Статья
Урок как среда взаимодействия
Кожемякина Марина Михайловна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
учительГБОУ СОШ №147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Школьная среда является частью образовательной среды, и урок представляет собой локальный уровень той среды, в которой протекает основная школьная жизнь учителя и ученика. Именно на уроке происходит встреча учителя и ученика, перерастающая затем в процесс обучения. Именно на уроке они совместно начинают проектировать и строить такую образовательную среду, которая будет способствовать их взаимодействию, а значит и развитию.
Обучение – это двусторонний взаимосвязный процесс, включающий преподавание и учение, предполагающий его участников: учителя и ученика.
С одной стороны, в процессе обучения принимает участие учитель, который планирует свою деятельность, а также деятельность учеников на уроке, организует ее, контролирует, корректирует, и анализирует; с другой стороны ученик как второй субъект процесса обучения должен уметь выполнять на уроке сначала под руководством учителя, затем самостоятельно, а дома только самостоятельно те же самые функции, что и учитель, то есть планировать свою деятельность, организовывать ее, контролировать, корректировать и анализировать.
Какие же условия необходимы для того, чтобы урок стал средой взаимодействия?
1. Целенаправленное планирование урока, когда продуманы его основные компоненты: цель, содержание, методы, средства и
формы. Продуманы таким образом, что все они вместе или раздельно способствуют созданию среды взаимодействия.
2. Учет факторов, влияющих на состояние ученика, как внутренних так и внешних. Учитель, управляя процессом обучения, не
может не учитывать их при планировании и проведении уроков.
3. Организация образовательного процесса на уроке (оформление классного помещения как образовательного пространства,
использование различных форм и способов получений знаний учащихся, создание системы педагогических воздействий,
способствующих раскрытию индивидуальности каждого ученика).
4. Уровень профессиональной компетентности учителя.
Исходя из этого, урок как среда взаимодействия учителя и ученика продолжает обогащаться, обновляться и гибко
реагировать на требования времени. Целью взаимодействия является создание системы возможностей для эффективного
личностного саморазвития ученика. Урочная среда в наших школах должна быть личностно-ориентированной развивающей
средой.
Школе нужен учитель, способный понимать внутренний мир ребенка и активно воздействующий на него.
Литература
1. Андреев В.И.Педагогика творческого развития. Казань. 1998
2. Конаржевский Ю.А.Система. Урок. Анализ. Псков. 2006
3. Шамова Т.И. Урок в современной школе и его педагогический анализ. М., 2012
4. Федоров Б.И. Наука обучать. СПб, 2010