
|
Опыты и эксперименты |
|
|
Закаливание: воздушные и солнечные ванны |
|
Обед |
|
Возращение с прогулки, подготовка к обеду. Чтение художественной литературы; пальчиковые игры; артикуляционная гимнастика; песни – потешки. Формирование культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры, мытье рук, прием пищи, одевание, подготовка детей ко сну) |
Сон |
|
Чтение художественной литературы, использование баюкалок при укладывании детей спать, прослушивание успокаивающей музыки |
После сна |
|
Разминка после сна. Ходьба по оздоровительным дорожкам. Закаливающие процедуры. |
|
Полдник |
|
|
Элементы театрализованной деятельности |
|
|
Художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация) |
|
|
Игры – драматизации, игры – инсценировки, сюжетно-ролевые игры |
|
|
Самостоятельное рассматривание книг, настольные игры |
|
|
Общение детей |
|
|
Прогулка. Уход де домой |
Планирование совместной деятельности в группах раннего возраста
понедельник |
Звуковая культура речи |
вторник |
Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения |
среда |
Ознакомление с окружающим и развитие речи |
четверг |
Игры с персонажами театра (театр игрушек, настольный театр, фланелеграф). |
пятница |
Ознакомление с окружающими и развитие речи |
Перспективное планирование по адаптационному режиму на неделю
Сентябрь
Понедельник. Утро
Утренний прием детей. Работа с родителями.
«Давай познакомимся!» (игра-знакомство с воспитателем)
Участники: сотрудники ДОУ, родители и дети
Материал: игрушечная зайчиха Ляля
Цель: познакомить родителей и их детей с воспитателями, условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием ДОУ.
Задача: установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки.
Педагог показывает детям и их родителям мягкую игрушку (зайчиху) и сообщает, что ее зовут Ляля. Она живет в детском саду и помогает воспитывать детей. Она очень скучает в детском саду без детей, и очень рада, что вы к ней пришли в гости. Затем детям вместе с мамой предлагается назвать свое имя , когда зайчиха подойдет к кому-то из детей . задача детей с помощью родителей не только назвать свое имя, но и поздороваться с зайчихой.
Игра «Ласковые имена»
Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения.
Родителям ребенка предлагается сказать своему ребенку ласковые слова (например, я на Машу погляжу, Машенька скажу, у нее красивые глазки, она очень добрая, ласковая, она умеет очень хорошо рисовать и лепить, еще она очень любит играть с куклами и катать коляску и т. д.)
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми.
Знакомство с помещениями группы и их назначением (раздевальной комнатой, с групповой комнатой, со спальней)
Цель: расширять ориентировку в ближайшем окружении. Уточнять название предметов мебели (шкаф для игрушек, шкаф для одежды и пр.), называть свойства предметов (стул деревянный) и их назначением (на стуле сидят). Формировать обобщенные понятия: игрушки, мебель, одежда и пр. воспитывать бережное отношение к вещам. Учить составлять предложения из 3-4 слов, включая названия предметов, пользоваться предлогами (в, на, под, за).
Зарядка (с музыкальным сопровождением)
Подвижная игра «Большие ножки идут по дорожке, маленькие ножки бежали по дорожке» (дети сопровождают текст соответствующими движениями).
Цель: ритмично двигаться в такт стихотворения, формировать правильную осанку, развивать способности к подражанию.
Формирование культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры, мытье рук, прием пищи, одевание)
Завтрак. Воспитатель учит детей мыть руки, пользоваться мылом, полотенцем.
Перед завтраком и обедом воспитатель вместе с детьми рассматривает умывальную комнату, предлагая детям назвать все, что там находиться, рассказать, как они моют руки, для чего нужны мыло и полотенце, как они узнают свое полотенце. Воспитатель напоминает детям, что, перед тем как умываться, надо закатать рукава, чтобы они не намочились. Вытираться полотенцем насухо.
Чтение народной потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»
Цель: дать представление о схеме лица; выполнять действия (вместе со взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста («мыть» части лица, тела и «вытирать» их, действуя в такт словам); координировать движения; понимать слова, повторять отдельные слова
Хороводная игра «Заинька, попляши» (под музыкальное сопровождение)
Цель: развитие координации движений и чувства ритма, формирование навыка выполнения команды, повышение эмоционального тонуса
Игры с элементами фольклора
Потешка «Кто из нас хороший»
Пальчиковое упражнение «Дружат наши дети»
Цель: развитие умения координировать движения пальцев правой руки и левой руки, загибать пальцы в порядке очередности на правой и левой руке.
Дружат наши дети, девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Во время чтения пальцы правой и левой руки соприкасаются и расходятся.
Пальчиковое упражнение «Ладушки»
Цель: развитие координации движений, слухового анализатора и движений по команде, увеличение амплитуды движения в суставах рук и кистей
Выполнение движения по содержанию потешки, а затем, по команде ведущего все выполняют хлопки: перед собой, над головой, за спиной, сидя на корточках, лежа на спине, лежа на животе. Ведущий задает темп: «ладушки, ладушки..Хлоп, хлоп»
Развивающие игры
Лепка из теста (или мокрого песка) пирожков
Цель: развитие мелкой моторики, повышение эмоционального тонуса
« У Ляли в гостях»
Цель: показ и называние действий, помогать выполнять перечисленные действия, развитие зрительного внимания
Материал: зайчиха Ляля, игрушечная кровать, умывальник, стол, стул, посуда, одежда для Ляли, полотенце, расческа.
Воспитатель сообщает детям, что они сегодня пойдут в гости к зайчихе Ляле. Зайчиха выполняет ряд действий, которые комментирует педагог: «Ляля спит»; «Ляля умывается»; «Ляля завтракает»; «Ляля одевается»; «Ляля идет гулять». Дети должны не только наблюдать за действиями зайчихи, но и помогать ей выполнять все перечисленные действия.
Игры-занятия, игры-упражнения в группе совместно с родителями или с воспитателями за столом, или в игровых уголках
Цель: учить детей навыкам общения с взрослыми и сверстниками, адаптация ребенка в группе
Игровые ситуации, общение
Рассматривание семейных фотоальбомов, беседы.
Цель: познакомить детей группы друг с другом и с семьями друг друга
Второй завтрак. Закрепление навыков самостоятельности и самообслуживания.
Подготовка к прогулке. Уход детей домой. Рекомендации родителям по поводу организации режим дня ребенка в детском саду и дома, организация бодрствования детей в семье.
Вторник. Утро
Утренний прием детей. Работа с родителями. «Давай познакомимся!» (игра с воспитателем). Игра проводится с надувным мячом. Воспитатель бросает мяч и называет имя ребенка, который должен поймать мяч. Эту игру можно разнообразить, например, вместо мяча можно передать игрушку (самую красивую) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много. Продолжаем знакомство родителей и детей с помещениями и назначением.
Игра «Копилка» для родителей
Цель: помочь родителям ориентироваться в возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка; повысить педагогические знания родителей детей раннего возраста. Воспитатель рекомендует родителям завести альбом-копилку, куда бы они могли складывать памятки, полученные в детском саду, фотографии, советы сотрудников детского учреждения.
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми.
Игра «Ходим – бегаем – танцуем»
Цель: воспитывать способность к подражанию, поощрять самостоятельность и инициативность
Воспитатель берет в руки зайчиху Лялю. Ляля хочет с вами поиграть. (Играет с игрушкой, зайчик бегает, танцует, отдыхает). Ребята, покажите, как Ляля танцует. Как она бегает? Как ходит? Отдыхает? Ляля хочет поиграть в мяч. Покажите, как можно играть с мячом? Воспитатель может предложить свои варианты игр с мячом в группе и на улице.
Чтение детских книжек, рассматривании иллюстраций, беседа о игрушке, с которой ребенок пришел в детский сад, рассматривание фотоальбомов и т. д.
Цель: развиваем навыки общения, способствуем развитию диалога с педагогом
Зарядка (с музыкальным сопровождением) Хороводная игра «Заинька, попляши».
Цель: развитие координации движений и чувства ритма, формирование навыка выполнения команды, повышение эмоционального тонуса
Игра «Зайка»
Цель: развивать способности к подражанию. Учить играть со сверстниками. Учить детей активно проявлять себя в игре.
Дети и взрослые встают в круг и выполняют движения, соответствующие тексту.
Заинька - зайки,
(дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку)
Маленький зайка,
(садятся на корточки, показывают, какие они маленькие)
Длинные ушки,
(приставляют ладошки к голове)
Быстрые ножки.
(бегут)
Заинька - зайка, маленький зайка,
(движения повторяются)
Деток боишься,
(обхватывают себя руками)
Зайчишка – трусишка.
(изображают страх, «дрожат»)
Пальчиковое упражнение «Зайчик»
Зайка серый, что дрожишь?
От лисы ты убежишь.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
Формирование культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры, мытье рук, прием пищи, одевание).
Перед завтраком и обедом воспитатель вместе с детьми рассматривает умывальную комнату, предлагая детям назвать все, что там находиться, рассказать, как они моют руки, для чего нужны мыло и полотенце, как они узнают свое полотенце. Воспитатель напоминает детям, что, перед тем как умываться, надо закатать рукава, чтобы они не намочились. Вытираться полотенцем насухо.
Завтрак. Воспитатель учит детей мыть руки, пользоваться мылом, полотенцем. Игра «Ляля заболела»
Цель: Закрепление навыков самостоятельности и самообслуживания.
Ляля заболела. Давайте пожалеем зайчиху. (дети подходят к Ляле и гладят ее по голове, обнимают). Смотрите, зайчиха выздоровела. Она давно ничего не ел. Нужно покормить ее. Помогите в моем мешочке найти угощение для Ляли (отыскать морковку среди других овощей и фруктов). Затем детям предлагается достать игрушечную посуду и покормить зайчиху. Дети по желанию кормят зайчиху. Посмотрите, как наша Ляля испачкалась. Давай, я вытру тебе платком лицо и руки. Дети, а вы умеете вытирать свое лицо и ручки? Покажите, как вы это делаете. (Детям раздаются салфетки).
К нашей зайчихе пришли гости (педагог ввозит их на большой машинке). Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей, четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы. Игра «Песня – попевка». Затем детям задают вопросы: «Как поет свинка?» и т. д.
Возможно рассматривание картинок из серии домашние и дикие животные.
Игры с элементами фольклора
Потешка «Сидит белочка в тележке» (пальчиковое упражнение). Учим детей поочередно разгибать пальцы, начиная с большого
Пальчиковое упражнение «Дружат наши дети»
Цель: развитие координации движений рук, умения выполнять действия по команде
Пальчиковое упражнение «Пальчик о пальчик»
Цель: развитие координации движений рук, умения выполнять действия по команде
Пальчик о пальчик тук да тук
(повторить 2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай
(хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай
(повторить 2 раза)
Спрятались, спрятались
(закрыть лицо руками)
Пальчик о пальчик тук да тук
(повторить 2 раза)
Развивающие игры с дидактическими кубами, домиками и другими игрушками, направленными на сенсорное развитие, умение подбирать предметы по форме, цвету и размеру
Подвижная игра «Колокольчик»
Цель: учим бегать в разных направлениях, ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений
Игры-занятия, игры-упражнения в группе
Игра в лото на различение цвета (или подбери по цвету)
Задача: разложить на несколько однотонных цветных листах бумаги бросовый материал, того же цвета, что и бумага (кольца от пирамидки, цветные шарики, кубики и пр.)
Игровые ситуации, общение
Чтение художественного произведения «Как собачка разучилась лаять» в кн. «Баюшки – баю», под ред. Л. Б. Дерягина
Цель: познакомить детей с художественным произведением, развиваем способность слушать и отвечать на вопросы по содержанию; развиваем навыки звукоподражания
Игра «Назови героев сказки»
Цель: развитие зрительного и слухового запоминания
Повторение потешки «Водичка, водичка»
Цель: вызвать у детей радость от прослушивания знакомых стихотворений и желание рассказывать их вместе с воспитателем; способствовать формированию интонационной выразительности речи; уточнить представление детей об оборудовании умывальной комнаты
Второй завтрак. Закрепление навыков самостоятельности и самообслуживания.
Подвижная игра «Догони собачку»
Цель: ходить в одном направлении, ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы туловища и конечностей, учить играть со сверстниками
Знакомство детей с карандашами (по кн. «Каляки-маляки»)
Цель: знакомство с изобразительным материалом, правилами работы с карандашами, умение рисовать различные штрихи и точки
Чтение художественной литературы (чтение потешек из книги «Ладушки»)
Обед
Формирование культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры, мытье рук, прием пищи, одевание).
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились, и обсуждают, что им больше всего понравилось. Прощание с зайчихой. Уход детей домой.
Рекомендации родителям по поводу формирования гигиенических навыков и привычек, умений самостоятельно одеваться.
Среда. Утро.
Игра «Прятки»
Цель: учить ребенка выполнять движения в соответствии с текстом. Повторять названия частей тела
Где же, где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Вот, вот наши ручки,
Вот, вот наши ручки…
Игра «Утреннее приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка
Упражнение выполняется в кругу. Все поднимают руки вверх. Воспитатель говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады!». Педагог говорит: «Все мы проснулись, за руки взялись»; руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки. Педагог, обращаясь к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь, и Саша здесь..». Затем педагог оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!». После этого все дети опускаются на корточки, и проговаривается
Потешка «Маленькими не останемся,
от носочков до макушки потянемся, маленькими не останемся, вместе все потянемся..». Все дети поднимаются и поднимают на верх руки.
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми.
Игра «Умная Катя»
Цель: уточнение представлений о своем теле
Оснащение: кукла, надевающаяся на руку.
Возьмите куклу и, когда будете читать стишок, дотрагивайтесь ее ладошкой до соответствующих частей тела малыша. Ребенок может попробовать помочь кукле.
Покажи, покажи, свои глазки, покажи.
Здравствуйте, здравствуйте, глазки!
Покажи, покажи, мне свой носик покажи.
Здравствуй, здравствуй носик!
Покажи, покажи, свой животик, покажи.
Здравствуй, здравствуй, животик!
Покажи, покажи, свои пальцы покажи.
Здравствуйте, пальчики!
«Наша Машенька встает»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, ожидание чего-то радостного, зрительное сосредоточение
Оснащение: заводная кукла (или любая другая игрушка)
Покажите ребенку заводную игрушку. Заведите игрушку. Старайтесь вызвать у ребенка смех, радостные возгласы и оживленные движения. Прочтите ребенку стишок, или отдельные строчки из него
Маша, Машенька встает.