Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Самостоятельный сегодня ребенок успешен завтра

 
Фомичева Екатерина Сергеевна
Совсем недавно западные ученые обнародовали результаты исследований, подтверждающие, что самостоятельные дети стали впоследствии гораздо более успешными в отличие от гиперопекаемых и тех, чьи родители не принимали активного участия в их жизни.
  Наблюдая около двадцати лет за семьями из разных социальных слоев общества, они установили степень самостоятельности. В их задачи входило только наблюдение, поэтому вмешательство и корректировка воспитательных мер не осуществлялись. Конечной целью было определить, насколько удачно сложится жизнь у повзрослевших детей. В качестве критериев успешности выступали удовлетворенность личной жизнью, карьерой, финансовым состоянием, а также бытовыми условиями.
  Успешными стали те дети, которые усвоили не только нормы морали, но и научились быть самостоятельными, выражать свою жизненную позицию, что отразилось на их дальнейшем выборе жизненного пути. Став на ноги, они получали моральное удовлетворение от жизни в отличие от их бездеятельных сверстников.
Как оценить степень самостоятельности?
  Приучать ребенка к самостоятельности нужно как можно раньше. Начинать следует с заданий, соответствующих возрасту, которые под силу ребенку. Сфера интересов, индивидуальные темпы развития ребенка, темперамент, врожденные задатки, а также семейная практика наказаний и поощрений — все это влияет на формирование детской самостоятельности. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (каждый из них индивидуален) и тем более с возрастными нормами (они относительны). Если уж сравнение необходимо, то оценивайте только его успехи сегодня, неделю, месяц назад.
  Наблюдайте за ребенком. Если количество действий, выполняемых им самостоятельно, постоянно растет, значит, он развивается. В то же время в чем-то он может обгонять своих сверстников, а в чем-то — отставать. Каждый ребенок уникален, и процесс его развития индивидуален и неповторим.
Что можно доверить крохе?
  Будьте внимательны и не упустите момент, когда малышу можно доверить выполнение какого-то дела. Начните с малого, не торопясь, постепенно все усложняя и усложняя задания.
  Например, убирая в комнате, доверьте малышу пропылесосить небольшой коврик, убрать на место несколько игрушек. Не заставляйте его, иначе уже завтра малыш потеряет интерес к этому занятию. Попробуйте превратить уборку в увлекательную игру или устроить соревнование, кто быстрее отнесет игрушки на место. Главное — помните, что представления ребенка о порядке не всегда будут совпадать с вашими.
  По мере взросления можно поручать ребенку самые разные дела: взбивать яйца, замешивать тесто, насыпать сыр в омлет; ухаживать за собой (умываться, расчесываться, чистить зубы, одеваться, убирать одежду в шкаф, застилать постель); класть грязное белье в стиральную машину, включать машинку, вынимать постиранное белье и развешивать на сушилке; разогревать себе еду в микроволновой печи и др., вплоть до того, чтобы самостоятельно посещать кружки и брать на себя ответственность за других людей.
Асоциальность маленьких детей
  В возрасте 2–3 лет манеры и поступки детей иногда выходят за рамки общепринятых норм не потому, что им свойственно асоциальное поведение, а в связи с отсутствием элементарного жизненного опыта и минимальными знаниями правил.
  Например, ребенок вырезает из портьеры цветочки не из вредности, а чтобы порадовать маму своим мастерством. Кто-то польет цветы не только в горшках, но и нарисованные на обоях, чтобы маме было приятно. Однажды двухлетний Матвей незадолго до прихода гостей накормил собаку подготовленными к жарке отбивными, пока мама разговаривала в прихожей по телефону.
  Пройдет время и ребенок усвоит основные правила, которые будут устраивать всех членов семьи, а пока наберитесь терпения. Похвалите малыша за находчивость, сообразительность, самостоятельность, но объясните, что штора стала некрасивой, обои отошли от стены, а гости останутся голодными. Три раза вдохните и выдохните… Успокоились? Только после этого приступайте к исправлению ситуации. Зато спустя много лет вам вместе будет что вспомнить и над чем посмеяться. Как говорится, все плохое забывается, а в памяти остается только хорошее.
Построение логической цепочки
  С 3 до 4 лет ребенок учится выстраивать логическую цепочку своих действий. Чтобы приготовить омлет, нужно взбить яйца и поджарить их. Чтобы убрать в комнате, нужно пропылесосить пол. Эта логическая цепочка и есть одна из составляющих самостоятельности. Все его действия до этого момента считаются подражанием действиям взрослых.
  Однако в подражании, на которое многие родители стараются не обращать внимания, заключена огромная польза. Безудержное желание пылесосить, как мама, стучать молотком, как папа, читать газету, как дедушка, лепить тесто, как бабушка, развивает в малыше целеустремленность. Переключая его внимание с подражания родным на полезное дело, вы тормозите первые попытки самостоятельности и возвращаете его к подражающим действиям, то есть назад. Поддержите кроху, пусть стучит молотком с папой и лепит пельмени с бабушкой, правда, если в ход пошли бабушкины любимые ножи или папина пила, следует мягко, но твердо запретить ему пользовать ими.
Право на выбор
  Признайте за ребенком право на выбор и всячески поощряйте его в этом. Но наша задача заключается — задать вопрос правильно. Например, если мы спросим ребенка, «что ты будет кушать?», он, естественно, перечислит нам все свои любимые сладости. А на вопрос, «Будешь ли ты спать днем?», он, конечно, ответит «Нет». Это неправильный подход.
 Предлагайте ребенку сделать разумный выбор: «Доченька, ты будешь на обед суп или борщ?», «Сынок, ты спать будешь в пижаме или футболке?», «Лена, ты наденешь на прогулку кофту с мишкой или кубиками?» Подобным образом построенные вопросы не позволяют ребенку взять власть в свои руки, но в то же время вы даете ему возможность самостоятельно принять решение.
Завершающий этап самоконтроля
  Ближе к 4 годам ребенок уже понимает, что он сделал плохо, а что хорошо, в каком случае его поругают, а когда ничего не скажут. Он уже освоил навыки планирования своей деятельности, ее осуществления и контроля, за выполнением. Это первый шаг вашего ребенка к зрелой, сознательной самостоятельности.
Обратная дорога
  К противоположному эффекту приведут гиперопека и индифферентный стиль воспитания детей.
  Гиперопека — это стиль воспитания, при котором родители проявляют чрезмерную заботу о ребенке, даже если отсутствует опасность. Родители привязывают ребенка к себе, направляя его поведение по ими намеченному пути, лишая его возможности самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности. Они опекают его из-за постоянного страха за его здоровье, благополучие. Несмотря на то, что по мере взросления требования к ребенку должны меняться, родители продолжают относиться к нему как к младенцу, не давая ему проявить признаки самостоятельности. В результате у ребенка возникают беспокойство и тревога, не свойственные детям в этом возрасте, развиваются инфантилизм, неуверенность в себе, зависимость, боязнь риска и страх общения.
  Индифферентный стиль — отсутствие у родителей интереса к детям и невыполнение родительских обязанностей. Иногда потому, что у них просто не остается сил и времени на воспитание детей из-за тягот повседневной жизни. Они не участвуют в жизни ребенка, не предъявляют требования, между ними нет теплых взаимоотношений. В результате этого дети становятся беспомощными, поскольку задерживаются в развитии. Как правило, такие дети не проходят даже стадию подражания действиям взрослых. Они подолгу играют в одно и то же, не проявляют любопытства ко всему, так свойственного этому возрасту.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился хороших результатов, стал успешным в жизни, научите его самостоятельности и активному выражению своей жизненной позиции как можно раньше.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»