Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Профилактика плоскостопия у дошкольников

Воробьева Галина Викторовна,
воспитатель ГБДОУ д\с №93 компенсирующего вида
Калининского района  Санкт-Петербурга

     В последнее время  все более распространенным заболеванием становится плоскостопие- деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь.   Плоскостопие влечет за собой ряд последствий, нарушающих функцию опорно-двигательного аппарата.         Основными причинами плоскостопия являются наследственные факторы, нерациональный двигательный режим, неправильный подбор обуви, слабость мышечно - связочного аппарата стопы. Еще одна причина плоскостопия – участившиеся проблемы с нервной системой, что отмечается головными болями, неврозами, нарушением сна. Плоскостопие в данном случае – прямое следствие слабости нервной системы. Симптомами плоскостопия являются повышенная утомляемость при ходьбе, боли в икроножных мышцах, вальгусная деформация стопы, снижение физической работоспособности, а также изменение положения таза и искривление позвоночника. Такие нарушения осанки ведут к раннему остеохондрозу, функциональной недостаточности кровообращения мозга и вегетативным нарушениям. Указанные изменения развиваются постепенно по мере истощения компенсаторных возможностей организма.
     Но всех этих неприятностей можно избежать активной профилактикой плоскостопия. В дошкольном возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Диагноз «плоскостопие» врачи-ортопеды ставят только после четырех лет. До этого речь может идти не о заболевании, а о физическом отклонении – свод стопы еще только формируется. В детском возрасте организм отличается большой пластичностью и можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
      Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств: физических упражнений и правильно подобранных обуви и ортопедических приспособлений. Немаловажное значение имеет правильный подбор обуви, чтобы стопа при ходьбе не деформировалась и принимала физиологическую форму. Детская обувь должна защищать ногу ребенка от ударов, не препятствовать нормальному естественному развитию мышц стопы и придавать устойчивость. Обувь должна быть легкой, сделана из натуральных материалов, с жестким задником, гибкой подошвой, небольшим широким каблучком и супинатором. Среди профилактических средств важными являются лечебная физкультура -  специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава. Особенно хороший эффект достигается при ее сочетании с массажем голени и стопы. Прекрасным профилактическим средством являются каждодневные теплые ванны с морской солью. Хорошо, если ребенок будет заниматься каким-либо видом спорта. Но родителям необходимо позаботиться о том, чтобы комплекс упражнений соответствовал его возрасту, росту и весу. Для профилактики плоскостопия лучше всего подойдет плавание.
     В детском саду утренняя гимнастика является испытанным средством профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (сколиозы, начальные формы плоскостопия). Для профилактики плоскостопия при проведении гимнастики мы используем упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц и голени, стопы и пальцев ног. Используем игровые приемы: « Пройди как медведь ( лиса, гусь, зайка)», « Посмотри на крылышки за спиной», « Потянись, поймай птичку», « Наклонись, поклюй зернышки».. Комплексы составляем так, чтобы нагрузку получало наибольшее количество групп мышц тела. Упражнения проводим утром и после дневного сна. После дневного сна также ходьба по массажным дорожкам и коврикам с рельефами, ребрами и различными наполнителями. В перерывах между занятиями проводим физминутки. По возможности занимаемся с детьми индивидуально.
      Используем в работе бросовый материал (шишки, желуди, каштаны, шарики, яйца от киндер сюрприза) для захвата и перекладывания стопами и пальцами ног с места на место. Изготовлены мешочки с крупой для ходьбы по ним, коврики, массажные дорожки.
      Многие упражнения для лечения плоскостопия используем и для его профилактики.
Используем игровые упражнения для развития мелкой моторики ног. Дети выполняют их сидя на стульчиках. Все они выполняются босиком.
     Попросить ребенка захватывать пальчиками стопы мелкие предметы (карандаши, желуди, каштаны, небольшие игрушки). Так развивается «хват» стопы.
 «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
«Муравьишки побежали» - постукивание пальцами ног по полу.
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног с продвижением вперед.
« Передай соседу платок» - захват пальцами ног платка и передача его соседу.
«Ножки танцуют» - круговые движения стопами ног.
«Умелый художник» - захват пальцами ног карандаша (фломастера), рисование на листе бумаги.
« Паучок» - собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
 « Кто больше соберет?» - собрать пальцами ног как можно больше предметов.
«Какой колючий ежик» - катание мячика-ежика ногой.
        Развитие движений ребенка и коррекционная работа осуществляется повседневно во время самостоятельной и организованной двигательной деятельности, в играх ( особенно подвижных), на прогулках.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»