Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Этика делового общения с родителями в ДОУ

 Лежнева Анастасия Николаевна
 
Высокая техника педагогического общения -
не только один из компонентов, но и ведущая
составляющая педагогического мастерства
М.И. Скаткина
 
      В современном мире родители все чаще сталкиваются с разными проблемами в  воспитании своего ребенка и, к сожалению, не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. На помощь им могут прийти профессионалы (педагоги, психологи и др.), но в последнее время диалог между педагогом и родителями сводится чаще всего к взаимным претензиям, непониманию друг друга. Наверное, у каждого педагога была такая ситуация, когда было сложно добиться взаимопонимания с родителем: одни уклонялись от советов педагога, другие начинали обвинять его во всех возникших проблемах. Цель родителей и педагога одна – воспитание и обучение ребенка, и лишь объединив усилия, можно достичь положительный результат.
 Основным средством установления контакта с родителями для педагога является он сам, а именно: его профессиональные знания, умение их преподнести; его педагогический имидж. Успешность работы педагога в большей степени зависит от его умения общаться, находить выход из конфликтных ситуаций, поэтому ему необходимо знать основные приемы и правила этики делового общения. 
       Говоря об общении, стоит для начала поговорить о внешнем виде педагога. Недаром знаменитая русская пословица гласит: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Родитель только встречает нас, а уже в голове сформировано какое-то мнение на основе первых впечатлений. Наш внешний вид (стиль одежды, прическа) инстинктивно подсказывает родителям, как с нами общаться, поэтому педагогу важно иметь презентабельный внешний вид: ухоженная внешность, аккуратная прическа, чистая обувь (туфельки или балетки, а не тапочки без задников), деловой стиль в одежде. Если учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему внешнему виду, то воспитатели дошкольных учреждений, как правило, считают, что нет необходимости «наряжаться», так как дети еще маленькие и неособо что понимают. Такая позиция заведомо ложная, так как аккуратный внешний вид педагога, один из факторов развития и формирования внутренней культуры ребенка.
      Общение педагога и родителей должно строиться, опираясь на следующие принципы (В.Н. Куницына):
  • Принцип кооперации
  • Принцип вежливости
       Первый принцип говорит о том, что информация должна быть оптимальной, быть ясной (без многословности), соответствовать целям, предмету разговора, содержать правдивые высказывания. Под принципом вежливости подразумевают тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность.
       Какие же правила общения между педагогом и родителями существуют?
   Правило первое:  повышение авторитета родителей. Бывает такое, что педагоги с большим педагогическим опытом рассматривают мир через призму «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», в итоге появляется  некая категоричность, которая, в свою очередь, может стать источником обид, раздражения, неловкости, так как родители болезненно воспринимают негативную информацию о своем ребенке, иногда агрессивно, перерастая в конфликт.  Исходя из вышесказанного, можно констатировать то, что нравоучительный тон нетерпим в работе педагога, а единственно – правильная форма взаимоотношений – это взаимное уважение, где происходит совместное обсуждение проблемы и поиск решения, который удовлетворит обе стороны.
   Правило второе:  вера в воспитательные возможности родителей. Не все родители имеют профессиональную педагогическую подготовку, но, как правило, все с ответственностью относятся к воспитанию детей. Педагогам, как профессионалам в своем деле, необходимо «помочь» родителям, повысив уровень их педагогической культуры через различные формы взаимодействия с семьей (консультации специалистов, мастер – классы, родительские собрания, наглядной агитации и др.)
     Правило третье: педагогический такт. Он характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия и не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Какой бы ни была семья, какими бы воспитанными ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания в семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
    Правило четвертое: опора на сильные стороны ребенка в решении проблем. Формирование личности дошкольника – это трудоемкий процесс, и он не обходиться без трудностей и противоречий. Необходимо воспринимать это, как часть развития, пробовать различные методы и приемы в решении данной проблемы.
  Родители при общении с педагогом не должны сомневаться в его профессионализме, поэтому  индивидуальную беседу с родителем нужно продумать: наметить цель и содержание беседы, какой будет предполагаемый результат. Необходимо помнить, что это диалог, и нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителей. Во время общения не забывать о манере поведения, жестах, позе; сохранять доброжелательную атмосферу и показать желание разобраться в сложившейся ситуации. Стараться избегать оценочных суждений, начинающихся с «не» (непослушный, невоспитанный), а также не рекомендуется после положительной информации о ребенке, говорить о негативных фактах через союз «но» (ваш сын умный, но непослушный); чаще употреблять «мы», «вместе» (а не «ваш ребенок»), что будет говорить об общей цели в решении проблемы. Обязательно нужно выслушать мнение родителя, а также выразить свое мнение по поводу услышанного («Я рад тому, что у нас единые взгляды на..», «Меня удивило..», «Я огорчена..» и т.д.). Конкретные советы должны даваться педагогом только в том случае, если родитель просит у него совета.
    Если диалог происходит по инициативе родителя и педагог вынужден вступить в спор, то для начала необходимо внимательно выслушать собеседника, дать ему возможность высказаться, ни в коем случае не отвечать агрессией на агрессию, а попытаться понять, что кроется за агрессией, что волнует родителя. Беседа будет более конструктивной, если Вы выразите сочувствие, понимание переживаний родителей («Я вижу, Вы обеспокоены поведением…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся». Педагогу не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов и доказать несостоятельность фактов при помощи весомых аргументов.
    Л.Б. Невалина предлагает придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:
  • - Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.
  • - Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.
  • -Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.
  • - Опираться на факты и логику.
  • -  Быть лаконичным.
  • - Прогнозировать последствия своих слов.
  • - Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.
  • - Уметь признать свою ошибку.
  • - Избегать нечестных приемов в споре.
  • - Не попадаться на удочку комплиментов.
 
 
АНАСТАСИЯ ЛЕЖНЕВА,
ГБДОУ № 74 Калининского района СПБ
 
Литература:
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2003. 
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов.- СПб.: Питер, 2003, 2004. 
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005. 
4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004.
5. https://dohcolonoc.ru/stati/8429-stil-obshcheniya-pedagoga-s-roditelyami.html

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»