Обучение звуковому анализу слова
как основная задача этапа подготовки
к обучению грамоте
Антонова Татьяна Анатольевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№12
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове. Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха детей, умения определять количество и последовательность звуков в слове, производить слого-звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. В добуквенный период обучения дети открывают «саму звуковую материю слова». Формирование у дошкольников умения выделять звук в слове начинается с особого приёма – произнесения слова с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука.
Музыкальный работник может во многом помочь в развитии звуковой культуры речи детей, правильно используя различные части музыкальных занятий для достижения поставленной цели. Так, развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов. Для развития речевого дыхания большое значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни.
Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо. Пение дает также возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.
Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с “песенками” комара – ззз, струйки воды – ссс. В музыкальных играх дети часто подражают жужжанию жука, кваканью лягушек, рычанию медведя, звуку летящего самолёта, крику чаек, пению птичек и т.д.
Также на данном этапе используются обучающие песенки, типа:
В словах на "с" - повсюду свист,
Он слышен здесь прекрасно;
"Собака", "сумка", "сахар", "лист"…
Теперь тебе все ясно?
В словах на "ш" - совсем не то,
Тут шум сплошной мы слышим:
"Шалаш", "подушка", "решето",
"Шуршим", "решаем", "пишем"…
Чтоб "с" услышать в слове "лист",
Запомни ты без долгих дум,
Что в звуке "с" - один лишь свист,
А в "ш" - шипенье, шорох, шум!
Эти забавные стихи, положенные на музыку, помогают осознать различия в звучании оппозиционных звуков, произвести слуховую дифференциацию, научиться выделять заданный звук в любой позиции (начале, середине или конце слова). Музыка усиливаетвосприятие звука, предаёт ему своеобразную окраску и легко запоминается детьми. Также используются песенки такие как «пропой своё имя». Дети учатся определять с какого звука начинается его имя, а также длинное оно или короткое, делят его на слоги, прохлопывая ритм. После этого дети учатся определять, с какого звука начинаются имена их друзей, короткие они или длинные. Интонационное выделение звука в слове — это средство для проведения звукового анализа, способ действия с формой слова. Введение интонационного выделения звуков впервые дает возможность ребенку отчленить форму слова как нечто отличное от содержания и выделить единицы в форме слова — звуки.
Первостепенная задача - это обучение воспроизведению звукоподражаний, а затем обучение отчетливому и внятному произнесению слов. Однако, чтобы научить детей четко и ясно воспроизводить звуки и слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, точно употреблять интонационные средства выразительности), необходимо прежде всего научить их внимательно вслушиваться в речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Эта работа является важной предпосылкой для формирования звуковой (произносительной) стороны речи. Еще И. М. Сеченов в своей книге “Рефлексы головного мозга” указывал на то, что функция речедвигательного анализатора формируется и развивается на базе слухового. Поэтому другой и не менее важной задачей воспитания звуковой культуры речи является развитие у детой слухового восприятия. Развивать фонематическое восприятие (формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия). Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты.
Таким образом, особое внимание следует обратить на возможность использования музыкальных занятий в работе над звуковой культурой речи. Эта работа должна проводиться согласованно воспитателем и музыкальным работником, так как отдельные элементы музыкального занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) развивают у детей речевой слух, речевое дыхание, голос, дикцию, темп, ритм и интонационную выразительность речи.
Отличительная черта сольного и хорового пения: совершенствование вокальных навыков (дыхание, дикция, артикуляция, звукообразование и звуковедение). Формирование вокально-слуховой координации. Развитие активности слухового внимания. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Умения в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др. Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них. Развитие вокальных навыков способствует развитию фонематического слуха и помогает в дальнейшем ребёнку правильно и быстро научиться читать.