Загоскина Анна Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории средней логопедической группы, ГБДОУ детский сад № 18 Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Для всестороннего развития личности ребенка наличие детского общества играет огромную роль, так как в общении со сверстниками ребенок учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Положение малыша в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.
Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и способен к личностному росту.
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых и она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Практика показывает, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми.
В последнее время наша быстротечная жизнь, ее нестабильность, откладывают отпечаток на внешности человека, особенно на его лице, и дети становятся «заложниками» настроения родителей. Дети стали испытывать дискомфорт. Дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка.
Особенно важным и в то же время своеобразным является возраст 3-4х лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности.
В этом возрасте приходят к нам дети с общим недоразвитием речи. Это в сочетании с неформированностью мотивации общения ведет к нарушению активности разных компонентов деятельности. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и т. д. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.
Моя задача, как педагога, сделать наиболее безболезненным переход малыша из домашних условий в детский сад, помочь легче адаптироваться в группе детей, создать условия для самовыражения, объединить всех детей совместной деятельностью, способствовать повышению уверенности в своих силах. Главное, что помогает объединить малыша со сверстниками - это игра - единственно важное средство быстрого привыкания малыша к жизни в детском саду, к воспитателю и своим сверстникам, так как она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует его и регулирует его поведение. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, в активных движениях, в общении. Игра - это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребёнок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, делая её более осмысленной и осознанной.
Игра - самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве. Основная задача игр с детьми в адаптационный период - наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, проявить заботу, доброжелательность, внимание.
Каждый приход ребёнка в детский сад - это «встреча» - детей друг с другом и со взрослыми в специально организованной обстановке и ситуации, встреча родителей друг с другом и с педагогами, которые входя т в нашу жизнь не как специалисты, а как помощники, как друзья. И для малыша, как важно, чтобы его ждали, чтобы ему были рады, куда он пришёл. От этого зависит всё происходящее потом. Встреча создаёт фон и нужно, чтобы это был фон любви, а не равнодушия.
С целью сохранения эмоционального благополучия детей большую роль играет предметно - развивающая среда. Подбор и расстановка мебели (мягкие пуфы, диваны, кресла) в групповой комнате, «Беседка», «Ширма - домик» позволяют детям общаться в свободной непринуждённой обстановке, создают предпосылки для проявления непосредственности и раскрепощённости, способствуют налаживанию более тесного общения друг с другом.
Дети, которые приходят к нам в группу, чаще всего не имеют опыта контактов со сверстниками. Отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения приводили к тому, ч то ребёнок и не пытался обращаться к детям, у него были «свои» способы общения с родителями, чаще всего с мамой, которая старалась понять и понимала его мимику, жесты и невнятные звукоподражания.
Наблюдая за особенностями поведения детей в сентябре, провела беседы с родителями, анкетирование и пришла к выводу: дети в группу пришли самые разные, с разными задатками общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в зависимости от семейного климата в семье, умения самих родителей благожелательно общаться, интересоваться жизнью сада. А малыши ведь первые уроки общения получают в семье. Например: Марианна Ч. сама ищет контакты с детьми - то игрушкой пытается обменяться, то утешает Настю С., когда та расстаётся с мамой. Матвей П. так и норовит отобрать понравившуюся игрушку у детей, Полина К. ни на шаг не отходит от воспитателя. И такие особенности поведения я отметила у каждого моего воспитанника.
Л. С. Волкова отмечает, что у детей с О.П.Р. наблюдается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально - волевой сферы.
Наблюдения каждого из малышей, анкетирование родителей помогли мне наметить перспективную коррекционную работу с детьми, продумать эффективные формы работы с родителями, привлекая их к совместной работе и активной позиции союзника но всем проблемным вопросам воспитания, оздоровления и жизни наших детей в группе.
Приоритетным направлением нашей работы на 1-ом этапе определила - развитие речевого общения через совместную деятельность игры, повышения регуляции произвольного поведении у детей. Наметила и задачи, над которыми будем работать с детьми на 1-ом этапе:
1. Способствовать установлению добрых отношений с воспитателем и детьми, эмоционально - положительному самочувствию.
2. Развивать разговорную речь детей, привлекая детей к контактам через совместную деятельность, игры.
3. Учить употреблять формы вежливого общения, дружелюбный тон.
4. Развивать интерес к сотрудничеству, обогащая опыт игрового общения.
5. Развивать воображение, творческие проявления, интерес к играм- ситуациям, играм- драматизациям на фольклорном материале.
6. Способствовать радостному проявлению от исполнения своих замыслов, желаний.
Задачи эти многотрудные, особенно в первые месяцы работы с детьми, т. е. в адаптационный период. Главное, что поможет объединить малыша со сверстниками - это игра как средство социально - эмоционального развития ребёнка. Играя с детьми, можно не только помочь им преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, но и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу. Многолетний опыт работы с детьми убеждает меня, что дети, которые много и сосредоточенно играют, приобретают большой опыт общения друг с другом, нравственных чувств. Овладение речыо в развитии общения и развития произвольности малышей играют решающую роль. Но овладение речью происходит не сразу. Главное на первом этапе этой работы с детьми играет обращение к внутреннему миру малыша, накопление чувственного практического опыта на основе развивающего образного восприятия и наглядно - образного мышления и побуждения его к активности и самостоятельности.
Большую роль в развитии этих качеств играет предметно - развивающая среда. Наглядно - образное восприятие малышей предполагает яркость, красочность в её оформлении. Вместе с родителями мы оформили игровые уголки: «Семья», «Ряженья», приобрели шапочки - маски сказочных персонажей к подвижным и хороводным играм, пошили русские народные костюмы, пополнили персонажи к разным видам театра, оформили иллюстрированный материал. Всё это привлекало и радовало наших малышей и способствовало успеху в моей работе с детьми над речевым общением через игры - драматизации малых фольклорных форм, так как это наиболее любимые игры детей.
Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (меча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очерёдность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в игре «Передай мяч» (куклу, мишку и т. д.). Дети стоят в кругу, что является наиболее удобной позицией для общения, и передают какой либо предмет. Это совсем не просто: получив игрушку, отдать её, и не просто сунуть, а посмотреть на того, кому передаёт игрушку, дать ему в руки, чтобы он не уронил, улыбнуться. В игре «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» дети последовательно обращаются друг к другу. Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нём всё же ребёнок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнёра, установить контакт с предпочитаемым сверстником. Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси - гуси», «Где мы были, мы не скажем...» и пр.). Игры эти любимы детьми; удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, они создают основу для радостных совместных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формирую т коллектив играющих детей, и это ведёт к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
Я давала детям игровые задания, которые можно выполнить только вместе, например, «парные путешествия», когда нужно пройти к цели, преодолев ряд препятствий (перешагивание через «ручеёк», ходьба по узкой дорожке и т. д.) не в одиночку, а с кем - либо из детей, кого ребёнок выберет сам. Здесь важно не качество выполнения задания, а то, что их выполняли вместе. В подвижных играх «Сборщики», «Только вместе», в игре - упражнение «Помоги Тане» и т.д. формируются умения у детей согласовывать свои действия с действиями других детей.
Я хотела не только дать ребёнку почувствовать, что он принят и любим, но и помочь ему научиться также, относиться к окружающим. Такие игры обязательно включали моменты, когда в центре внимания оказывался каждый ребёнок, при этом все смотрели на него и были рады именно ему. Например, мы играли в игру, смыслом которой была встреча: дети поочерёдно прятались за ширму, все хором звали по имени того, кто спрятался, и когда он появлялся, хлопали, махали ему руками, обнимали - выражали радость по поводу его появления.
Навыки общения и сотрудничества, которые постепенно формировались у детей, давали им возможность компенсировать свою неумелость за счёт других.
Мы играли в игры, при помощи которых у детей формировались навыки культурного поведения, например, игра - занятие «Волшебные слова», игра - упражнение «Выполни задание», упражнение «Дружба начинается с улыбки», упражнение «Просим извинения», игра «Хоровод друзей». Игры, направленные на обращение друг к другу по имени: «Ласковые имена» «Дотронься до...» Игры загадки: «Угадай, кто это?» «Постарайся угадать».
Но для развития общения совершенно простого подражания друг к другу Необходимо взаимодействие, которое предполагает не только повторение, но и ответ на слова и действия партнёров. А этому надо учить. Учить выполнять различные игровые роли, где игровые действия одних детей должны быть адресованы другим, и смысл этих действий дети должны понимать.
Например, я предлагаю малышам потанцевать, но музыки не слышно. Тогда предлагаю детям, изобразить какой-нибудь музыкальный инструмент (дудочку, балалаечку и т. д.) «плясуны» пляшут под словесное сопровождение. «Как без дудки, вот беда, Ноги ходят не туда...». Затем дети меняются ролями. Главное, что они уже понимаю т, играют роли друг за другом.
Очень любят ребята, когда я привлекаю их индивидуально к общению посредством стихов, диалогов.
-Здравствуй киса! Как дела? Что же ты от нас ушла?
-Не могу я с вами жить, хвостик негде положить, ходите, зеваете... На хвостик наступаете.
Сели куры на забор и пустились в разговор:
-Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы взлетели высоко
Касатки в небе вьются, над курами смеются:
-Эх, вы куры, ко-ко-ко, разве это высоко?
Такие стихи - диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом в привычной для детей разговорной речи, как они разговаривают в жизни.
В своей работе с детьми использую игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробушки машут крыльями, попрыгать как зайчик, походить как лисичка, медведь, волк). Имитации основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игры- импровизации под музыку «Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку» и т. д.
Обращаясь к внутреннему миру малыша, работая над обогащением его эмоционального опыта - сопереживания проигрывали игры - ситуации, например, «Мурысенька обиделась», «Кто угостит зайчика?», «Кто отведёт щеночка к маме?». Они способствуют накоплению опыта, нравственных поступков в повседневной жизни, умению слушать и сопереживать, активизируют речь и самостоятельную деятельность малышей. По мере закрепления соответствующих навыков, дети охотно помогают друг другу, благодарят за услугу.
Очень любят и увлекаются малыши играми перед зеркалом. Дети проговаривают, или распевают колыбельную песенку, укладывая любимую куклу, разыгрывают игры ситуации, подсказанные мной: ругают незадачливого щенка, опрокинувшего миску с едой, сопереживают котёнку, поранившему лапку.
Так постепенно слово начинает отображать сложные стороны окружающей действительности, во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками, с братьями меньшими - животным миром - природой. В личностном отношении к персонажам песенок, потешек от чисто созерцательного и поверхностного реагирования у малышей появляется способность к образному мышлению, умению сопереживать, что очень развивает и обогащает речевую активность у детей.
Эти возможности детей я успешно использовала в дальнейшей работе. Я стала подбирать потешки с более сложным смыслом и давала более сложные задания: не только запомнить потешки, эмоционально её прочесть, но и самим обыграть, передовая характер персонажа. Для более полного вхождения в роль использовала атрибуты ряженья, музыкальное сопровождение.
Например:
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса
-Всему лесу я краса!
Похвалялся зайка:
-Поди, догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
-Могу песни я петь!
Дети с большим удовольствием пробуют свои таланты. Не у всех, конечно, получается, но одобрение и похвалу заслуживают все. Такие представления объединяют ребят. Мы сообща обсуждаем, кто им больше нравится. Я старалась научить их замечать детали: обращала внимание на мимику (хитрый взгляд лисы, тяжёлая походка медведя и т.д.) Но к концу года дети активно участвовали в оценке игры товарищей: Гриша был зайчиком, который боялся лисы, он ушки опустил, а Маня – хитрая лисичка, когда говорит, прячет глазки за лапочку и т.д.
Продолжая эту работу, привлекая самых активных, а затем и остальных к участию в небольших спектаклях настольного театра, на фланелеграфе, пальчикового и перчаточного театра, к совместным инсценировкам, рассказывая сказку, демонстрировала игрушки и предоставляла возможность детям производить самим с ними действия.
Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки, стихотворения («Лиса и рак», «Репка», «Ёж и лиса»). Игры драматизации занимают особое место в ряду организованных игр. Это тот круг игр, в которых объединяются несколько детей, хорошо знакомых с текстом, представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Игра- драматизация важна для развития диалогического общения ещё и тем, что в ней, принимая на себя роль, ребёнок встаёт в позицию сказочного (литературного) персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Так же мы разыгрывали сказки: «Курочка ряба», «Теремок» и другие. На первых порах детям трудно было сосредоточиться. Поэтому, наряжая детей, я проговаривала отрывки из сказки, реплики персонажей. Дети учились подыгрывать друг другу, ходили как «дед», как «баба», как «курочка ряба». Мимикой, репликами выражали радость, огорчение и т.д. Затем, при моём участии от лица автора дети разыгрывали сказку. Постепенно, когда дети проиграли роли через все виды театра, малыши даже самостоятельно разыгрывали сказку. Персонажи перчаточного театра стали самыми любимыми игрушками малышей. Такому увлечению способствовало ещё и то, что представления я старалась обыграть с детьми, как посещение театра. Все дети охотно участвуют в подготовке: ставят стульчики, ширму, готовят атрибуты, приводят в порядок свои туалеты, причёсываются. У нас даже со временем появились артисты - ведущие, которые, на какое - то время становятся лидерами.
Готовя детей к показу сказки, я давала детям свободу в выражении чувств, вовлекая каждого ребёнка в разговор. Этому способствует и организация детей при таком общении. Мы садились за одним большим столом, (составленным из нескольких столов), который выполняет функцию сцены и зрительного зала. В руках у меня персонажи сказки, скажем «Репка», которыми я действую, а каждый из малышей, проговаривает, действует аналогичными игрушками.
Этот приём партнёрской позиции помогает мне оценить индивидуальные особенности и возможности ребёнка, кроме того - это позволяет активизировать его речь, развивает его фантазию, эмоции и создаётся основа для переноса опыта совместной деятельности в личный. Ещё очень ценно такое общение тем, что я могу эмоционально общаться с каждым ребёнком, задавать вопросы, поощрять инициативу самодеятельности малышей, которые охотно принимают на себя различные роли, т. е. здесь каждый участник что - то черпает для себя и имеет возможность что - то вносить. Каждый увлекается настолько, что никого из них не смущает, что вместо одного деда разбить изображаемое яичко пытается ещё десять дедов - малышей, они с удовольствием наблюдают игру своих сверстников, радуются и подражают тем, у кого это получается интересно. Детям доставляет удовольствие сам процесс психологического вживания в роль, проговаривание отдельных слов роли, которые они сами должны придумать, например, попросить курочку снести деду новое яичко, а за это накормить её зёрнышками и т. д. Но этого уровня я добивалась постоянной работой с детьми, выступая в игре равноправным партнёром, задавая тон импровизации и поощряя встречную активность малыша.
Опыт показывает, что именно такие организации взаимодействия, основанные на моём личном участии, как равноправного партнёра, позволили мне успешно решать дидактические задачи по воспитанию культуры речевого общения малышей.
Подытоживая работу с детьми над развитием навыков общения, я с уверенностью могу сказать, что только в интересной, насыщенной событиями, играми жизни детей общение между ними приобретает особую содержательность и проходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
Сейчас меня радует, что мои малыши повзрослели, чувствуют себя уверенно и спокойно, в общении между собой проявляют доброжелательность, вежливость, выдержку и терпение. Они с удовольствием пользуются вежливыми словами и выражениями (пропустите, пожалуйста, подай мне, пожалуйста, скорее выздоравливай и приходи к нам, спасибо, давай я тебе помогу и т. д.)
А ещё меня радует, что они всегда с удовольствием откликаются на любое интересное занятие, игру, активно проявляют себя, фантазируют, хорошо взаимодействуют друг с другом.
Итогом нашей работы были совместные мероприятия: вечера - досуги, фольклорные праздники («В гостя у Бабушки - загадушки», «Милости просим, гости дорогие», «Весёлые посиделки», «Весна, весна красная, приди весна с радостью!», «Прогулка в зимний лес», «Что нам осень подарила?»), которые были настоящими праздниками детей, родителей и воспитателей. Всё это радует меня и вдохновляет на продолжение работы с детьми в этом направлении, на поиск новых эффективных форм работы по обогащению культуры речевого общения малышей.
Список литературы:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2011г.
2. «Хочу и могу» - Программа по развитию адаптационных способностей дошкольников. Плотникова Н.В. педагог-психолог издательство «Речь» 2011г.
3. «Давай познакомимся» - тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. «Детство-Пресс»,Санкт-Петербург 2004г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, №3. 2001г.
5. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» Сертакова Н.М. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2009г.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.