Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
Хаакана Екатерина Анатольевна
Исследование особенностей адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду является актуальной темой. Это связано с тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни. Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения остается актуальной проблемой дошкольного воспитания. Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни для ребенка, для родителей и для всей семьи. От того как происходит процесс привыкания ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его развитие, как физическое, так и психическое. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Между тем, способность детей входить в новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные осложнения. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, для ребенка детский садик является новым, еще неизвестным пространством. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье: четкий режим дня, отсутствие родителей, новый иной стиль общения, отношение со сверстниками, новое помещение. Причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. Анализ деятельности различных дошкольных учреждений в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна. Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Это осуществляется через систему социально-педагогического сопровождения всех участников процесса, которая включает в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р. В. Тонкова - Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). В основе работы с детьми, в период адаптации, лежат психологические особенности каждого возрастного этапа развития, кризисные периоды, а также психологические новообразования. Исследования педагогов, медиков (Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др.) показывают, что характер адаптации зависит от возраста детей и от индивидуальных особенностей их нервной системы. Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Трудности, которые возникают у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной форме - дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. Таким образом, проблема и характер адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребёнка - это отрыв от матери и оставление ребёнка одного с не¬знакомыми детьми и чужим, незнакомым взрослым. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребёнок получал поддержку матери, её присутствие укрепляло его в новой, необычной ситуации, создавало психологический комфорт. Период привыкания детей к ДОУ - неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Адаптацию можно рассматривать, как составную часть социализации, так и в качестве ее механизма. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую. Между ними существует взаимосвязь. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личности ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает разной: позитивной, негативной, по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: ознакомление; ролевую ориентацию; самоутверждение. Адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка. Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке. Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода. 1. Возраст 2. Состояние здоровья 3. Уровень развития 4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками 5. Сформированность предметной и игровой деятельности 6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка: Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ. Первое впечатление от посещения детского сада - отрицательное. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен. Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются: а) Тщательный подбор педагогов в формирующихся группах б) Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ в) Постепенное заполнение групп г) Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей д) Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек е) Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт. В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как: 1) элементы телесной терапии (обнять, погладить); в детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость. 2) исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи. 3) Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. 4) Сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 5) Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко 6) Игровые методы взаимодействия с ребенком. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важные способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленна на формирование эмоциональных контактов: ребенок - взрослый и ребенок – ребенок, и обязательно, включающей игры и упражнения. Основная задача игр, в этот период - формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей и места проведения. Игра способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду. Проводятся консультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка. Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости, и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Рекомендуется использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО), в осенне-зимний период. При наличии физиотерапевтического кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации). В занятия по физическому воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки). Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей. Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для педагогов. От первой встречи зависит будущее взаимодействие, как сложатся отношения между всеми ее участниками. Вот почему недопустимо процедуру встречи и приема родителей сводить только к деловым контактам. Необходимо наполнить ее особым содержанием, установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и провести работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к ДОУ. Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах - письменной и устной. Преимущества личностно - ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому считаем необходимым специально подчеркнуть преимущества письменной формы. Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от заведующей, медицинской сестры, воспитателей, социального педагога, психолога и т.д. В-третьих, необходимо сначала убедить их осмыслить полученные рекомендации и следовать им, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно. Так, предоставление родителям определенной информации (требования к одежде ребенка, выполнение режима дня в семье и т.п.) избавляет дошкольных работников от необходимости давления на них и вместе с тем помогает правильно решать важные задачи, связанные со здоровьем ребенка. Разного рода памятки, рекомендации для родителей, предлагаемые в письменной форме, лишь дополняют устное, содержательное общение, а не заменяют его. Наглядная информация для родителей может включать: а) Визитную карточку учреждения с указанием направлений его деятельности и программы работы, дополнительных услуг и т.д.; б) Информацию о достижениях (дипломы, грамоты и другие награды - как сотрудников учреждения, так и детей, даже выпускников); в) Стенд о правах и обязанностях родителей, с выдержками из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон об образовании и т.д.); г) График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, наград, сведений об участии в общественной деятельности района, города и т.п.). Встреча воспитателей совместно с социальным педагогом с родителями. Цель встречи - расположить к себе родителей и получить от них первичную информацию о ребенке. В процессе индивидуальной беседы воспитатели и социальный педагог проявляют заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Выражают желание увидеть его фотографию, интересуются его здоровьем, привычками, сложившимися дома в процессе еды, засыпания. Важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют своего ребенка, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения радуют родителей, а какие - огорчают. Педагоги говорят родителям, что хотят заочно познакомить ребенка с детским садом. Предлагают вместе с ребенком рассмотреть дома заранее подготовленный альбом с фотографиями, на которых изображены детский сад, все помещения группы (раздевальная и игровая комнаты, спальня, туалет). Социальному педагогу следует подробно проинструктировать родителей, как организовать в семье рассматривание альбома, как привлечь внимание ребенка к игровой среде, заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми. Потом педагогам необходимо познакомиться с ребенком в домашней обстановке и лично пригласить его в детский сад. Посещение семьи осуществляют один или двое воспитателей вместе с социальным педагогом дошкольного учреждения. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя и социального педагога деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Время посещения семьи определяют родители. Воспитатель заранее подбирает игрушку или самоделку в подарок ребенку. Система воспитательных воздействий на ребенка: участие всех взрослых в воспитании, согласованность их действий или непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания, выполнение воспитательных функций преимущественно одним человеком; отсутствие воспитания. Организация совместных форм деятельности в семье: вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы; распределение обязанностей среди взрослых, периодическое возложение каких-то из них на ребенка; разногласия взрослых в семейных делах, частая смена главенства, изоляция дошкольника от домашних событий. Создание развивающей среды в семье: игровой и книжный уголки, наличие пособий, игр и др. Вся полученная информация тщательно анализируется социальным педагогом, воспитателями и медицинским работником. По результатам анализа определяют детей и родителей, которые в адаптационный период могут испытывать трудности. Единая, согласованная с семьей система педагогических воздействий, опирающаяся на знание возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решить специалистам проблему адаптации на должном уровне. Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развивающие игры, а также при необходимости консультируются со специалистами ДОУ.