Формирование Универсальных учебных действий на уроках немецкого языка как метапредметного образовательного результата ФГОС
Шпилько Надежда Александровна,
учитель немецкого языка ГБОУ СОШ № 1
Санкт-петербурга
Актуальность вопроса:
Неудовлетворенность значительной части общества качеством общего образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы.
Для решения этой задачи был создан Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны в ее истории.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего метапредметных – универсальных учебных действий: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответ-ствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». «Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.
Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов неясно.
Включение в стандарты метапредметности сделано без должного научного обоснования понятия, с неправомерным отождествлением метапредметной и общеучебной деятельности, подменой педагогических и дидактических понятий психологическими. Решая важную задачу гуманизации образования, разработчикам не удалось избежать «психологизма», об опасности которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В. Краевский.
Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием. Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху.
Да и сами термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.
Очевидна недостаточность методического сопровождения учителей материалами для практической работы по успешному формированию УУД учащихся и контроля уровня их сформированности.
На основе выявленных противоречий формируется основная проблема : как обеспечить успешную реализацию стандартов второго поколения по формированию универсальных учебных действий учащихся в методическом и управленческом аспектах.
Таким образом, можно научно предположить, что процесс формирования
метапредметных результатов образования обучающихся будет более
эффективен, если:
- - реализованы идеи теоретических подходов Концепции новых государственных образовательных стандартов к проблеме формирования метапредметных результатов образования обучающихся;
- - определены методики и технологии диагностирования и формирования у обучающихся метапредметных результатов образования;
- - разработаны и реализованы на практике модели формирования метапредметных результатов образования обучающихся процессе обучения немецкому языку.
- В соответствии с проблемами и целями предполагаю первоочередное решение следующих задач:
Первая группа задач направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование сущности «универсальных учебных действий ученика», подготовки учителя к работе в новых условиях в режиме апробации учебно-методического обеспечения требований нового стандарта и предусматривает:
- уточнение и конкретизация понятий «универсальные учебные действия», «умения учиться», "самоопределение", "развивающая дифференциация", "управление школой в режиме развития";
- изучение степени разработанности проблемы подготовки учителей к формированию у учащихся «универсальных учебных действий» и выявление основных направлений ее решения;
Вторая группа задач определяется качественной практической реализацией теоретических положений концепции нового стандарта:
- разработка и экспериментальная проверка педагогических условий для управления успешной реализации стандартов нового поколения.
- разработка пакета учебных образовательных программ, учебно-методического обеспечения (пособий), рекомендаций для обеспечения достижения необходимого уровня сформированности УУД учащихся по немецкому языку ,
- обобщение полученного опыта, разработка методических рекомендаций по педагогическим основам управления деятельностью по формированию УУД учащихся.
Сочетание теоретико-методологического уровня вопроса с решением задач прикладного характера обусловило рекомендацию выбора теоретических и эмпирических методов работы для осуществления задачи. Теоретические методы: теоретико-методологический, понятийно-терминологический и системный анализ, моделирование, прогнозирование. Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, групповые и индивидуальные беседы, обобщение практического опыта.
Работу педагогам рекомендуется проводить в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе производится анализ философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, а также нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме. Была поставлена цель исследования, обоснована проблема, определена гипотеза, разработаны задачи, на основании существующих концепций и теорий были сформулированы исходные позиции исследования, разрабатывалось понятийно-терминологическое поле, обосновывался выбор теоретико-методологической стратегии .
На втором этапе разработать педагогическое обеспечение развития метапредметных компетенций у школьников среднего звена в процессе обучения немецкому языку .Эмпирическая часть данного этапа предполагала экспериментальную проверку, корректировку спроектированной модели и педагогических условий ее реализации, проверку и уточнение полученных в ходе исследования выводов.
На третьем этапе провести обработку, систематизацию и оформление результатов исследования, корректировку методики формирования УУД как метапредметных рузультатов ФГОС.
Теоретическая значимость проводимой работы заключается в:
расширении понятийно-терминологического поля исследования за счет определения понятий «метапредметности», «развитие метапредметных компетенций» и уточнении понятий универсальных учебных действий, что способствует упорядочиванию теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы;
выявлен педагогический потенциал методических приёмов и технологий для развития метапредметных компетенций в процессе обучения немецкому языку.
Практическая значимость определяется:
внедрением модели эффективного формирования метапредметных компетенций;
выявлением критериев, показателей и методик диагностики, позволяющих определить уровень развития метапредметных компетенций у школьников;
составлением комплекса заданий, представляющего собой совокупность и последовательность различных типов и видов упражнений, направленных на развитие регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенций школьников соответствующих требованиям ФГОС.
разработкой методических рекомендаций для учителей иностранных языков по формированию УУД и развитию метапредметных компетенций учащихся.
Материалы исследования могут быть использованы учителями в образовательном процессе школы, а также в системе повышения их квалификации.
Таким образом, для реализации исследуемого подхода важно учитывать следующие тезисы :
1. Модель формирования УУД на уроках немецкого представляет собой сложную, многоуровневую, динамическую систему, состоящую из взаимообусловленных компонентов (целевого, содержательного, организационного и диагностико-результативного) и этапов (подготовительного, операционного, обобщающего),основывается на положениях компетентностного, субъектно-деятельностного и системного подходов, а также на принципах научности, системности и последовательности, связи обучения с жизнью, интеграции, сотворчества.
2. Необходимые педагогические условия: а) создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе; б) вовлечение школьников в совместное решение предметно-регулятивных, предметно-познавательных и предметно-коммуникативных задач;
3. Методика формирования УУД учащихся как метапредметный образовательный результат ФГОС реализуется на трех этапах: подготовительном, операционном и обобщающем. Данная методика направлена на развитие регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенций школьников как целостной системы в процессе учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Литература:
1. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
2.Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
3.Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронныц ресур].-Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni
4.Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
5.Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
6.Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.