Совершенствование творческих способностей через ручной труд
Омельчук Людмила Анатольевна
«Изучая – рисуем, рисуя, изучаем, чтобы
создавать новое, радующее окружающих и себя»
«Источники способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, а от пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли» (В.А.Сухомлинский)
Основным критерием готовности детей к учебной деятельности являются умение рисовать лепить, пользоваться ножницами, иголкой, ориентироваться на листе бумаги и умение трудиться. Освоение этих навыков способствует развитию мелкой моторики рук, а руки голова язык связаны одной веревочкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию в учебе. Трудовое обучение проводится в единстве с коррекционно - развивающим педагогическим процессом и формирует у детей следующие навыки: ориентировка в задании планирование работы навык самооценки и самоконтроля. В значимой мере всему этому способствуют занятия по ручному труду, они интересуют детей и интересны тем, что есть возможность сменить деятельность и проявить свою смекалку и творчество. Так же ручной труд полезен тем что он развивает гибкость подвижность рук упражняет зрение- все это эффективно развивает психические процессы детей и способствует развитию успешной учебной деятельности. «Задача школы и родителей - говорит Сухомлинский – дать каждому ребенку счастье, а оно многогранно. Оно состоит в том, чтобы каждый человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, наслаждаясь красотой окружающего мира и передавать красоту для других». Занятия ручным трудом в школе дают воспитателю широкие возможности для общего развития детей, эстетического воспитания и практической подготовки к труду и жизни, сближают детей. А также эти занятия дают возможность пробудить в детях способность к эмоциональному и эстетическому восприятию окружающей нам действительности, развивают детское воображение, творческие способности, воспитывают художественный вкус, умение занять себя в свободное время досуга. В своей работе с детьми в этом виде деятельности я придаю большое значение наглядному материалу и оборудованию (новизна красок по стеклу картинок переводок и т.д.). Для создания настроения и повышения продуктивности этого вида деятельности детей часто использую музыкальное сопровождение. Свои занятия по ручному труду в начале учебного года строю на работах с использованием природного материала. На прогулках проходит предварительная работа по наблюдению и рассматриванию разнообразия окружающего мира: краски природы, составление композиций. Учу детей видеть красоту и прекрасное в мире растений, животных, насекомых. Подмечая изящество в строении цветка, листика, веточки, бабочки и т.д. на прогулке стараюсь развивать у детей наблюдательность, обращая их внимание на окраску осенней листвы, цвет весеннего неба, зелени пробуждающееся весной природы или на цветовую гамму в небе в ясный морозный день, окраску домов, солнца, радуги, деревьев. Особенно сильно воздействует на воображение детей иллюстрации сказок – их красочность декоративность и затейливость. Декоративно-прикладное искусство широко вошло в быт современного человека. Человек по своей натуре – художник и с давних времен привык создавать для себя красивые вещи, украшать себя и свое жилище изображающих на предметах быта различные растения птиц и зверей. Искусство развивает вкус, и творческие способности ,фантазию, а также учит понимать особенность этого вида искусства. Занятия по «народному творчеству» помогают в работе по ручному труду. Я знакомлю детей с элементами различной росписи, с узорами и кружевами, которые используют в декоративной росписи («Хохлома», «Городец», с росписью подносов - «Жестовской» «Гжель» «палехских мастеров» - шкатулки с росписью досок с всевозможные сувениры: «русская матрешка» «дымка» «Филимоновская игрушка» «пасхальные яйца» и др. дети узнают, что украшение на платье платках доске выполнены из ягод листьев и т.д. Во время занятий показываю и рассказываю детям как в узорах можно встретить: сказочно красивые красные елочки синие грибы, голубых зайчат, зеленых и красных птичек. Дети с большим интересом и желанием расписывают изготовленные ими игрушки- забавы. Занятия по ручному труду это благодатная почва для развития гармоничной личности ребенка и здесь задействовано все: мышление, внимание память, творческое воображение при этом вырабатывается усидчивость, аккуратность и трудолюбие. А трудолюбие – это, прежде всего сфера эмоциональной жизнедеятельности ребенка стремление работать тогда когда труд ребенка дает ему желаемую радость. И чем глубже радость труда, тем нагляднее он видит в своей деятельности самого себя свои усилия свое имя. Радость труда – могучая сила благодаря которой ребенок осознает себя а это значит что труд требует напряжения и упорства. Я полностью согласна с мнением психолога в том, что детей абсолютно неспособных нет. И среди детей с проблемами в развитии есть ребятишки, одаренные в различных видах деятельности доступной им. И если семья и школа сумеют открыть их, стимулируя, поощряя творческие подходы- то такие школьники могут достичь значительных успехов и занять достойное место в обществе. Очень нравятся детям занятия «оригами». В ходе этой работы дети приобретают следующие навыки: они видят конструкцию, анализируют ее с учетом практического назначения, умеют подчеркнуть красоту внешнего вида предмета преобразованного в определенную форму. И так как бумага является универсальным и очень доступным материалом то этому виду можно привлечь большое количество детей. Все изготавливаемые детьми поделки мы использовали в их игровой деятельности: на прогулке в сюжетно ролевых играх в играх драматизациях и т.д. мне удалось заинтересовать детей полюбить ручной труд и этот вид искусства. К любому празднику мы украшаем свой класс поделками, изготовленными своими руками. Детей очень радует своя работа. И все это сплотило детский коллектив.