Привычка быть нравственным…
Калинина Светлана Валерьевна,
воспитатель детского сада №22
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель детского сада №22
Калининского района Санкт-Петербурга
В любой эпохе развития общества и государства особую значимость имела задача воспитания нового человека – крепкого и здорового, широкообразованного, всесторонне развитого, обладающего высокими нравственными качествами. Решающая роль в решении этой задачи принадлежит семье. Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использовать эти возможности в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Возможности маленького ребенка велики. Однако, для того, чтобы реализовать эти возможности, обеспечить полноценное развитие ребенка, необходимо правильно организовать его целенаправленное обучение и воспитание уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольные годы следует начинать формировать у ребенка те способности и нравственные качества, которые необходимы будущему гражданину нашего общества.
Воспитание нравственных навыков – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, на улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.
Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной деятельности. Так, в 3-4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте и аккуратности, опрятности. В этом же возрасте – с развитием и пониманием речи окружающих – вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать сою речь понятно для окружающих и так далее. Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность разнообразно упражняться в этих навыках.
Здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Мама и папа здороваются с соседями; не говорят дома повышенным тоном, следят за речью; всегда опрятно одеты и замечают неполадки в одежде детей; чтобы ни случилось, проявляют такт в обращении с детьми – не унижают перед другими, не задевают самолюбия.
Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям. Нужно не просто детям сказать «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки, наведения порядка в комнате. И здесь родителям не стоит забывать подкреплять показ своим личным примером, поведением. Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на более мелкие, конкретные действия. Постепенное обучение детей выполнению этих маленьких конкретных правил помогает усвоению обобщенного правила. Важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.
Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей растут грубые, невнимательные дети. Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки. Важно упражнять детей в нравственных действиях, используя при этом естественные жизненные ситуации, создавая специальные условия, побуждающие к таким поступкам. Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка.
Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным. Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности.
Правильное нравственное воспитание ребенка немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам. Детям следует объяснить, убедить, довести до сознания что хорошо и что плохо в их поступках. Именно оценка взрослого позволяет утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, общительным, послушным, вежливым. Оценивая поведение ребенка, вы всегда должны иметь в виду, прежде всего, конкретный поступок. Когда малыш ведет себя плохо, нельзя закрывать на это глаза, потому что в других случаях, и гораздо чаще он совсем другой. Поощрение положительных поступков затрагивает чувства детей, побуждает к действию.
Не забывайте о художественном слове – рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения. С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя нравоучениям или отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.
И, наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно. Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным, а также в требованиях окружающих ребенка взрослых важно единство.
Все мы хотим видеть своих детей счастливыми – и сейчас и в будущем, когда они вырастут. Для воспитания нравственности в дошкольном возрасте имеются особые благоприятные условия, и, будучи сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.
Литература
- Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников – МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
- Верин-Галицкий Д.В. «О нравственном воспитании». Журнал «Социальная педагогика». Издательство «Народное образование». Москва. — 2012. — № 3. — С. 119-125
- Библиотека для родителей «Мир детства» Педагогика Москва